Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:00, реферат
В первой четверти XVIII века в результате реформ Петра I произошли глубокие изменения, своего рода скачок в истории Русского государства: средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. Реформы Петра, предпринятые в области административного управления, военного дела, церкви и просвещения, вызвали значительные перемены во всех сферах общественной жизни и культуры, в том числе физической. Создавались новые возможности для ее развития, прежде всего в среде господствующего класса – дворянства. Размеренный патриархальный быт сменялся более динамичным жизненным укладом.
Физическая культура и спорт в Российской империи с начала XVIII до второй половины XIX в.
Петр Александрович Румянцев
Александр Васильевич Суворов
Федор Федорович Ушаков
Михаил Илларионович Кутузов
Труды по физической культуре и спорту XVIII – начала XIX века.
В. Н. Татищев
И. И. Бецкой
М. В. Ломоносов
Н. И. Новиков
В. Г. Белинский и А.И. Герцен
Вывод
Физическая культура и спорт во второй половине XIX – начале XX в.
(Развитие научно-теоретических основ физического воспитания)
Российская Империя на четвертых Олимпийских Играх в Лондоне
Список литературы
Чернышевский и Добролюбов были единодушны в понимании того, что становление, формирование личности невозможно без всестороннего физического развития. Гармонично развитый человек, по Чернышевскому, это человек, имеющий высокие моральные качества, умственное развитие и цветущее здоровье, обеспечивающее сохранение этих качеств. В понятие «здоровье» Чернышевский включал здоровье физическое и нравственное, он верил, что в будущем все люди будут «прекрасны телом и чисты душой.
Взгляды Чернышевского на физическое
воспитание тесно переплетаются
с его эстетическими
Аналогичные мысли высказывал Н. А. Добролюбов. Особенно ярко и убедительно они изложены в его большой статье «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью», опубликованной в журнале «Современник», № 5 за 1858 год. Телесное и духовное в человеке, по мнению Николая Александровича, лишь две стороны единого целого. Он отмечает, что нельзя говорить без языка, слушать без ушей, нельзя чувствовать и мыслить без мозга. Разделять природу человека на душу и тело как антагонистические или независимые друг от друга начала – это то же, говорит Добролюбов, что искать, какая часть скрипки издает звук: струны, колышки, вырезки ее или сама доска. Исходя из этого, он приходит к заключению, что в процессе воспитания недопустимо оставлять без внимания физическое развитие, так как оно создает предпосылки для того или иного уровня духовных проявлений человека.
Здоровье человека, по Добролюбову, должно быть признано главной целью воспитания. Однако здоровье Добролюбов рассматривает не как самоцель, а как фактор, способствующий полноценной духовной деятельности. Животные очень здоровы, недаром говорят: «здоров как бык», иронизирует Добролюбов. Но не такое здоровье нужно человеку, ему нужно здоровье человеческое, здоровье, при котором развитие тела способствует развитию духовных качеств, творческих способностей.
Со всей страстностью своей натуры восстает Добролюбов против системы современного ему воспитания, основанного на схоластике, нудных, отвлеченных внушениях; воспитания, пренебрегающего возрастными особенностями детского организма. Он указывает, что ранняя умственная перегрузка детей, отсутствие наглядности и конкретности в преподавании усугубляется безразличным отношением воспитателей и родителей к физическому развитию своих питомцев.
«Мы вбиваем детям огромную массу
разнообразных отвлеченных
Добролюбов резко иронизирует по поводу вопиющего противоречия между желанием родителей и воспитателей подготовить детей к высокому назначению в будущем и теми конкретными методами и условиями, в которых протекает воспитание. Ребенку внушают мысли о том, что ему предстоит стать архитектором, ученым, героем сражении, а вместе с тем отказываются от элементарных требований закаливания: детей кутают, запрещают выходить на улицу в чуть сырую погоду, кормят по специальной диете.
Прогрессивные идеи Чернышевского и Добролюбова способствовали усилению внимания в русском обществе к естественным и педагогическим наукам, что вместе с развитием физической культуры и спорта дало импульс возникновению и развитию научных основ физического воспитания.
Значительную роль в формировании
научных основ физического
Егор Арсеньевич Покровский – известный московский детский врач, видный деятель в области физического воспитания. Он участвовал в создании в 1891г. Московского гигиенического общества, к главным целям которого относилась и пропаганда идей физического воспитания и спорта, улучшение физического воспитания молодежи.
Е. А. Покровский написал труд «Физическое воспитание у разных народов, преимущественно России. Материалы медико-антропометрического исследования» (1884), в котором он поставил целью «восполнить пробелы по отношению к первоначальному физическому воспитанию в России». Труд Покровского был первым в отечественной литературе, в котором приведен богатейший историко-этнографический материал о физическом воспитании, методах закаливания у народов России.
Спустя три года в свет вышел другой фундаментальный труд Покровского – «Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, педагогикой и гигиеной)», за короткое время выдержавший два издания (1887, 1895). В этой монографии, содержащей описание огромного числа игр, был приведен разносторонний историко-этнографический материал об играх и физическом воспитании русского народа. Покровский впервые в отечественной науке осуществил комплексный подход к изучению и характеристике игр, дав им педагогическую, физиологическую, этнографическую и историческую характеристику.
