Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:05, реферат
Значение физической культуры и факторы формирования здорового образа жизни студентов. Профилактика вредных привычек. Двигательная активность и физическое самовоспитание.
Введение…………………………………………………………………….....3
Раздел 1. Здоровье. Режим труда и отдыха……………………………......5
Раздел 2. Профилактика вредных привычек………….……………..…..…8
Раздел 3. Режим питания…………………………………………………....10
Раздел 4. Двигательная активность и физическое самовоспитание.….…12
Выводы…………………………………………………………….…………14
Список литературы………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И ОСНОВЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СТУДЕНТОВ
Реферат
по
курсу «Физическая культура»
Студентки ІII курса
специальности «История»
Гриценюк
А.
Научный руководитель:
Мариуполь
– 2011
План
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Здоровье. Режим труда и отдыха……………………………......5
Раздел 2. Профилактика вредных привычек………….……………..…..…8
Раздел
3. Режим питания…………………………………………………....
Раздел 4. Двигательная активность и физическое самовоспитание.….…12
Выводы…………………………………………………………….
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Актуальность. Каждый сознательный человек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. Поэтому каждому студенту нужно осознавать необходимость вести здоровый образ жизни.
Под здоровым образом жизни
понимается оптимальный режим
работы и отдыха, сбалансированное
питание, достаточная
Важно то, что занятия физической культурой играют огромную роль в жизни человека.
При
дефиците двигательной
Огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильными, ловкими, выносливыми, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы.
Занятия физической культурой - это своего
рода компенсация за то, что мы лишены
таких естественных физических действий,
как бег, прыжки, плавание, ходьба и т. д.
Выполняя физические упражнения, человек
попадает в мир новых ощущений, положительных
эмоций, обретает хорошее настроение,
бодрость, жизнерадостность, чувствует
прилив сил. Медицинской наукой установлено,
что систематические занятия физической
культурой, соблюдение правильного двигательного
и гигиенического режима являются мощным
средством предупреждения многих заболеваний,
поддержания нормального Уровня деятельности
и работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений
от работающих мышц, суставов и связок
в центральную нервную систему, в частности,
в кору головного мозга, поступает большое
количество сигналов, которые, в свою очередь,
из центральной нервной системы направляются
ко всем внутренним органам - к сердцу,
легким, мышцам и т. д. Происходит учащение
сердечной деятельности и дыхания, увеличивается
скорость тока крови по сосудам, повышается
артериальное давление, усиливается обмен
веществ. Степень изменения деятельности
внутренних органов зависит от характера
работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное
движение, тем больше выражены изменения
внутренних органов. Регулярные занятия
физическими упражнениями, особенно в
сочетании с дыхательной гимнастикой,
повышают подвижность грудной клетки
и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится
более редким и глубоким, а дыхательная
мускулатура - более крепкой и выносливой.
При глубоком и ритмичном дыхании происходит
расширение кровеносных сосудов сердца,
в результате чего улучшается питание
и снабжение кислородом сердечной мышцы.
Под влиянием регулярных занятий физическими
упражнениями мышцы человека увеличиваются
в объеме, становятся более сильными, повышается
их упругость; в мышцах в несколько раз
увеличивается число функционирующих
капилляров, которые в состоянии покоя
находятся в спавшемся положении и через
них кровь не проходит. При мышечных сокращениях
капилляры открываются, в них начинается
усиленное движение крови. В результате
этого уменьшается венозный застой, увеличивается
общее количество циркулирующей крови
и улучшается доставки кислорода к органам
и тканям. От того, как и сколько мы двигаемся,
в значительной степени зависит состояние
нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной
активности на наше настроение и умственную
работоспособность часто бывает больше,
чем это кажется на первый взгляд. К сожалению,
программой по физическому воспитанию
в ВУЗах предусмотрено слишком мало времени
для занятий физической культурой, а студентам
просто необходимы самостоятельные систематические
занятия физической культурой и спортом.
Цель.
Рассмотреть значение физической культуры
и здорового образа жизни и студентов.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
-
индивидуальное здоровье
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
-
индивидуальное здоровье
-
здоровье - это процесс сохранения
и развития биологических,
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.
Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение, чтобы там не было отвлекающих факторов. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
Студент должен правильно
Необходимо
избегать переутомления и однообразного
труда. Например, нецелесообразно 4 часа
подряд читать книги. Лучше всего заниматься
2-3 видами труда: чтением, расчетными или
графическими работами, конспектированием.
Такое чередование физических и умственных
нагрузок полезно для здоровья. Человек,
много времени проводящий в помещении,
должен хотя бы часть времени отдыха проводить
на свежем воздухе. Городским жителям
желательно отдыхать вне помещений - на
прогулках по городу и за городом, в парках,
на стадионах, в турпоходах на экскурсиях,
за работой на садовых участках и т. п.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:
- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
Информация о работе Физическая культура и основы здорового образа жизни студентов