Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:05, контрольная работа
Социально-политические, экономические, общественные изменения жизни россиян радикально трансформировали жизнь общества. Создание новой системы общественных отношений, переход к рынку привели к обновлению различных сторон жизни россиян, к отказу от целевой идеологии в области образования молодежи, от педагогических идей, рассматривавших обучающихся в виде объектов воздействия со стороны преподавателей, от администрирования в образовании.
Введение………………………………………………………..………………….3
1. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры…………….…4
2. Физическая культура в структуре профессионального
образования……………………………………………………………………..8
3. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования……..….13
4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта……....18
5. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической
культуре……………………………………………………………………..21
Заключения……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Содержание:
Введение……………………………………………………….
1. Физическая культура — часть общечеловеческой
культуры…………….…4
2. Физическая культура в структуре профессионального
образования…………………………………………………
3. Физическая культура и спорт как средства
сохранения и укрепления здоровья студентов,
их физического и спортивного совершенствования……..….13
4. Организационно-правовые основы физической
культуры и спорта……....18
5. Ценностные ориентации и отношение студентов
к физической
культуре…………………………………………………………
Заключения……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Социально-политические, экономические,
общественные изменения жизни россиян
радикально трансформировали жизнь общества.
Создание новой системы общественных
отношений, переход к рынку привели к обновлению
различных сторон жизни россиян, к отказу
от целевой идеологии в области образования
молодежи, от педагогических идей, рассматривавших
обучающихся в виде объектов воздействия
со стороны преподавателей, от администрирования
в образовании.
Предпринимаемые в последние годы меры
по интеграции усилий различных источников
нравственной социализации личности способствовали
изменениям в деятельности учреждений
образования различного уровня и профиля,
создали условия для пересмотра роли и
функций традиционных социальных институтов,
характера и механизмов взаимодействия
их между собой.
Изменения, происходящие в стране, отразились
и на структуре и содержании профессионального
самовыражения современного специалиста,
потребовав компетентного решения профессиональных
проблем, возникающих в современном производстве,
что требует достаточного уровня здоровья
работника.
Имеющиеся противоречия между нормативными
государственно-общественными стандартами
по содержанию физического воспитания
студентов технического вуза в их профессиональной
подготовке и реальным уровнем готовности
будущего специалиста к профессиональному
самовоспитанию, между традиционными
и инновационными способами физической
подготовки студентов в высшей технической
школе, недостаточная теоретико-практическая
разработанность формирования опыта студентов
по использованию процесса физического
воспитания в аспекте профессионального
саморазвития обусловливают проблему:
как теоретически обосновать и практически
осуществить совершенствование физической
подготовки в высшей технической школе
студентов со стабильным проявлением
совокупности заболеваний и отсутствием
умений по организации профессионального
самовоспитания?
Проблемы подготовки студентов по физической
культуре к профессиональному самовоспитанию
остаются неисследованными.
Обновление и углубление содержания образования
в сфере физической культуры, прежде всего,
связано с наиболее полной реализацией
его культурообразующей и гуманизирующей
функций. Его социокультурная сущность
- в формировании нового образа мира и
новой, вписанной в этот образ системы
культурной деятельности личности. С одной
стороны, образовательный процесс соотносится
со своим социально значимым содержанием,
а с другой - обусловлен опытом студента
как субъекта образовательного процесса
и носителя собственной культуры. В этой
ситуации студент реализует свободу выбора,
своеобразие своего образовательного
пути, в результате которого приобретает
свою культурную идентичность. Лишь в
этом случае личность воспринимает образование
в сфере физической культуры как составляющую
собственного стиля жизни, может образовать
себя сама, подчинять образование целям
личностного роста. Одновременно образование
становится фактором психической активности
личности, формой ее культурного бытия.
Вместе с тем образование в значительной
мере детерминировано логикой процесса
развития личности, осознания ею своих
потребностей, целей. А для этого должны
быть созданы условия, в которых происходят
процессы развития и саморазвития, воспитания
и самовоспитания, обучения и самообразования.
1. Физическая культура
— часть общечеловеческой культуры
Физическая культура — органическая часть
общечеловеческой культуры, ее особая
самостоятельная область. Вместе с тем
это специфический процесс и результат
человеческой деятельности, средство
и способ физического совершенствования
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны индивида,
полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе
жизни под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Физическая культура
удовлетворяет социальные потребности
в общении, игре, развлечении, в некоторых
формах самовыражения личности через
социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет
целесообразную двигательную деятельность
в форме физических упражнений, позволяющих
эффективно формировать необходимые умения
и навыки, физические способности, оптимизировать
состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью
материальных и духовных ценностей. К
первым относятся спортивные сооружения,
инвентарь, специальное оборудование,
спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, произведения
искусства, разнообразные виды спорта,
игры, комплексы физических упражнений,
этические нормы, регулирующие поведение
человека в процессе физкультурно-спортивной
деятельности, и др. И развитых формах
физическая культура продуцирует эстетические
ценности (физкультурные парады, спортивно
-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической
культуре является физическая подготовленность
и степень совершенства двигательных
умений и навыков, высокий уровень развития
жизненных сил, спортивные достижения,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное
развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать
как особый род культурной деятельности,
результаты которой полезны для общества
и личности. В социальной жизни в системе
образования, воспитания, в сфере организации
труда, повседневного быта, здорового
отдыха физическая культура проявляет
свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и общекультурное
значение, способствует возникновению
такого социального течения, как физкультурное
движение, т.е. совместная деятельность
людей по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры.
Спорт — часть физической культуры. В
нем человек стремится расширить границы
своих возможностей, это огромный мир
эмоций, порождаемых успехами и неудачами,
популярнейшее зрелище, действенное средство
воспитания и самовоспитания человека,
в нем присутствует сложнейший процесс
межчеловеческих отношений. Спорт — это
собственно соревновательная деятельность
и специальная подготовка к ней. Он живет
по определенным правилам и нормам поведения.
