Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:19, реферат
Раздел занятия
Исходное положение
Упражнения
Продолжительность,
мин
Методические указания
Цель занятия
Вводный
Сидя на стуле
Таблица 2
Раздел занятия
Исходное положение
Упражнения
Продолжительность,
мин
Методические указания
Цель занятия
Вводный
Сидя на стуле
Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног
5
Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными динамическими упражнениями
Стимуляция периферического
кровообращения, обмена и функции
внешнего дыхания
Основной
Лежа с приподнятой головой
Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна
5
Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений -дыхание глубокое
Улучшение крово-
и лимфообращения в брюшной и
тазовой областях, уменьшение венозного
застоя, увеличение подвижности диафрагмы,
стимуляция функции органов пищеварения
Стоя
Ходьба простая в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения
2-3
Следить за ритмом дыхания
Повышение общей
нагрузки с использованием вспомогательных
факторов кровообращения
Заключи-тельный
Сидя на стуле
Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные динамические, затем статические упражнения
6-7
При движениях не делать резких движений головой
Снижение общей
нагрузки на организм
Всего ...
18-20
Описанные выше
2 комплекса упражнений проводят в небольших
группах, упражнения для каждого конкретного
случая подбираются с учетом специфики
занимающегося контингента и уровня его
подготовленности.
4.2 Упражнения
лечебной физкультуры
Сердечно-сосудистая
система является одной из наиболее важных
систем в организме. Вегетативные расстpойства
могут быть взываны различными причинами,
как то: нехватка кислорода, умственное
перенапряжение, большая физическая или
эмоциональная нагрузка, перепады атмосферного
давления. Постоянно проявляющиеся под
влияняием этих факторов компенсаторная
реакция сердца ограничивает человека
во многих видах деятельности. Изложенные
ниже упражнения устраняют и ослабляют
влияние некоторых симптомов ВСД, в
случае если заболевание не носит тяжелый
характер. В последнем случае необходимо
применение медикаментозного и санаторно-курортного
лечения.
Усталость
Исходное положение
сидя на стуле. Забросить ногу на ногу,
и с усилием прижимать ногу,
лежащую сверху, к лежащей снизу,
задержаться на 5 секунд, затем ослабить
усилие. Поменять ноги. Делать упражнение
по 8 раз для каждой ноги.
К точке у
основания указательного и
Сделать вдох через
нос, соединить пальцы обеих рук
в замок. Делая выдох через
рот, резко отводить руки, согнутые
в локтях, в стороны. Таким образом
массируются нижние фаланги практически
всех пальцев. Повторить упражнение 10
раз.
Сжать обе руки в кулаки так, чтобы большие пальцы оказались снизу. Согнуть руки в локтях перед грудью. Выставить одну ногу на шаг вперед.
Резко распрямить
руки, выбросив их вперед, и разогнуть
все пальцы. При этом перенести вес с ноги,
стоящей сзади, на ногу, выставленную вперед.
Резким выдохом через рот принять исходное
положение. Поменять ногу. Повторить упражнение
по 5 раз для каждой ноги.
Головокружение
Сжать запястье
одной руки другой рукой и совершать вращательные
движения кистью, по 15 раз в каждую сторону.
Затем поменять положение и повторить
упражнение.
На ладонь между
большим и указательным пальцами,
поближе к указательному, положить
орех и ладонью другой руки производить
круговые движения. Выполнять упражнение
20 раз для каждой руки.
Приложить к
затылку палку и покатывать ее
вверх и вниз, одновременно поворачивая
голову вправо и влево. Упражнение выполнять
3 минуты.
В положении
стоя положить руки на пояс большими пальцами
вперед и выставить одну ногу вперед, сделав
упор на нее. Отклоняться назад в течение
3 минут, после чего вернуться в исходное
положение. Повторить упражнение, поменяв
ноги местами. Во время выполнения упражнения
сдвигать большие пальцы так, чтобы они
надавливали на как можно большую площадь
поясницы.
Массировать точку
на ладони, расположенную с обратной
стороны основания мизинца. Массаж
производить подушечкой большого пальца
другой руки; он должен длиться не менее
1 минуты.
Сидя на стуле, поставить ноги всей ступней на пол и с усилием приподнимать носки. Выполнить не менее 30 движений.
Шум в ушах
Приложив большие
пальцы рук к впадинам, расположенным
за ушами, наклонять голову вправо и
влево. При наклоне делать выдох
через рот и чуть подталкивать
голову большими пальцами вверх. Возвращаясь
в исходное положение, делать вдох через
нос. Упражнение повторять по 10 раз в каждую
сторону.
Сердцебиение, одышка
Сесть на колени,
поджав ноги. Делая глубокий выдох,
наклонить вперед верхнюю часть
туловища, приняв "позу эмбриона".
Задержав дыхание на 1—2 секунды, вернуться
в исходное положение. После этого сделать
спокойный продолжительный вдох. Наклониться
назад насколько это возможно, задержать
дыхание на 1—2 секунды, вернуться в исходное
положение. Снова сделать вдох. Упражнение
повторять 10 раз в каждую сторону.