Такой высокой оценки игры как части культуры, истории народа трудно найти в нашей литературе! Школу, считал Покровский, необходимо превратить из орудия разрушения здоровья детей в средство его укрепления, хорошего физического развития. Для этого важно правильно организовывать физическое воспитание, главным содержанием которого должны быть подвижные игры, под которыми он понимал разнообразные естественные виды физических упражнений.
В 1890г. Покровский основал журнал «Вестник воспитания» и на протяжении пяти лет (до своей кончины) был его главным редактором. На первый план были выдвинуты вопросы физического воспитания, пропаганда которых для журнала стала основным делом. «Вестник воспитания» способствовал сближению медицины и педагогики. На страницах журнала были опубликованы многие работы Покровского: «Здоровая душа в здоровом теле» (1891), «Физическое воспитание с общественной точки зрения» (1892), «В защиту детских игр» (1892), «Детские игры и гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи» (1893), «Физическое воспитание девочек» (1893) и др.
Евстафий Михайлович Дементьев – известный санитарный врач – был учеником и последователем Покровского.В 1882—1884 гг. он участвовал в первом массовом обследовании санитарного состояния фабрик и заводов Московской губернии. В опубликованных результатах обследования были показаны антисанитарные условия труда и быта, пагубно отражавшиеся на здоровье рабочих.
Эти материалы наряду с данными о физическом развитии учащихся школ и средних учебных заведений были использованы Е. М. Дементьевым в его докторской диссертации «Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физическим развитием», опубликованной в качестве монографии в 1889г. В ней он приходит к выводу, что 12–14-часовой рабочий день на фабриках и заводах, антисанитарные условия труда и жилищ рабочих, широкое применение труда детей и подростков на предприятиях приводят к замедлению темпов физического и умственного развития детей трудящихся, к преждевременному старению, физической и нравственной гибели рабочих.
Дементьев, как и Покровский, был сторонником оздоровительного, гигиенического направления в физическом воспитании. Оба они – сторонники игрового метода. В работе «Гимнастика или игры?» (1892) Е. М. Дементьев показал, что гимнастика оказывает локальное воздействие на организм, развивая главным образом внешние формы. Применение игр как средства физического воспитания дает более разносторонний эффект: способствует развитию легких, повышает деятельность всех функций организма, благотворно воздействует на нервную систему, на органы чувств, на волю ребенка, на развитие активности и инициативы. Дементьев всячески пропагандировал спортивные игры – футбол, хоккей, теннис. Его книга «Английские игры на открытом воздухе. Руководство для воспитателей и юношества» (1897) была на протяжении многих лет одним из лучших пособий для преподавателей физического воспитания и желающих заниматься спортивными играми.
Российская Империя на четвертых Олимпийских Играх в Лондоне
В первых трех Олимпиадах российские спортсмены участия не принимали. И вот наконец в протоколах IV Олимпиады, проводившейся на берегах Темзы, появились русские фамилии. В заявке, посланной в Лондон из России, значилось восемь человек. Но на игры приехала команда из пяти человек: Николай Панин-Коломенкин, Николай Орлов, Андрей Петров, Евгений Замотин и Григорий Демин.
Олимпийский дебют российских спортсменов
был на редкость удачным. Из пяти человек
трое вернулись домой с наградами.
Именно здесь спортсменом из России была
завоевана первая золотая олимпийская
медаль. Это сумел сделать Николай Коломенкин.
Его спортивный псевдоним, который золотом
вписан в олимпийскую историю,- Н. Панин.
Русский спортсмен катался великолепно.
Судьи единогласно поставили его на первое
место, дав ему в общем 219 баллов из 240 возможных,
то есть 91,8 процента.
Такого высокого результата не добивался
тогда никто. В официальном отчете о
IV Олимпийских играх говорилось: "Панин
(Россия) был далеко впереди своих соперников
как в трудности своих фигур, так и в красоте
и легкости их выполнения. Он вырезал на
льду серию наиболее совершенных рисунков
с почти математической точностью".
Серебряными призерами Олимпийских
Игр в Лондоне так же стали борцы классического
стиля легковес Николай Орлов и тяжеловес
Андрей Петров.
Список литературы
Добролюбов Н. А. «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» // «Современник». – 1858.
Билл Маллон «Книга Олимпийские игры 1908»
Покровский Е. А. «Детские игры, преимущественно русские»– М., 1887.
Суворов А. В. «Наука побеждать» - 1795.
Вальвиль А.А. «Рассуждение об искусстве владеть шпагой» - 1817.
Татищев В.Н. «Разговор о пользе наук и училищ» - М., 1897.
Крафт Г.В. «О сохранении здравия» — 1983.
Новиков Н.И. «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» - «Современник» № 5,1858.
Покровский Е. А. «Физическое воспитание у разных народов, преимущественно России. Материалы медико-антропометрического исследования» - 1884.
Покровский Е. А. «Детские игры, преимущественно русские.» – М., 1887.
Покровский Е.А. «Детские игры и гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи» - М., 1893.
Информация о работе Физическая культура и спорт в Российской Империи