В нем ярко проявляется стремление к победе,
достижению высоких результатов, требующих
мобилизации физических, психических
и нравственных качеств человека. Поэтому
часто говорят о спортивном характере
людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Удовлетворяя многие потребности человека,
занятия спортом становятся физической
и духовной необходимостью.
Физическое воспитание, включенное в систему
образования и воспитания, начиная с дошкольных
учреждений, оно характеризует основу
физической подготовленности людей —
приобретение фонда жизненно важных двигательных
умении и навыков, разностороннее развитие
физических способностей. Его важными
элементами являются «школа» движении,
система гимнастических упражнении и
правила их выполнения, с помощью которых
у ребенка формируются умения дифференцированно
управлять движениями, способность координировать
их в разных сочетаниях; система упражнений
для рационального использования сил
при перемещениях в пространстве (основные
способы ходьбы, бега, плавания, бега на
коньках, на лыжах и др.), при преодолении
препятствий, в метаниях, в поднимании
и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра
в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол,
теннис и др.).
Физическое развитие — это биологический
процесс становления, изменения естественных
морфологических и функциональных свойств
организма в течение жизни человека (длина,
масса тела, окружность грудной клетки,
жизненная емкость легких, максимальное
потребление кислорода, сила, быстрота,
выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью
физических упражнений, различных видов
спорта, рационального питания, режима
труда и отдыха можно изменять в необходимом
направлении приведенные выше показатели
физического развития. В основе управления
физическим развитием лежит биологический
закон упражняемости и закон единства
форм и функций организма. Между тем физическое
развитие мере обусловлено и законами
наследственности, которые необходимо
учитывать как факторы благоприятствующие
или наоборот препятствующие физическому
совершенствованию человека. Процесс
физического развития подчиняется также
закону возрастной ступенчатости. Поэтому
вмешиваться в этот процесс с целью управления
им можно только с учетом особенностей
и возможностей организма в различные
возрастные периоды: становления и роста,
наивысшего развития форм и функций, старения.
Кроме того, физическое развитие связано
с законом единства организма и среды
и зависит от условий жизни человека, в
том числе и географической среды. Поэтому
при выборе средств и методов физического
воспитания необходимо учитывать влияние
указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со
здоровьем человека. Здоровье выступает
как ведущий фактор, который определяет
не только гармоничное развитие молодого
человека, но и успешность освоения профессии,
плодотворность его будущей профессиональной
деятельности, что составляет общее жизненное
благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной
физической культуре создаются предпосылки
для успешного овладения той или иной
профессией и эффективного выполнения
работы. На производстве это вводная гимнастика,
физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие
реабилитационные упражнения и др. Содержание
и состав средств профессионально-прикладной
физической культуры, порядок их применения
определяются особенностями трудового
процесса. В условиях воинской службы
она приобретает черты военно-профессиональной
физической культуры.
Оздоровительно-
Фоновые виды физической культуры. К ним
относят гигиеническую физическую культуру,
включенную в рамки повседневного быта
(утренняя гимнастика, прогулки, другие
физические упражнения в режиме дня, не
связанные со значительными нагрузками)г
и рекреативную физическую культуру, средства
которой используются в режиме активного
отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные
развлечения). Фоновая физическая культура
оказывает оперативное влияние на текущее
функциональное состояние организма,
нормализуя его и способствуя созданию
благоприятного функционального «фона»
жизнедеятельности. Ее следует рассматривать
как компонент здорового образа жизни.
Она особенно эффекивна в сочетании с
другими компонентами физической культуры
и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры
используются: физические упражнения,
естественные силы природы (солнце, воздух
и вода, их закаливающее воздействие),
гигиенические факторы (личная гигиена
— распорядок дня, гигиена сна, режим питания,
трудовой деятельности, гигиена тела,
спортивной одежды, обуви, мест занятий,
отказ от вредных привычек). Их комплексное
взаимодействие обеспечивает наибольший
оздоровительный и развивающий эффект.
2. Физическая культура
в структуре профессионального образования
Физическая культура — основа социально-культурного
бытия индивида, основополагающая модификация
его общей и профессиональной культуры.
Как интегрированный результат воспитания
и профессиональной подготовки она проявляется
в отношении человека к своему здоровью,
физическим возможностям и способностям,
в образе жизни и профессиональной деятельности
и предстает в единстве знаний, убеждений,
ценностных ориентации и в их практическом
воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное
качество личности, как условие и предпосылка
эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Она характеризует свободное, сознательное
самоопределение личности, которая на
разных этапах жизненного развития из
множества ценностей избирает, осваивает
те, которые для нее наиболее, значимы.
Физическая культура студента. Мотивационно-ценностный
компонент отражает активно положительное
эмоциональное отношение к физической
культуре, сформированную потребность
в ней, систему знаний, интересов, мотивов
и убеждений, организующих и направляющих
волевые усилия личности, познавательную
и практическую деятельность по овладению
ценностями физической культуры, нацеленность
на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической
культуры определяют знания. Их можно
разделить на теоретические, методические
и практические. Теоретические знания
охватывают историю развития физической
культуры, закономерности работы организма
человека в двигательной деятельности
и выполнения двигательных действий, физического
самовоспитания и самосовершенствования.
Эти знания необходимы для объяснения
и связаны с вопросом «почему?» Методические
знания обеспечивают возможность получить
ответ на вопрос: «как использовать теоретические
знания на практике, как самообучаться,
саморазвиваться, самосовершенствоваться
в сфере физической культуры?» Практические
знания характеризуют ответ на вопрос:
«как эффективно выполнять то или иное
физическое упражнение, двигательное
действие?»
Знания необходимы для самопознания личности
в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Прежде всего это относится к самосознанию,
т.е. осознанию себя как личности, осознанию
своих интересов, стремлений, переживаний.