Повышение кровяного
давления
Исходное положение
лежа, руки расположены вдоль туловища.
Попеременно поднимать и опускать каждую
ногу. Ноги нужно держать ровно, стараться
не сгибать руки в локтях. Выдох при поднятии
ноги, вдох при опускании. Упражнение делать
по 10 раз каждой ногой, после этого 10 раз
поднимать обе ноги вместе.
Головные боли
В течение 3 минут
энергично подвигать большими пальцами
рук, а затем тщательно
Скрестить руки,
положив ладони на сгибы локтей.
Указательными, средними и безымянными
пальцами обеих рук промассировать точки
около локтя. Одновременно поднимать и
опускать руки 30 раз.
Каждый день
проводить вибрационный массаж шеи
и затылка. Массаж выполнять круговыми
движениями, по 10 – 20 раз с обеих
сторон. После этого массировать
рефлекторные зоны, расположенные в средней
трети стопы.
Расстройства
внимания и памяти
Сложить вместе
большой и указательный пальцы и
прижать друг к другу, выгибая
их. То же выполнять большим и
средним пальцами, большим и безымянным,
большим и мизинцем, для каждой руки
по 20 раз. Затем кончиком большого пальца
по 20 раз надавливают на основание каждого
пальца каждой руки с наружной стороны.
Сжать одну руку
в кулак, ладонь второй руки выпрямить,
пальцы сложить вместе. Средний и
безымянный пальцы распрямленной ладони
подвести к основанию мизинца руки, сжатой
в кулак, и быстрым движением поменять
положение рук. Делать это упражнение
10 раз для каждой руки. При смене рук энергично
выдыхать через рот.
5. Механизмы
лечебного действия физических
упражнений.
Различают четыре
основных механизма лечебного действия
физических упражнений: тонизирующее
влияние, трофическое действие, формирование
компенсаций и нормализация функции.
Эти механизмы достаточно подробно
описаны в специальной
Механизм тонизирующего
влияния. После заболевания у
ребенка отмечается преобладание в
ЦНС процессов торможения, вызванное,
с одной стороны, заболеванием, а
с другой - вынужденным снижением
двигательной активности. Снижаются функции
всех систем организма. Применение специальных
и общеразвивающих упражнений способствует
уравновешиванию процессов возбуждения
и торможения. На этом фоне улучшается
обмен веществ, усиливается функция внешнего
дыхания и кровообращения, активизируются
защитные реакции организма. Повышается
психоэмоциональное состояние ребенка,
улучшается настроение, усиливая действие
физических упражнений. Таким образом
оказывается общетонизирующее действие
на весь организм ребенка в целом и на
определенные органы и системы. Так, дыхательные
упражнения улучшают бронхолегочную проходимость
и вентиляцию легких, а упражнения для
мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику
кишечника.
Механизм трофического
действия. Под влиянием заболевания
ухудшаются обмен веществ, кровообращение,
дыхание. Физические упражнения в данном
случае активизируют обменные процессы,
ускоряют процессы регенерации, задерживают
развитие атрофии мышц и тугоподвижности
в суставах. Так, при сахарном диабете
трофическое действие физических упражнений
проявляется в том, что увеличивается
потребление мышцами глюкозы и снижается
ее содержание в крови. При легких формах
сахарного диабета это позволяет снизить
уровень сахара до нормальных величин.
Механизм формирования
компенсаций. Данный механизм проявляется
в развитии временных или постоянных замещений
нарушенных функций. Физические упражнения
способствуют ускорению формирования
компенсаций, которые становятся более
совершенными. Так, при нарушениях дыхательной
системы появляются одышка, тахикардия.
Под действием физических упражнений
укрепляется дыхательная мускулатура,
увеличивается подвижность диафрагмы,
ребер и как следствие закрепляются навыки
глубокого и редкого дыхания.
Механизм нормализации
функции. После клинического выздоровления
ребенку требуется еще определенное время
для восстановления пострадавшей функции
организма. Правильно подобранные и точно
дозированные физические упражнения в
этот период позволяют нормализовать
деятельность основных систем организма:
дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной,
создают условия для их оптимального функционирования.
Вот почему так важно начать занятия лечебной
гимнастикой в первые же дни после возвращения
ребенка в сад. Эффект от таких занятий
будет значительно выше, нежели в случае,
если они начнутся через две недели.
Список литературы.
1. А. Л.
Леонович "Актуальные вопросы
невропатологии"
2. Л. М. Луксон,
М.Р.Дикс "Головокружение"
3. В. А. Епифанов
"ЛФК: Справочник"
4. Полная медицинская
энциклопедия. Сост. Е.Незлобина.
5. А.В. Кучанская
"Вегетососудистая дистония"
6. Энциклопедия
лечебного массажа и
7. Информация всемирной сети Internet