Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:34, доклад
Физическая культура - это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Всестороннее развитие молодежи немыслимо без физической культуры. Развитым в физическом отношении можно считать такого молодого человека, который в режим дня включает регулярные занятия спортом, постоянно использует природные факторы для закаливания организма, чередует труд с активным отдыхом.
Средствами физического воспитания являются физические упражнения, массаж, подвижные и спортивные игры, ходьба, бег, закаливание, физический труд.
Физическая культура в режиме учебноого дня учеников ООШ.
Физическая культура - это
часть общей культуры общества, одна
из сфер социальной деятельности, направленная
на укрепление здоровья и развитие
физических способностей человека. Всестороннее
развитие молодежи немыслимо без
физической культуры. Развитым в физическом
отношении можно считать такого
молодого человека, который в режим
дня включает регулярные занятия
спортом, постоянно использует природные
факторы для закаливания
Средствами физического воспитания являются
физические упражнения, массаж, подвижные
и спортивные игры, ходьба, бег, закаливание,
физический труд.
Перечисленные средства имеют важное
оздоровительное значение для растущего
организма. Объясняется это, во-первых,
тем, что благодаря физическим упражнениям
повышается устойчивость организма к
инфекциям и неблагоприятным факторам
окружающей среды. Иными словами, физически
крепкий и закаленный человек болеет реже.
Во-вторых, стимулируются процессы роста
и развития, совершенствуются реакции
терморегуляции, т. е. повышается устойчивость
к простудным заболеваниям. В-третьих,
развиваются такие качества, как выносливость,
сила, быстрота и ловкость, которые способствуют
повышению умственной и физической работоспособности.
Наконец, занятия физическими упражнениями
создают положительный эмоциональный
фон, поддерживают бодрость и оптимизм.
Следует иметь в виду, что занятия физической
культурой и спортом должны проводиться
с учетом возраста, пола, индивидуальных
особенностей и возможностей организма.
Одно из ведущих требований - соблюдение
режима занятий физкультурой и спортом,
т. е. их систематичность, постепенное
увеличение нагрузок, комплексное использование
разнообразных средств и форм, благоприятные
условия, в которых занятия проводятся.
Крылатой стала фраза - движение есть жизнь.
Действительно, движение - биологическая
потребность организма. В обыденной жизни
человек совершает самые различные движения,
суммарная их величина называется двигательной
активностью. Исследованиями установлено,
что суточная двигательная активность,
выраженная числом шагов и объемом работы,
выполненной при ходьбе, с возрастом увеличивается,
причем эти показатели неодинаковы у мальчиков
и девочек. Так, у девочек 14-15 лет среднесуточное
число шагов меньше, чем у их сверстников,
на 4,9 тыс. Научно обоснованы нормы и режим
занятий физкультурой и спортом. Суточная
двигательная активность юношей 15-17 лет
должна составлять 25-30 тыс., а девушек -
20-25 тыс. шагов. Всего в движении подростки
должны находиться 3-4'/г часа в день. У юношей
и девушек 15-17 лет ходьба и бег могут заменяться
другими движениями, выполненными в процессе
трудовой и спортивной деятельности.
Сложившийся образ жизни, система трудового
и физического воспитания могут изменять
повседневную двигательную активность
детей и подростков - либо снижать, либо
повышать ее. У детей раннего возраста
суточная двигательная активность регулируется
преимущественно биологическими мотивациями,
формирующимися на основе наследственных
механизмов. У детей старшего возраста,
особенно у подростков, она формируется
индивидуально в процессе общественного
воспитания под влиянием социальных факторов.
Двигательная активность может быть измерена.
Располагая количественной характеристикой
суточной двигательной активности, можно
предсказать ее влияние на организм. Минимально
необходимый и максимально допустимый
уровни суточной двигательной активности
являются границами гигиенической нормы;
при ее нарушении оздоровительный эффект
отсутствует и даже могут развиться неблагоприятные
изменения в состоянии здоровья.
Дефицит движений обозначается термином
"гипокинезия" (гиподинамия), а возникающие
при этом многообразные нарушения функций
организма - состоянием гипокинезии. Чрезмерная
двигательная активность обозначается
термином "гиперкинезия".
Таким образом, наукой доказано, что двигательная
активность, являясь незаменимым фактором
жизнедеятельности человека, оказывает
оздоровительное влияние на растущий
организм только в диапазоне оптимальных
величин и при рациональном режиме дня.
Оптимальная двигательная активность
достигается путем правильного использования
всех средств и форм физической культуры
и спорта. Физическая культура доступна
каждому: и обязательные формы физической
подготовки, предусмотренные программами
обучения и воспитания в дошкольных учреждениях,
школах, ПТУ, и самостоятельные занятия
дома.
Велика роль спорта в формировании у подростков
устойчивой потребности в двигательной
активности. Однако непосильные спортивные
нагрузки могут вызвать неблагоприятные
изменения в организме ребенка. Об этом
необходимо знать, хотя подобные явления
встречаются редко: многочисленные специалисты
врачебно-физкультурных диспансеров охраняют
здоровье юных спортсменов. .
Не всеми видами спорта разрешается заниматься
в детском возрасте. Существуют возрастные
границы для зачисления детей и подростков
в учебно-тренировочные группы по отдельным
видам спорта, утвержденные Комитетом
по физической культуре и спорту при Совете
Министров СССР, Министерством просвещения
СССР и согласованные с Министерством
здравоохранения СССР (табл. 4). Как видно
из таблицы, ранние (в 7-8 лет) регулярные
тренировочные занятия допускаются только
в тех видах спорта, которые развивают
ловкость (художественная гимнастика,
фигурное катание на коньках, плавание
и прыжки в воду). Теми же видами спорта,
которые связаны с ускоренным развитием
силы и выносливости, можно начинать заниматься
с 13-14 лет.
Рекомендуемая величина суточной двигательной
активности должна распределяться на
весь период бодрствования, причем равномерно:
наибольшее число движений следует выполнять
в период между 9 и 12 ч и между 15 и 18 ч в соответствии
с суточными рит ами организма
Непременным условием рационально построенного
двигательного режима является качественное
разнообразие движений. Занятия физическими
упражнениями, виды мышечной деятельности
должны быть разнообразными и в то же время
соответствующими потребностям и возможностям
растущего организма.
Физическое воспитание в общеобразовательной
школе предусматривает сдачу норм комплекса
ГТО, проведение разнообразных внеклассных
и внешкольных спортивно-массовых мероприятий.
Систему взаимосвязанных форм физического
воспитания школьников составляют: уроки
физкультуры; физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная
и внешкольная спортивно-массовая работа;
самостоятельные занятия физическими
упражнениями дома, на пришкольных и дворовых
площадках, стадионах.
Основной формой физического воспитания,
обязательной для всех учащихся, являются
уроки физической культуры, которые проводятся
2 раза в неделю (по 45 мин), по возможности
с перерывом в 1-2 дня. Сдвоенные уроки допускаются
только по лыжной подготовке.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
состоят из ежедневной гимнастики до начала
учебных занятий, физкультурных пауз на
уроках, подвижных игр и физических упражнений
на удлиненных переменах.
Гимнастика до начала учебных занятий
проводится для того, чтобы повысить работоспособность
учащихся на уроках. Основой гимнастики
является комплекс физических упражнений
для различных мышечных групп: мышц плечевого
пояса (движения руками и ГОЛОВОЙ), спины,
живота (наклоны вперед, назад и и стороны),
ног (приседания, выпады, ПОДСКОКИ), Не
следует включать в комплекс упражнения,
требующие сложной координации движений,
силовой нагрузки Гимнастические упражнения
на открытом воздухе закаливают организм
и повышают его сопротивляемость простудным
заболеваниям и в плохую погоду (дождь,
холод) гимнастику надо делать в проветренных
коридорах и рекреационных помещениях,
по не в классных комнатах Продолжительность
занятий не должна превышать больше 7 мин.
Время физкультурной паузы определяет
педагог, ведущий урок. По его команде
дежурный класса открывает форточку или
окно, учащиеся прекращают занятие, ослабляют
пояса и начинают делать упражнения сидя
за партой или стоя около нее. Каждый комплекс
физкультурной паузы состоит, как правило,
из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В
комплекс включают несложные упражнения,
но обязательно с учетом характера занятий
на уроке. Например, после письменной работы
в физкультурную паузу следует включить
движения для рук с активным сгибанием
и разгибанием пальцев, свободное потряхивание
руками и кистями рук; после длительного
сидения - движения для мышц спины типа
потягивания и прогибания, наклоны и полунаклоны
с глубоким дыханием через нос; при работе
стоя - упражнения для мышц ног и ходьба
на месте.
Подвижные игры на удлиненных переменах
- хорошее средство профилактики переутомления
учащихся, сохранения у них высокого уровня
работоспособности на протяжении учебного
дня. Учащиеся сами должны выбирать вид
игры, ее темп и продолжительность. Однако
повышенные физические нагрузки, двусторонние
игры (футбол, гандбол, баскетбол) не рекомендуются.
Они чрезмерно возбуждают, после них трудно
переключиться на учебную деятельность.
Подвижные игры малой и средней интенсивности
необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала
следующего урока. Успех проведения подвижных
игр и физкультурных упражнений на удлиненных
переменах во многом зависит от подготовки
места занятий и наличия спортивного инвентаря
(мячи, скакалки, обручи, гантели, флажки,
эстафетные палочки и др.).
Информация о работе Физическая культура в режиме учебноого дня учеников ООШ.