Переживание различных эмоций, сопровождающих
самопознание, формирует отношение к себе
и образует самооценку личности. Она имеет
две стороны — содержательную (знания)
и эмоциональную (отношение). Знания о
себе соотносятся со знаниями о других
и с идеалом. В результате выносится суждение,
что у индивида лучше, а что хуже, чем у
других, и как соответствовать идеалу.
Таким образом, самооценка — это результат
сравнительного познания себя, а не просто
констатация наличных возможностей. В
связи с самооценкой возникают такие личностные
качества, как самоуважение, тщеславие,
честолюбие. Самооценка имеет ряд функций:
сравнительного познания себя (чего я
стою); прогностическая (что я могу); регулятивная
(что я должен делать, чтобы не потерять
самоуважение, иметь душевный комфорт).
Студент ставит перед собой цели определенной
трудности, т.е. имеет определенный уровень
притязаний, который должен быть адекватным
его реальным возможностям. Если уровень
притязаний занижен, то это может сковывать
инициативу и активность личности в физическом
совершенствований; завышенный уровень
может привести к разочарованию в занятиях,
потере веры в свои силы.
Убеждения определяют направленность
оценок и взглядов личности в сфере физической
культуры, побуждают ее активность, становятся
принципами ее поведения. Они отражают
мировоззрение студента и придают его
поступкам особую значимость и направленность.
Потребности в физической культуре —
главная побудительная, направляющая
и регулирующая сила поведения личности.
Они имеют широкий спектр: потребность
в движениях и физических нагрузках; в
общении, контактах и проведении свободного
времени в кругу друзей; в играх, развлечениях,
отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении,
укреплении позиций своего Я; в познании;
в эстетическом наслаждении; в улучшении
качества физкультурно-спортивных занятий,
в комфорте и др. Потребности тесно связаны
с эмоциями — переживаниями, ощущениями
приятного и неприятного, удовольствия
или неудовольствия. Удовлетворение потребностей
сопровождается положительными эмоциями
(радость, счастье), неудовлетворение —
отрицательными (отчаяние, разочарование,
печаль). Человек обычно выбирает тот вид
деятельности, который в большей степени
позволяет удовлетворить возникшую потребность
и получить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей система
мотивов определяет направленность личности,
стимулирует и мобилизует ее на проявление
активности. Можно выделить следующие
мотивы:
♦ физического совершенствования, связанный
со стремлением ускорить темпы собственного
развития, занять достойное место в своем
окружении, добиться признания, уважения;
♦ дружеской солидарности, продиктованный
желанием быть вместе с друзьями, общаться,
сотрудничать с ними;
♦ долженствования, связанный с необходимостью
посещать занятия по физической культуре,
выполнять требования учебной программы;
♦ соперничества, характеризующий стремление
выделиться, самоутвердиться в своей среде,
добиться авторитета, поднять свой престиж,
быть первым, достичь как можно большего;
♦ подражания, связанный со стремлением
быть похожим на тех, кто достиг определенных
успехов в физкультурно-спортивной деятельности
или обладает особыми качествами и достоинствами,
приобретенными в результате занятий;
♦ спортивный, определяющий стремление
добиться каких-либо значительных результатов;
♦ процессуальный, при котором внимание
сосредоточено не на результате деятельности,
а на самом процессе занятий;
♦ игровой, выступающий средством развлечения,
нервной разрядки, отдыха;
♦ комфортности, определяющий желание
заниматься физическими упражнениями
в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям физической
культурой и спортом важны и интересы.
Они отражают избирательное отношение
человека к объекту, обладающему значимостью
и эмоциональной привлекательностью.
Когда уровень осознания интереса невысок,
преобладает эмоциональная привлекательность.
Чем выше этот уровень, тем большую роль
играет объективная значимость. В интересе
отражаются потребности человека и средства
их удовлетворения. Если потребность вызывает
желание обладать предметом, то интерес
— познакомиться с ним.
В структуре интереса различают эмоциональный
компонент, познавательный и поведенческий
компоненты. Первый связан с тем, что человек
по отношению к объекту или деятельности
всегда испытывает какие-либо чувства.
Его показателями могут быть: удовольствие,
удовлетворенность, величина потребности,
оценка личной значимости, удовлетворенность
физическим Я и др. Второй компонент связан
с осознанием свойств объекта, пониманием
его пригодности для удовлетворения потребностей,
а также с поиском и подбором средств,
необходимых для удовлетворения возникшей
потребности. Его показателями могут быть:
убежденность в необходимости занятий
физической культурой и спортом, осознание
индивидуальной необходимости занятий;
определенный уровень знаний; стремление
к познанию и др. В поведенческом компоненте
отражаются мотивы и цели деятельности,
а также рациональные способы удовлетворения
потребности. В зависимости от активности
поведенческого компонента и интересы
могут быть реализованными и нереализованными.
Свободный выбор физкультурно-спортивных
занятий свидетельствует о наличии у человека
осознанного, активного интереса.
Интересы обычно возникают на основе тех
мотивов и целей физкультурно-спортивной
деятельности, которые связаны:
♦ с удовлетворением процессом занятий
(динамичность, эмоциональность, новизна,
разнообразие, общение и др.);
♦ с результатами занятий (приобретение
новых знаний, умений и навыков, овладение
разнообразными двигательными действиями,
испытание себя, улучшение результата
и др.);
♦ с перспективой занятий (физическое
совершенство и гармоничное развитие,
воспитание личностных качеств, укрепление
здоровья, повышение спортивной квалификации
и др.).
Если же человек не имеет определенных
целей в физкультурно-спортивной деятельности,
то он не проявляет интереса к ней.
Отношения задают предметную ориентацию,
определяют социальную и личностную значимость
физической культуры в жизни. Выделяют
активно-положительное, пассивно-положительное,
индифферентное, пассивно-отрицательное
и активно-отрицательное отношения. При
активно-положительном отношении ярко
выражены физкультурно-спортивная заинтересованность
и целеустремленность, глубокая мотивация,
ясность целей, устойчивость интересов,
регулярность занятий, участие в соревнованиях,
активность и инициативность в организации
и проведении физкультурно-спортивных
мероприятий.
Пассивно-положительное отношение отличается
расплывчатыми мотивами, неясностью и
неконкретностью целей, аморфностью и
неустойчивостью интересов, эпизодическим
участием в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Индифферентное отношение — это безразличие
и безучастность, мотивация в этом случае
противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной
деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное
отношение связано со скрытым негативизмом
части людей к физической культуре и спорту,
они для таких лиц не имеют никакого значения.
Активно отрицательное отношение проявляется
в открытой неприязни, откровенном сопротивлении
занятиям физическими упражнениями, которые
для таких лиц не имеют никакой ценности.
Ценностные ориентации выражают совокупность
отношений личности к физической культуре
в жизни и профессиональной деятельности.
Эмоции — важнейший компонент ценностных
ориентации, наиболее глубоко характеризующий
их содержание и сущность. С помощью эмоций
выражаются: удовольствие, удовлетворение,
величина потребности, оценка личной значимости,
удовлетворенность физическим Я. В связи
с тем что эмоции имеют различную степень
выраженности, длительность протекания
и осознанность причины их проявления,
можно выделить: настроения (слабо выраженные
устойчивые эмоциональные состояния);
страсть (быстро возникающее, стойкое
и силь-1 roe чувство, например к спорту); аффект
(быстро возникающее кратковременное
эмоциональное состояние, вызванное особо
значимым раздражителем и всегда бурно
проявляемое, например при победе) эмоции
обладают свойством заразительности,
что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной
деятельностью.
Волевые усилия регулируют поведение
и деятельность личности в соответствии
с поставленными целями, принятыми решениями.
Волевая активность определяется силой
мотива: если я очень хочу достичь цели,
то буду проявлять и более интенсивное,
и более длительное волевое усилие. Волевое
усилие направляется разумом, моральным
чувством, нравственными убеждениями.
Физкультурно-спортивная деятельность
развивает волевые качества: упорство
в достижении цели, которое проявляется
через терпеливость и настойчивость, т.е.
стремление достичь отдаленную во времени
цель, несмотря на возникающие препятствия
и трудности; самообладание, под которым
понимают смелость, как способность выполнить
задание, несмотря на возникающее чувство
боязни, страха; сдержанность (выдержка)
как способность подавлять импульсивные,
малообдуманные, эмоциональные реакции;
собранность (сосредоточенность) как способность
концентрировать внимание на выполняемом
задании несмотря на возникающие помехи.
К волевым качествам относятся решительность,
характеризуемая минимальным временем
принятия решения в значимой для человека
ситуации, и инициативность, которая определяется
взятием на себя ответственности за принимаемое
решение.
Таким образом, в процессе физического
воспитания осуществляется воздействие
не только на биологическую основу личности,
но и на ее биосоциальную целостность.
Поэтому невозможно судить о физической
культуре личности, опираясь лишь на развитие
ее физических возможностей, без учета
ее мыслей, чувств, ценностных ориентации,
направленности и степени развитости
интересов, потребностей, убеждений.
3. Физическая культура
и спорт как средства
Владея и активно используя разнообразные
физические упражнения, человек улучшает
свое физическое состояние и подготовленность,
физически совершенствуется. Физическое
совершенство отражает такую степень
физических возможностей личности, ее
пластической свободы, которые позволяют
ей наиболее полно реализовать свои сущностные
силы, успешно принимать участие в необходимых
обществу и желательных для нее видах
социально-трудовой деятельности, усиливают
ее адаптивные возможности и рост на этой
основе социальной отдачи. Степень физического
совершенства определяется тем, насколько
прочную основу оно представляет для дальнейшего
развития, в какой мере оно «открыто» новым
качественным изменениям и создает условия
для перевода личности в иное, более совершенное
качество.
Физическое совершенствование правомерно
рассматривать как динамическое состояние,
характеризующее стремление личности
к целостному развитию посредством избранного
вида спорта или физкультурно-спортивной
деятельности. Тем самым обеспечивается
выбор средств, наиболее полно соответствующий
ее многофункциональным и социально-психологическим
особенностям, раскрытию и развитию ее
индивидуальности. Вот почему физическое
совершенство является не просто желаемым
качеством будущего специалиста, а необходимым
элементом его личностной структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность,
в которую включаются студенты — один
их эффективных механизмов слияния общественного
и личного интересов, формирования общественно
необходимых индивидуальных потребностей.
Ее специфическим ядром являются отношения,
развивающие физическую и духовную сферу
личности, обогащающие ее нормами, идеалами,
ценностными ориентациями. При этом происходит
превращение социального опыта в свойства
личности и превращение ее сущностных
сил во внешний результат. Целостный характер
такой деятельности делает ее мощным средством
повышения социальной активности личности.
Физическая культура личности проявляет
себя в трех основных направлениях. Во-первых,
определяет способность к саморазвитию,
отражает направленность личности «на
себя», что обусловлено ее социальным
и духовным опытом, обеспечивает ее стремление
к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.
Во-вторых, физическая культура — основа
самодеятельного, инициативного самовыражения
будущего специалиста, проявление творчества
в использовании средств физической культуры,
направленных на предмет и процесс его
профессионального труда. В-третьих, она
отражает творчество личности, направленное
на отношения, возникающие в процессе
физкультурно-спортивной, общественной
и профессиональной деятельности, т.е.
на других». Чем богаче и шире круг связей
личности в этой деятельности, тем богаче
становится пространство ее субъективных
проявлений.
Профессиональная направленность физической
культуры — это основа, объединяющая все
остальные ее компоненты.
Критериями, по которым можно судить о
сформированности физической культуры
личности, выступают объективные и субъективные
показатели. Опираясь на них, можно выявить
существенные свойства и меру проявления
физической культуры в деятельности. К
ним относятся:
Таким образом, о сформированности
физической культуры личности можно судить
по тому, как и в какой конкретной форме
проявляются личностные отношения к физической
культуре, ее ценностям. Сложная система
потребностей личности, ее способностей
предстает здесь как мера освоения физической
культуры общества и мера творческого
самовыражения в ней.
В соответствии с критериями можно выделить
ряд уровней проявления физической культуры
личности.
Предноминальный уровень складывается
стихийно. Причины его лежат в сфере сознания
в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью
предлагаемой педагогами программой,
содержанием занятий и внеучебной деятельности,
ее смысловым и общекультурным потенциалом;
осложненными межличностными отношениями
с педагогом. У студентов отсутствует
потребность в познавательной активности,
а знания проявляются на уровне знакомства
с учебным материалом. Отрицается связь
физической культуры со становлением
личности будущего специалиста и процессом
его профессиональной подготовки. В мотивационной
сфере доминирует негативная или индифферентная
установка. На учебных занятиях такие
студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности
отвергают. Уровень их физических возможностей
может быть различным.
Номинальный уровень характеризуется
индифферентным отношением студентов
к физической культуре и спонтанным использованием
ее отдельных средств и методов под влиянием
товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального
впечатления от спортивного зрелища, теле-
или киноинформации. Знания ограничены,
бессистемны; смысл занятий видится лишь
в укреплении здоровья, частично в физическом
развитии. Практические умения ограничены
простейшими элементами — утренняя зарядка
(эпизодически), отдельные виды закаливания,
активный отдых; направленность — личная.
Иногда студенты этого уровня могут принимать
участие в некоторых видах физкультурно-спортивной
деятельности репродуктивного характера
по просьбе педагога. Уровень здоровья
и физической подготовленности таких
студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском
периоде они не проявляют инициативы в
заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.
В основе потенциального уровня — положительно
осознанное отношение студентов к физической
культуре в целях самосовершенствования
и профессиональной деятельности. Они
имеют необходимые знания, убеждения,
практические умения и навыки, позволяющие
грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную
деятельность под контролем и при консультативной
помощи педагогов и опытных товарищей.
Познавательная активность проявляется
как в сфере спортивных зрелищ, так и в
освоении научно-популярной литературы.
Направленность «на себя». Большое значение
придают эмоциональному общению и самовыражению
в процессе занятий. Используют частичное
физическое самовоспитание, руководствуясь
личными мотивами. Проявляют активность
в общественной физкультурной деятельности
лишь при побуждении извне (педагоги, общественность,
деканат). После окончания вуза проявляют
физкультурно-спортивную активность,
лишь попадая в благоприятную среду.
Творческий уровень характерен для студентов,
убежденных в ценностной значимости и
необходимости использовать физическую
культуру для развития и реализации возможностей
личности. Этим студентам присуща основательность
знаний по физической культуре, они владеют
умениями и навыками физического самосовершенствования,
организации здорового образа жизни, использования
средств физической культуры для реабилитации
при высоких нервно-эмоциональных нагрузках
и после перенесенных заболеваний; они
творчески внедряют физическую культуру
в профессиональную деятельность, в семейную
жизнь. После окончания вуза проявляют
инициативу самодеятельности во многих
сферах жизнедеятельности.
Границы выделенных уровней подвижны.
Они свидетельствуют о наличии противоречий,
основным из которых является несоответствие
между современными требованиями к профессионально-личностному
развитию будущего специалиста и его реальным
уровнем. А это является движущей силой
развития его физической культуры.
4. Организационно-правовые
основы физической культуры и спорта
Высокая социально-экономическая значимость
физической культуры и спорта потребовала
создать для этой сферы жизнедеятельности
законодательные основы. Президентом
Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были
подписаны «Основы законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте».
Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить
всестороннее развитие человека, утвердить
здоровый образ жизни, сформировать потребность
в физическом и нравственном совершенствовании,
создать условия для занятий любыми видами
физической культуры и спорта, организации
профессионально-прикладной подготовки,
профилактики заболеваний, вредных привычек
и правонарушений. Гарантируются права
граждан заниматься физической культурой
и спортом (в том числе спортом как профессией),
объединяться в организации физкультурно-оздоровительной
и спортивной направленности, физкультурно-спортивные
общества, федерации по видам спорта, ассоциации,
клубы и иные объединения. Государство
признает и поддерживает Олимпийское
движение в России, его деятельность координируется
Олимпийским комитетом, который является
неправительственной независимой организацией
и официально представляет Россию во всех
мероприятиях, проводимых Международным
Олимпийским комитетом.
Система физической культуры направлена
на то, чтобы организовать физическое
воспитание населения с учетом интересов
каждого человека, требований производства,
образования и культуры народов Российской
Федерации. Система существует в государственных
и общественных формах деятельности. Физическое
воспитание в образовательных учебных
заведениях и дошкольных учреждениях
происходит на основе государственных
образовательных программ (не менее пяти
часов в неделю), также используется внеучебная
физкультурно-оздоровительная и спортивная
работа. С обучающимися, имеющими отклонения
в развитии, занятия проводятся в рамках
индивидуальной
программы реабилитации. В физическом
воспитании населения принимают участие
учреждения дополнительного образования:
спортивные школы, секции, клубы и другие
внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные
и спортивные организации.
Администрации учреждений, организаций,
предприятий и объединений обязаны создавать
работникам условия для реализации их
права на занятия физической культурой,
включая реабилитационные, профессионально-прикладные
занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое
восстановление, профилактические занятия,
спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный
туризм. Муниципальные органы создают
условия для занятий физической культурой
по месту жительства и в местах массового
отдыха. Администрация санаторно-курортных
учреждений, домов отдыха и туристских
баз обязана создавать условия для использования
в процессе отдыха и лечения различных
компонентов физической культуры в целях
укрепления здоровья отдыхающих, профилактики
и лечения заболеваний. Физическая подготовка
военнослужащих и личного состава правоохранительных
органов должна обеспечить выполнение
ими воинского долга и основных служебных
обязанностей. Командованием создаются
необходимые для этого условия. Развитие
физической культуры и спорта среди инвалидов
направлено на повышение их двигательной
активности. Это непременное условие их
всесторонней реабилитации и социальной
адаптации. Этим снимаются образовательные
учреждения, учреждения здравоохранения,
социального обеспечения и организации
физической культуры и спорта.
Органы управления здравоохранением (государственные,
на предприятиях, в учреждениях) используют
физическую культуру как средство профилактики
и лечения заболеваний; осуществляют врачебный
контроль за лицами, занимающимися физической
культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным
туризмом; организуют и проводят подготовку
и повышение квалификации специалистов
здравоохранения, создают центры и пункты
оздоровления и реабилитации (средствами
физической культуры, диагностико-консультационные
пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные
диспансеры.
Работники физической культуры и спорта
обязаны соблюдать нормы и правила безопасности
при проведении занятий, не наносить пред
здоровью и ущерб чести и достоинству
участников и зрителей, не проявлять жестокости
и насилия.
Чтобы подготовить спортсменов высокого
класса, создаются специализированные
организации (государственные, муниципальные,
негосударственные, в том числе частные
и общественные). Граждане имеют право
заниматься профессиональным спортом
в качестве спортсменов или судей. Нельзя
использовать с целью достижения спортивных
результатов приемы, способы и средства,
запрещенные в спорте регламентирующими
документами, утвержденными спортивными
организациями и объединениями.
К профессиональной педагогической деятельности
в области физической культуры и спорта
допускаются лица, имеющие документ установленного
образца о профессиональном образовании
по специальности, выданный образовательным
учреждением, или разрешение, выданное
государственным органом управления физической
культурой и спортом. К профессиональной
деятельности в области лечебной физической
культуры допускаются лица, имеющие профессиональное
образование по специальности «Физическая
культура и спорт» или медицинское образование.
В соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования физическая культура с 1994
г. объявлена обязательной дисциплиной
гуманитарного образовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность
преодолеть технократическое и узкопрофессиональное
мышление будущего специалиста, воспитывают
духовно богатую личность, обладающую
развитым чувством социально-профессиональной
и нравственной ответственности. Системная
и целенаправленная гуманитарная подготовка
и формируемая в ее процессе личностная
культура студента определяют свойства
его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности
и инициативности как будущего специалиста,
закладывая тем самым основы его высокого
профессионализма.
5. Ценностные ориентации
и отношение студентов к физической культуре
Под ценностями понимаются предметы, явления
и их свойства, необходимые обществу и
личности в качестве средств удовлетворения
потребностей. Они формируются в процессе
усвоения личностью социального опыта
и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах,
интересах. В них отражены представления
студентов, о желаемом. В формировании
определенных ценностей, способных удовлетворить
потребности студентов, проявляется единство
физического, психического и социального
развития личности.
В сфере физической культуры ценности
по качественному критерию могут быть
представлены как:
♦ материальные (условия занятий, качество
спортивной экипировки, льготы со стороны
общества);
♦ физические (здоровье, телосложение,
двигательные умения и навыки, физические
качества, физическая подготовленность);
♦ социально-психологические (отдых, развлечение,
удовольствие, трудолюбие, навыки поведения
в коллективе, чувства долга, чести, совести,
благородства, средства воспитания и социализации,
рекорды, победы, традиции);
♦ психические (эмоциональные переживания,
черты характера, свойства и качества
личности, творческие задатки);
♦ культурные (познание, самоутверждение,
самоуважение, чувство собственного достоинства,
эстетические и нравственные качества,
общение, авторитет).
Ценностные ориентации студентов рассматриваются
как способы, с помощью которых дифференцируют
объекты физической культуры по их значимости.
В структуре физкультурно-спортивной
деятельности ценностные ориентации тесно
связаны с эмоциональными, познавательными
и волевыми ее сторонами; образующими
содержательную направленность личности.
Характер же направленности в самой деятельности
чаще зависит от того, какой личностный
смысл имеет система тех или иных ценностей,
определяющая действенность отношений
индивида к тем объектам, ради которых
эта деятельность осуществляется. Одни
объекты могут вызывать эмоциональную
(чувственную), другие — познавательную,
третьи — поведенческую активность.
Исследования М.А. Арвисто позволили выделить
три ранга ценностных ориентации студентов
в физкультурно-спортивной деятельности.
Ценностные ориентации представлены с
точки зрения различных компонентов регуляции
деятельности. Эмоциональный компонент
основывается на привлекательности, а
рациональный на полезности, они дополняют
друг друга и деятельность регулируют
вместе, хотя между ними существует определенное
несоответствие. Данные таблицы показывают,
что ценности, связанные с физическим
Я (физические качества, здоровье, телосложение),
с функциональным содержанием деятельности
(высокая подвижность, физические нагрузки,
эмоциональные переживания), с актуализацией
(успех, самовыражение, самоутверждение),
с морально-волевыми качествами (воля,
настойчивость), с чувством долга, составляют
главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной
деятельности этим ценностям необходимо
уделять особое внимание, чтобы не ослабевала
ориентация на эту деятельность.
Физическая культура в вузе выполняет
следующие социальные функции:
♦ преобразовательно-
♦ интегративно-организационную, характеризующую
возможности объединения молодежи в коллективы,
команды, клубы, организации, союзы для
совместной физкультурно-спортивной деятельности;
♦ проективно-творческую, определяющую
возможности физкультурно-спортивной
деятельности, в процессе которой создаются
модели профессионально-личностного развития
человека, стимулируются его творческие
способности, осуществляются процессы
самопознания, самоутверждения, саморазвития,
обеспечивается развитие индивидуальных
способностей;
♦ проективно-прогностическую, позволяющую
расширить эрудицию студентов в сфере
физической культуры, активно использовать
знания в физкультурно-спортивной деятельности
и соотносить эту деятельность с профессиональными
намерениями;
♦ ценностно-ориентационную. В процессе
ее реализации формируются профессионально-
и личностно-ценностные ориентации, их
использование обеспечивает профессиональное
саморазвитие и личностное самосовершенствование;
♦ коммуникативно-регулятивную, отражающую
процесс культурного поведения, общения,
взаимодействия участников физкультурно-спортивной
деятельности, организации содержательного
досуга, оказывающую влияние на коллективные
настроения, переживания, удовлетворение
социально-этических и эмоционально-эстетических
потребностей, сохранение и восстановление
психического равновесия, отвлечение
от курения, алкоголя, токсикомании;
♦ социализации, в процессе которой происходит
включение индивида в систему общественных
отношений для освоения социокультурного
опыта, формирования социально ценных
качеств.
Изучение социальных функций физкультуры
в вузе позволит глубже понять содержание
учебной дисциплины «Физическая культура»,
зафиксированной в примерной программе
для вузов в соответствии с государственным
образовательным стандартом. Примерной
она названа потому, что отражает только
требования «Стандарта», но в каждом вузе
может быть расширена и дополнена с учетом
регионально-территориальных, социокультурных,
климатических факторов, а также особенностей
подготовки профессиональных кадров,
материально-технических условий.
Чтобы достичь цели физического воспитания
— сформировать физическую культуру личности,
важно решить следующие воспитательные,
образовательные, развивающие и оздоровительные
задачи:
♦ понимать роль физической культуры
в развитии личности и подготовке ее к
профессиональной деятельности;
♦ знать научно-практические основы физической
культуры и здорового образа жизни;
♦ формировать мотивационно-ценностное
отношение студентов к физической культуре,
установку на здоровый образ жизни, физическое
самосовершенствование и самовоспитание,
потребность в регулярных занятиях физическими
упражнениями и спортом;
♦ овладеть системой практических умений
и навыков, обеспечивающих сохранение
и укрепление здоровья, психическое благополучие,
развитие и совершенствование психофизических
способностей и свойств личности, самоопределение
в физической культуре;
♦ обеспечить общую и профессионально-прикладную
физическую подготовленность, определяющую
психофизическую готовность студентов
к будущей профессии;
♦ приобрести опыт творческого использования
физкультурно-спортивной деятельности
для достижения жизненных и профессиональных
целей.
Обязательный минимум дисциплины «Физическая
культура» включает следующие дидактические
единицы, освоение которых предусмотрено
тематикой теоретического, практического
и контрольного учебного материала:
♦ физическая культура в общекультурной
и профессиональной подготовке студентов;
♦ социально-биологические основы физической
культуры;
♦ основы здорового образа и стиля жизни;
♦ оздоровительные системы и спорт (теория,
методика и практика);
♦ профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов. Теоретический
материал формирует мировоззренческую
систему
научно-практических знаний и отношение
студентов к физической культуре. Эти
знания необходимы, чтобы понимать природные
и социальные процессы функционирования
физической культуры общества и личности,
уметь их творчески использовать для профессионально-личностного
развития, самосовершенствования, чтобы
организовать здоровый стиль жизни при
выполнении учебной, профессиональной
и социокультурной деятельности. Содержание
обязательных лекций представлено в настоящем
учебнике.
Практический раздел учебного материала
состоит из двух подразделов: методико-практического
и учебно-тренировочного. Первый подраздел
обеспечивает операциональное овладение
методами и способами физкультурно-спортивной
деятельности для достижения личностью
учебных, профессиональных и жизненных
целей.
Примерная тематика занятий может включать:
♦ методику составления индивидуальных
программ физического самовоспитания;
♦ методические основы занятий с оздоровительной,
рекреационной и восстановительной направленностью;
♦ основы методики самомассажа;
♦ методику корригирующей гимнастики
для глаз;
♦ овладение методами оценки и коррекции
осанки и телосложения;
♦ методы самоконтроля состояния здоровья,
физического развития и другие, соотнесенные
с содержанием соответствующей тематики
лекций.
Важное условие закрепления и совершенствования
этих методов — многократное воспроизведение
в условиях учебных занятий, во вне-учебной
физкультурно-спортивной деятельности,
в быту, на отдыхе.
Освоение второго учебно-тренировочного
подраздела помогает приобрести опыт
творческой практической деятельности,
развить самодеятельность в физической
культуре и спорте. Содержание занятий
базируется на широком использовании
знаний и умений в том, чтобы применять
средства физической культуры, использовать
спортивную и профессионально-прикладную
физическую подготовку для приобретения
индивидуального и коллективного опыта
физкультурно-спортивной деятельности.
На них студенты учатся регулировать свою
двигательную активность, поддерживать
необходимый уровень физической и функциональной
подготовленности в период обучения, приобретают
опыт совершенствования к коррекции индивидуального
физического развития, учатся использовать
средства физической культуры для организации
активного отдыха, профилактики общих
и профессиональных заболеваний, предотвращения
травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной
физической подготовки. В процессе занятий
создаются условия для активизации познавательной
деятельности студентов в области физической
культуры, для проявления их социально-творческой
активности в пропагандистской, инструкторской,
судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает
оперативную, текущую и итоговую информацию
о степени и качестве освоения теоретических
и методических знаний-умений, о состоянии
и динамике физического развития, физической
и профессионально-прикладной подготовленности
студентов. Оперативный контроль создает
информацию о ходе выполнения конкретного
раздела, вида учебной работы. Текущий
позволяет оценить степень освоения раздела,
темы, вида учебной работы. Итоговый контроль
(зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™
физической культуры студента и самоопределение
в ней путем комплексной проверки.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации,
необходимо выполнить обязательные тесты
по общефизической и профессионально-
прикладной физической подготовке (не
ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные
в течение последнего семестра обучения.
Аттестация проводится в форме устного
опроса по теоретическому и методико-практическому
содержанию программы. Студент, завершающий
обучение по дисциплине «Физическая культура»,
должен:
♦ понимать роль физической культуры
в развитии человека и подготовке специалиста;
♦ знать основы физической культуры и
здорового образа жизни;
♦ иметь мотивационно-ценностное отношение
и самоопределиться в физической культуре
с установкой на здоровый стиль жизни.
Важны физическое совершенствование и
самовоспитание, потребность в регулярных
занятиях физическими упражнениями и
спортом.
При итоговой аттестации в окончательной
оценке учитывается уровень выполнения
студентом практического раздела программы.
Освоить содержание дисциплины «Физическая
культура» необходимо за 408 учебных часов,
его можно дополнить элективными (по выбору)
и факультативными курсами различной
направленности, учитывающими индивидуальность
студента, его мотивы, интересы, потребности.
Для практических занятий студентов распределяют
по учебным отделениям: основному, специальному,
спортивному. Распределение проводится
в начале учебного года после медицинского
обследования с учетом состояния здоровья,
пола, физического развития, физической
и спортивной подготовленности, интересов.
Студенты, не прошедшие медицинского обследования,
к практическим учебным занятиям не допускаются.
В основное отделение зачисляются те,
кто отнесен в основную и подготовительную
медицинские группы. В специальное учебное
отделение зачисляются студенты, отнесенные
к специальной медицинской группе, с учетом
уровня их функционального состояния,
пола.
Тех, кто по состоянию здоровья освобожден
от практических занятий на длительный
срок, зачисляют в специальное учебное
отделение для освоения доступных разделов
программы.
В спортивное отделение, состоящее из
учебных групп по видам спорта (системам
физических упражнений), зачисляют студентов
основной медицинской группы, показавших
хорошую общую физическую и спортивную
подготовленность и проявивших желание
углубленно заниматься одним из видов
спорта, организованном в вузе. Студенты
этого отделения, имеющие высокую спортивную
квалификацию, могут быть переведены на
индивидуальный график занятий, но с обязательным
выполнением в установленные сроки зачетных
требований.
Перевести студента из одного учебного
отделения в другое можно по его желанию
только после успешного окончания семестра
или учебного года. Перевод студентов
в специальное учебное отделение на основе
медицинского заключения может производиться
в любое время учебного года.
При проведении зачетов студенты, освобожденные
на длительный период от практических
занятий, выполняют письменную тематическую
контрольную работу, связанную с характером
их заболевания, и сдают зачет по теоретическому
разделу программы.
В физическом воспитании студентов используются
разнообразные формы учебных и внеучебных
занятий на протяжении всего периода обучения
в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
♦ теоретических, практических, контрольных;
♦ элективных методико-практических и
учебно-тренировочных занятий;
♦индивидуальных и индивидуально-групповых
дополнительных занятий или консультаций;
♦ самостоятельных занятий по заданию
и под контролем преподавателя;
Внеучебные занятия организуются в форме;
♦ выполнения физических упражнений и
рекреационных мероприятий в режиме учебного
дня;
♦ занятий в спортивных клубах, секциях,
группах по интересам;
♦ самодеятельных занятий физическими
упражнениями, спортом, туризмом;
♦ массовых оздоровительных, физкультурных
и спортивных мероприятий.
Заключение
В соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования физическая культура с 1994
г. объявлена обязательной дисциплиной
гуманитарного образовательного цикла.
Являясь по своей сути человековедческой
дисциплиной, физическая культура направлена
на то, чтобы развить целостную личность,
гармонизировать ее духовные и физические
силы, активизировать готовность полноценно
реализовать свои сущностные силы в здоровом
и продуктивном стиле жизни, профессиональной
деятельности, в самопостроении необходимой
социокультурной комфортной среды, являющейся
неотъемлемым элементом образовательного
пространства вуза. Гуманитаризация образования
в сфере физической культуры означает
его очеловечивание, выдвижение личности
студента в качестве главной ценности
педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно
охватывает такие свойства и ориентации
личности, которые позволяют ей развиваться
в единстве с культурой общества, достигать
гармонии знаний и творческого действия,
чувств и общения, физического и духовного,
разрешать противоречия между природой
и производством, трудом и отдыхом, физическим
и духовным. Достижение личностью такой
гармонии обеспечивает ей социальную
устойчивость, продуктивную включенность
в жизнь и труд, создает ей психический
комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный
слой практики, направленной на освоение
природных сил студентов и опосредованных
их культурным отношением к своим физическим
возможностям. Развитие физических способностей
студента рассматривается в рамках процесса
воспитания как развитие элементов культуры,
особых личностных качеств. Гуманитаризация
образовательного процесса подчеркивает
огромную роль образованности личности,
ее самоценность. Лишь при этом она может
достигать такого состояния, при котором
становятся возможными и необходимыми
социальные и индивидуальные процессы
саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования,
самоуправления, самоопределения. Они
отражают наиболее действенные и долговременные
результаты образования по физической
культуре.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Перспективы развития
общей теории и технологий спортивной
подготовки и физического воспитания
(методологический аспект) //Теор. и практ.
физ. культ. 1999, № 4.
2. Варенников Ю.Т. Методы и средства управления
физической подготовкой студентов ВУЗов:
Автореф. канд. дис. М., 1995.
3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической
культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1999,
№ 10.
4. Виленский М.Я., Карповский Г.К. Мотивационно-ценностное
отношение студентов к физическому воспитанию
и пути его направленного формирования
//Теор. и практ. физ. культ. 1984, № 1.
6. Ерофеева Т.М. Физическая культура в
учебном процессе ВУЗа // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка.
М., 1995.
8. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного
воспитания: методология развития и технология
реализации //Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 1996, № 1.
9. Лотоненко А.В. Приоритетные направления
в решении проблем физической культуры
студенческой молодежи //Теор. и практ.
физ. культ. 1998, № 6.
11. Лубышева Л.И. Концепция формирования
физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК,
1992.
Информация о работе Физическая культура в системе образования