Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 08:14, реферат

Краткое описание

Физическая культура является органической частью общечеловеческой культуры, ее особой самостоятельной областью. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, представляющий собой средство и способ физического развития личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физ-ре.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРИСТЕТ

РЕФЕРАТ

По дисциплине Физическая культура на тему:

«Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента»

Выполнил: Кутрунов А.А.

Группа 18-341

 

Оглавление

 

 

 

 

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

    1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ— ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Физическая культура является органической частью общечеловеческой культуры, ее особой самостоятельной областью. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, представляющий собой средство и способ физического развития личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К материальным ценностям можно отнести спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К духовным же можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, которые определяют поведение человека в процессе спортивной деятельности, и др.

Основой физической культуры является целесообразная двигательная деятельность в виде различных физических упражнений, которые позволяют эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, улучшить состояние здоровья и работоспособность, а также сформировать у человека физическую подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Таким образом, физическая культура – это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества. Спорт как часть физической культуры расширяет границы возможностей человека. В спорте присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, что требует мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Стоит сказать и об отличиях физической культуры от спорта. Спорт – всегда общественная деятельность, тогда как физической культурой можно заниматься в одиночку, без сопоставления своих результатов с показателями других. Физическая и спортивная деятельность различаются и по существу. Основным видом в физической культуре является упражнение, в спорте же – это тренировка. Одна из функций физической культуры – подготовка к спорту как особому виду деятельности. Неверно будет рассматривать спорт в качестве вида производства. В условиях коммерциализации спорт стал по сути видом производства зрелищных, рекламных, игорных услуг, средством достижения экономической прибыли. Коммерческий спорт меняет свою социальную сущность, в результате чего развитие спортивных качеств в человеке перестает быть ведущей целью деятельности человека, команды. Спорт нельзя отнести к педагогической деятельности, однако педагогика присутствует в спорте, особенно на начальном этапе формирования спортсмена. Спорт принимает активное участие в социализации личности, формировании ее статуса, положения в обществе, в подготовке людей к совместной деятельности. Спорт служит средством общения и регулирования совместной деятельности, средством отвлечения, отдыха, развлечения людей. Победа в каком-либо виде спорта, обеспечивает спортсмену престиж, уважение, авторитет себе и своей общности, спортивному клубу, городу, нации, стране в целом. Также важной функцией спорта является подготовка к самозащите, т.к. по-настоящему подготовить и уметь защитить себя можно только с помощью спортивных тренировок.

Теоретическое осмысление феномена спорта определило распространенное толкование его сущности с позиций философского, культурологического, педагогического, психологического, социального, медико-биологического знаний о развитии человека. Например, культурологи рассматривают спорт как явление культуры, придерживаясь мнения, что спорт – это особая, самостоятельная деятельность, и относят его к физкультурной деятельности. Такой подход нельзя считать обоснованным, так как он включает в себя не только телесно-двигательную деятельность, но и умственную, а также техническую. Физическая культура не предполагает состязательности, а спорт без состязательности немыслим.

 

 

    1.  СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное заимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

 

    1.  ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В качестве основных компонентов физической культуры можно выделить следующие:

  • физическое воспитание,
  • физическое развитие,
  • оздоровительно-реабилитационная физическая культура,
  • фоновая физическая культура.

Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Ключевыми элементами физического воспитания являются: 1) «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, при помощи которых у ребенка складываются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в различных сочетаниях; 2) система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; 3) «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо, и его показатели можно изменять при помощи физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и наследственностью, которое может как благоприятствовать, так и препятствовать физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Посему из этого всего следует, что вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно, только учитывая особенности и возможности организма в различные возрастные периоды. Также нужно отметить, что физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от тех, условий, в котором живёт тот или иной человек. Посему, выбирая средства и методы физического воспитания, нужно учитывать влияние данных законов. Физическое развитие имеет тесную связь со здоровьем человека, и здесь оно выступает как важный фактор, определяющий как гармоничное развитие молодого человека, так и успешность освоения им профессии, эффективность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений для лечения заболеваний и восстановления функций организма, которые были нарушены или утрачены вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, имеющая широкий спектр средств и методов, которые связаны с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма. Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

К фоновым видам физической культуры относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха. Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Фоновую физическую культуру следует рассматривать как компонент здорового образа жизни, которая особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

 

 

    1.  СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. С культурой их в определённой степени сближает способ телесного развития человека, однако культура в данном случае выступает как организация и сознательное управление содержательной стороной трудовой, бытовой и других видов деятельности. Физическая культура представляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере она выполняет следующие функции:

  • социализирующую – воспитание человека и подготовка его к общественно полезной жизни;
  • интегрирующую – включение человека в непосредственную коллективную деятельность в интересах общества;
  • адаптационную – приспособление человека к различным видам трудовой деятельности;
  • регулирующую – развитие у человека необходимых для общества физических качеств и двигательных умений.

Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, обучение молодежи активному отдыху, повышение работоспособности, на эффективность профессиональной деятельности, а также имеют лечебную и реабилитационную направленность.

 

 

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Физическая культура личности – это совокупность всего того, что использовал и чего достиг человек помимо того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и всего того, что явилось в данном плане итогом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование.

Физическая культура, как и культура в целом, призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.

В качестве основных материальных ценностей физической культуры личности выступают необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они образуют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и являются обязательным средством осуществления любого вида человеческой деятельности. К духовным же ценностям физической культуры личности необходимо отнести совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т. д. Физическую культуру личности определяют её физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.

Культурным уровнем человека можно считать степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры — духовной, политической, физической и др. Это и степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Для физической ультуры таковой является степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях, которая непосредственно зависит от состояния его здоровья. Одним из критериев культурного уровня человека является его способность эффективно расходовать свободное время. В плане же физической культуры насыщение свободного времени двигательной деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку, сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.

 

 

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Физическая культура студентов высших учебных заведений является частью гуманитарного образования, и она выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, которая обязательна для всех специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента