Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:45, реферат
Краткое описание
Быть здоровымэто счастье для каждого человека. Молодые о здоровье не думают. Как правило,молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Но чем старше становится человек,тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинаетценить его.
Содержание
Введение………………………………………………………….2 2. Физическаякультура в семье…………………………………...5 3. Заключение……………………………………………………...18 4. Списокиспользованной литературы…………………………..19
Быть здоровымэто счастье для каждого
человека. Молодые о здоровье не думают.
Как правило,молодость и здоровье сопутствуют
друг другу. Но чем старше становится человек,тем
больше начинает понимать, какое это благо
– здоровье, и тем больше начинаетценить
его.
Как сохранитьздоровье? Как удержать
прекрасное ощущение молодости, силы,
радости жизни? Иможно ли это сделать?
С древнихвремен врачи задумывались
над такого рода вопросами и предлагали
различныерецепты продление молодости,
оздоровления организма. Эти рецепты менялись
помере развития научных знаний об организме
человека и о природе заболеваний.Однако
усилия медицинской мысли до последнего
времени в основном былинаправлены на
лечение уже имеющихся недугов. Естественные
природные механизмысохранения здоровья,
условия, препятствующие возникновению
болезни, изучалисьмало. Почти не исследовалось
состояние «предболезни», когда человек
еще нечувствует себя больным, ему кажется,
что он здоров, но его организм стал хужесправляться
с привычным воздействием различных вредоносных
факторов.
У многих«практически здоровых» людей
имеются неощущаемые ими (до определенного
времени)нарушения процессов жизнедеятельности,
которые постепенно переходят в то илииное
заболевание. У такого «здорового» человека
работоспособность снижается,чувство
радости жизни блекнет, появляется недовольство
собой и окружающимилюдьми.
Труднопереоценить значение своевременного
обнаружения состояния «предболезни»,
аглавное значение профилактических мер,
благодаря которым можно сохранитьздоровье
и предупредить развитие многих заболеваний.
В то же времямногие люди искренне верят
в «волшебную силу» лекарств. Некоторые
из них охотнопринимают различные медикаменты
по своему усмотрению или по совету родных,знакомых,
не консультируясь с врачом, то есть занимаются
самолечением. Приемлекарств олицетворяет
для них лечение. Безусловно, лекарства
могут принестибольшую пользу, но преимущественно,
в случае острых заболеваний и, конечно,если
они применяются по назначению врача.
Неконтролируемое же врачомиспользование
химиопрепаратов при хронических недомоганиях
может большеповредить, чем помочь.
Лучшимилекарственными, точнее, лечебными
средствами являются те, которые стимулируютнаши
собственные целебные силы и повышают
сопротивляемость организма, егоустойчивость
к воздействию микробных и других вредоносных
факторов.
Для того,чтобы быть здоровым, надо не
лечить самого себя, а принять меры дляпредупреждения
заболевания. При этом надо помнить, что
здоровье – это не толькоотсутствие болезни.
Когда человек здоров, он наслаждается
жизнью, у негохорошее, ровное настроение,
высокая работоспособность. Быстрая утомляемость,вялость,
раздражительность, нарушение сна свидетельствуют
о том или иномнеблагополучии в организме.
Здоровье –лучший дар молодости, и только
в молодости оно дается «даром». В зреломвозрасте,
а тем более в пожилом и престарелом, здоровье
надо заслужить,принимая меры к его сохранению
заблаговременно, не дожидаясь заболевания.Хорошо
известно высказывание И. П. Павлова о
том, что человек мог бы жить доста лет,
если бы он сам своей невоздержанностью,
своей беспорядочностью, своимбезобразным
обращением с собственным организмом
не сводил этот нормальный срок догораздо
меньшей цифры. Нужны конкретные знания,
большое желание и сила воли,чтобы оставаться
здоровым долгие годы.
Существуютнаследственные заболевания
или предрасположенность к той или иной
болезни. Этифакторы не зависят от воли
больного и его родителей, возникают они
вследствиедолгого неблагоприятного
воздействия на организм (токсины, алкоголь,
наркотикии т.д.).
Но наибольшеевлияние на здоровье человека
(согласно статистическим данным) оказывают
условиявнешней среды и образ жизни. Например,
известно, что городские и сельскиеусловия
проживания по-разному влияют на продолжительность
жизни населения(например, около 80% долгожителей
Сибири, Дальнего Востока и Кавказа проживаетв
сельской местности). Неблагоприятные
условия труда и быта ведут к неправильномуразвитию
детей и подростков, к преждевременному
старению зрелого населения и,следовательно,
к сопутствующим заболеваниям. Основными
причинами данныхпроцессов являются:
Пониманиероли этих факторов и умение
избежать или противостоять их воздействию
являютсяважным шагом на пути к восстановлению
и сохранению здоровья, бодрости,работоспособности,
душевной уравновешенности.
ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ
Все мыпрекрасно знаем, что воспитание
детей происходит не только в дошкольных
ишкольных детских учреждениях, но и дома,
в семье. Именно поэтому в каждойсемье,
желающей вырастить здоровых и умных детей,
необходимо заботиться об ихправильном
физическом развитии. Но взрослые должны
контролировать физическоесостояние
не только своих детей, но и самих себя.
Если вся семья будет вестиправильный
образ жизни, то дети будут расти здоровыми,
а у их родителей будетгораздо меньше
проблем со здоровьем, бабушки и дедушки
будут жить дольше, непридется принимать
множество лекарственных препаратов,
которые, как известно,«одно лечат, а другое
калечат». Таким образом, чем больше семей
будуткультурными в физическом плане,
тем здоровее и умнее будет население
всей нашейстраны в целом.
Физическаякультура состоит из двух
основных групп: общественная (общенародная)
и личная(индивидуальная).
Основойобщественной группы является
общий уровень знаний о методах и средствахразвития
и совершенствования физического потенциала
человека. Этот общийнаучно-технологический
потенциал физической культуры включает
в себя комплексспециализированных знаний
о физической активности человека, о правилах,
методахи условиях реализации их при воспитании
человека. Это знания, добытыемедициной,
физиологией, педагогикой, психологией,
спортивной наукой вовзаимодействии со
многими другими дисциплинами, — это главная
ценностьфизической культуры, общее достояние
человечества.
Основойличной физической культуры являются
физические достижения отдельного человека.Уровень
физического развития личности зависит
от его физических данных,способностей,
воспитания и спортивной подготовки. Также
уровень физическогоразвития человека
зависит и от его умения правильно использовать
свойфизический потенциал, от особенностей
его характера, от его отношения к своемуздоровью,
к своей физической подготовленности.
Таким образом, именно вфизической активности
человека реализуется потенциал его физической
культуры,отражается его способность
к совершенствованию своей физической
природы наоснове использования и освоения
накопленных всем обществом знаний, опыта,возможностей
и условий жизни.
Правильнаяфизическая, или двигательная,
активность является одним из главных
условий длясохранения и поддержания
здоровья и правильного развития. Движение
свойственнокаждому человеку без исключения,
без него нормальное функционирование
организманевозможно. Человек начинает
двигаться еще в период внутриутробной
жизни. Послерождения ребенка потребность
в движении становится все больше и больше,
этопроявляется сначала в беспорядочных
взмахах рук и ног, далее по мере роста
иразвития ребенка появляется ползание,
ходьба, бег, различная игроваядеятельность.
Врачам давно известно, что малоподвижные
дети нередко отстают вразвитии, они быстрее
других устают, страдают нарушениями сна
и т.д.Следовательно, здоровый человек
из такого ребенка уже не вырастет. Как
правило,большинство детей и подростков
отличаются высокой двигательной активностью:охотно
бегают, много ходят пешком, занимаются
спортом. Но затем часто наступаетспад:
двигательная активность людей среднего,
а тем более пожилого ипрестарелого возрастов
снижается. Это происходит как-то незаметно
– понемногузанятия физической культурой
перестают быть привычными, и человек
превращаетсяв лежащего на диване лентяя.
Но вдруг в какой-то момент он понимает,
что ему сталотрудно двигаться, и в этот
момент появляется порочный круг: чем
меньшесовершается движений, тем они труднее;
чем они труднее, тем их меньше.Недостаточная
мышечная активность также может являться
следствиемпринадлежности к какой-либо
профессии.
Статистическиеданные показывают, что
ограничения физической активности повышаютзаболеваемость
и смертность как детей, так и взрослых.
Последствиянедостаточной двигательной
активности могут быть следующие:
— ненормальная деятельность центральной
нервной системы;
— неправильный обмен веществ и др.
Большую рольв снижении двигательной
активности играет научно-технический
прогресс. С однойстороны он улучшил жизнь
людей. С другой же стороны созданные удобства
требуютот человека гораздо меньше движений
и усилий, именно поэтому и происходит
спаддвигательной активности. Развитие
физической культуры человечества и усилениевнимания
к этому элементу человеческой культуры
в эпоху научно-техническойреволюции
является, таким образом, объективной
исторической реальностью,имеющей глубокие
корни в человеческой сущности, как общественной,
так ииндивидуальной.
Содержаниефизической активности человека
составляют занятия физическими упражнениями,
воснове которых лежат целенаправленные
движения. В самом общем виде природное
вфизической активности определяется
тем, что лежащие в ее основе движениячеловека
являются результатом деятельности его
организма как живой системы.Физическая
активность человека, в конечном счете,
направляется на изменениесостояния его
организма, на приобретение нового уровня
физических качеств испособностей. Регулярная
физическая активность оказывает заметное
влияние нафункциональный статус в состоянии
здоровья занимающихся физкультурой людей.
Впроцессе физической активности происходят
существенные измененияморфологического
и функционального порядка, становится
очевидной рольфизической активности
как регулятора и стимулятора морфологического
ифункционального развития человека.
Как уже былосказано выше, важнейшим
направлением в формировании общественной
и личнойфизической культуры является
семейное физическое воспитание. Вообще
понятие«физической культуры» весьма
многогранно. Оно включает в себя и вышеупомянутуюдвигательную
активность, и закаливание, и рациональное
питание, и правильныйрежим дня, и др. Для
того, чтобы ребенок в семье вырос здоровым,
прежде всегородители должны вести здоровый
образ жизни. Также родители должны знатьособенности
роста и развития детей, возрастную динамику
деятельности нервной,дыхательной, сердечнососудистой
и других систем организма ребенка. Без
этихсведений невозможно добиться оптимального
результата в воспитании подрастающегопоколения.
Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен,
активен и доброжелателен,быстр, ловок
и силен, в нем преобладают положительные
эмоции. Здоровый ребенокрационально
питается, проходит закаливающие процедуры
и поэтому не болеет,следовательно, и не
нуждается в лекарствах. Но для того, чтобы
выраститьребенка здоровым, нужно приложить
к этому немало усилий, труда и терпения.
Итак, мывыяснили, что физическая культура,
необходимая для здоровья детей, включает
всебя следующие составляющие:
— двигательная активность, т.е. занятия
физкультурой;
— режим дня;
— рациональноепитание;
— закаливание;
Одвигательной активности говорилось
ранее, но к занятиям физкультурой мы ещевернемся,
но чуть позже. А теперь рассмотрим проблему
правильного режима дня.
Дело в том,что у каждого человека есть
свои биоритмы. Они появляются в процессе
развитияребенка в первые недели жизни,
а в дальнейшем происходит их становление.
Важно,чтобы ребенок жил и осуществлял
какую-либо определенную деятельность
именно всоответствии с этими биоритмами.
Врачи и ученые давно доказали, что нарушениецикличности
процессов могут способствовать или даже
быть причиной болезниребенка. Именно
поэтому так важно соблюдать распорядок
или режим дня. Однакородителям необходимо
понимать, что режим дня – это не жесткий
распорядок, откоторого жизнь ребенка
станет скучной и однообразной. Рациональный
режим долженбыть как стабильным, так
и в какой-то мере динамичным. Это способствуетразвитию
у ребенка хорошей адаптации. Родителям
следует помнить, что ежедневнопримерно
в одно и то же время нужно обязательно
выполнять лишь основныекомпоненты распорядка
дня: пробуждение и засыпание, прием пищи,
прогулки.Остальные виды деятельности,
включая домашние задания, можно менять
по времении продолжительности их выполнения.
А если к тому же режим будет опираться
наособенности индивидуального «биоритмологического
портрета» ребенка, тем влучших условиях
функционирования окажутся системы его
организма. Этоположительно отразится
на его самочувствии, настроении, активности
– в общем,на всем том, что составляет
понятие «здоровый ребенок». Оптимальный
режим дняребенка имеет следующие особенности:
1) Дневнойсон
Особенноследует обратить внимание на
дневной сон дошкольников. Продолжительность
снакаждого ребенка определяется в соответствии
с его особенностями. Недостаточныйи излишний
сон одинаково вредны для здоровья ребенка.
Определить необходимуюдлительность
сна можно по состоянию ребенка после
пробуждения. Перед каждымсном необходимо
проветривать помещение.
2) Правильноекормление
Необходимообратить внимание на то, что
ужин не должен быть обильным, кормить
ребенканужно не менее, чем за два часа
до сна. Перед сном ребенку нельзя давать
кофе ичай.
3) Водныепроцедуры
Утром послезавтрака и вечером перед
сном необходимо чистить зубы, также полезно
принятьдуш или, еще лучше – ванну перед
сном.
Такимобразом, для воспитания здорового
ребенка необходим рациональный режим
дня,основанный на индивидуальных биоритмологических
особенностях.