Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:49, реферат
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры спорта.
Введение……………………………………………………………………….………………..3
Физическая культура личности…………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……
Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна. Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания. В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
Деятельность в сфере
Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.
Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.
Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)
Духовные ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.
Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.
При этом важно отметить, что все
эти предметные материальные, а также
духовные ценности значимы не сами
по себе и не для всех, а лишь по
мере их вовлечения в сферу физкультурной
деятельности людей. Например, бассейн
для человека, который не желает в нем
заниматься, вряд ли представляет какую-то
реальную ценность. Люди же, приобщенные
к физической культуре, данные ценности
осваивают, с пользой применяют, а по возможности
и развивают В физической культуре можно
выделить две основные ценности:
- общественную (общенародную);
- личную (индивидуальную).
К общественным ценностям ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные и интенционные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера, по мнению (Лубышева Л.И., 2004), следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.
Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.
Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими упражнениями и спортом.
К мобилизационным ценностям ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях.
Личностный уровень освоения ценностей ФКиС определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной организации труда.
Данная работа посвящена такой распространенной в настоящее время профессии, как юрист.
В связи с этим, физическая культура в подготовке студентов к профессиональной деятельности призвана решать такие задачи: вооружить студентов - будущих юристов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда. Сформировать у студентов двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов-юристов. Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии юриста. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил, поскольку работа юриста - малоподвижная. Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности. Для понимания задач физической культуры в подготовке студентов к профессии юриста, для овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво анализировать условия труда юристов, требования к их физической подготовленности.
Для характеристики труда юриста чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности.
При этом под физической тяжестью
труда понимают суммарный объем
физических усилий за время работы.
Нервно-психической
В профессии юриста отмечается снижение компонента физического труда. Явление гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.
Учебно-тренировочные занятия. На этих занятиях будущими юристами отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества. Массовые спортивные мероприятия. Проводятся с целью не только укрепить физические качества, но и развить соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-прикладные виды упражнений и специальные виды спорта. Индивидуальные самостоятельные занятия будущих юристов профессионально-прикладными физическими упражнениями, элементами специально-прикладных видов спорта - перспективная форма организации профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов следующие задачи: воспитание психических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности, умение использовать свободное время с целью проведения определенных физических упражнений, способствующих расслаблению отдельных частей тела.
Физическая культура в профессиональной подготовке будущего специалиста-юриста играет важную роль, поскольку выполняет следующие задачи: воспитание психологических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности; умение использовать свободное время с целью проведения определенных физических упражнений.
Заключение
В современных условиях важное значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры, и, в частности, физического воспитания. Это необходимо в связи со все большей степенью механизации и автоматизации производства, что в свою очередь создает предпосылки для возрастания относительной гиподинамии населения.
Использованию средств физической культуры и спорта с целью общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов посвящено уже немало работ в первую очередь отечественных специалистов. Особенно возрастает в наше время значение профессионально-прикладной физической подготовки как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности и устранения неблагоприятного влияния сочетания мышечной гиподинамии и больших нервно-эмоциональных напряжений, характеризующих деятельность лиц умственного труда.
Представителями одной из наиболее массовых профессий сегодня являются юристы. Вопросы, связанные с использованием физических упражнений для повышения устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе их трудовой деятельности, в настоящее время все еще не получили должного отражения в практике физического воспитания работников указанного профиля и требуют специального изучения.
В повышении профессиональной подготовленности специалистов могут и должны сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это, как свидетельствует опыт относительно иных специальностей и профессий, положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности.
Список использованной литературы