Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:35, курсовая работа
Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно –
ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная
любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить
максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной
роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя,
так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.
Введение.
Глава I.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
2.1. Закаливание.
2.2. Режим дня.
2.3. Рациональное питание.
Глава II.
3. Формы физического воспитания в семье.
3.1. Пешие прогулки и походы.
3.2. Плавание.
3.3. Лыжные прогулки.
3.4. Катание на коньках.
3.5. Езда на велосипеде.
3.6. Бег.
Глава III.
4. Организация досуга для детей.
4.1. Игры во дворе.
4.2. Спортивная площадка.
4.3. Спортивный уголок дома.
Заключение.
Литература.
и обратно. Движение делать медленно, затем быстрее (2-3 минуты) и отдых
ребенка в вертикальном положении (левая рука взрослого обхватывает грудь
малыша и на нее он наваливается, правая рука поддерживает затылок);
-
обе ладони подведены под
сверху его плечи. Боковые
покачивания ребенка вправо-
вертикальном положении);
- плавание (на руках взрослого) от одного конца ванны к другому и
обратно в положении на спине.
Надо заранее подготовить и специальное оборудование: «чепчик русалки» - в
легкую шапочку вшить куски пенопласта. Использовать для поддержки ребенка на
поверхности воды в положении на спине «пояс Нептуна» - надувная резиновая
подушка с поясом (для плавания на груди).
Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Надо быть особенно терпеливым, внимательным с тем, кто боится движений в
воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному
плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать с
любимыми ребенком, побуждать его к самостоятельности, проявлению активности,
желания научиться держаться на воде.
3.3. Лыжные прогулки.
Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки.
Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние:
наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д.
Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки
подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать
рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи,
достигающие ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки – немного ниже
плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с 1-
2 толстыми шерстяными носками.
В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Ведь, право, больно и
обидно становится смотреть на школьников, большинство из которых очень
неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно
трудное - суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать
удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности,
потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и
начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук
в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах –
передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению,
когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках
является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые
тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус
наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.
При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую
под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, постепенно
она возрастает – одновременно с темпом передвижения. Лишь после этого ребенку
дают палки, и он постепенно
обучается попеременному
лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при ходьбе: при движении
правой ноги вперед выдвигается левая рука и наоборот. Важно следить за тем,
чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем
переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с
приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым
углом.
Дети дошкольного возраста
могут также обучаться
(сначала «лесенкой», потом
«елочкой») и небольших
недлинных спусках разучивается торможение «плугом» - это сведение носков лыж
и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние ребра. Торможение
поворотом лыж с опорой на палки – довольно трудное и осваивается далеко не
всеми детьми.
Обучать детей скоростному «коньковому» ходу вряд ли целесообразно из-за его
чрезмерной нагрузки на суставы ног.
Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и
не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.
3.4. Катание на
коньках.
Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает
состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые
движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов
дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно
повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование
напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного
скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно
повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство
равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.
Катание на коньках – сложный вид движения, состоящий из отталкивания,
правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность
движений на коньках обусловливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного
акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить детей этому
виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.
Первые занятия целесообразно провести в помещении: рассмотреть коньки с
ботинками, примерить, попытаться завязать шнурки. Шнурки должны быть
широкими, нужной длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур
длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах свободно,
чтобы ноги не мерзли.
Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца – ноги слегка
согнуты, туловище наклонено вперед, спина и плечи расслаблены.
В положении стоя учиться держать ступни прямо. Чтобы не портить пола и
коньков, упражнения в помещении надо выполнять на резиновом коврике, дорожке
или не снимая с коньков чехлы.
После того, как ребенок привыкнет к обуви и конькам, походить по снегу, затем
на лед.
С первых шагов на льду учить правильно падать: на бок, пригибая голову к
груди, или вперед «рыбкой» - проскользить по льду на животе, вытянув руки.
Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать в близко
расположенный сугроб.
Обучению бегу на коньках следует отводить первое время не более 8-10 минут,
так как дети от напряжения быстро утомляются. Выражается это обычно в желании
присесть или в жалобе на усталость в ногах. Время для занятий увеличивается
постепенно до 20-30 минут.
Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не
задерживал дыхания. Особенного внимания требует ребенок, перенесший отит, ОРЗ,
ему разрешается катание при температуре воздуха от +2 до –80.
3.5. Езда на
велосипеде.
Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую,
дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У
детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация
движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость,
повышается вестибулярная устойчивость.
Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее 30-50 м,
так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные
сроки. Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить
свободно и легко. Взрослый должен четко указать, какую ошибку допускает
ребенок, разъяснить, как ее устранить, например: «Резко поворачиваешь, а надо
тише»; или: «Сильнее нажимай на педали».
Древнегреческие мудрецы
Хочешь быть здоровым – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления
здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных
способностей.
Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо
регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение,
привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на
свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко
бегать помогает ребенку
успешно участвовать в
спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения
физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от
индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое
расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а
тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение
бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое
расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему
солдату, геологу. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений,
необходимых для нормальной
жизнедеятельности организма
Задания для детей следует разнообразить, чтобы не снижался интерес к бегу.
Кто раньше. Трое – четверо детей стоят в кружках на одной стороне
площадки. На противоположной стороне (расстояние 10-15 м) также обозначены
кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь
быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Догони обруч. Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают и
бегут за ним.
Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например,
остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. В
этом беге ноги несколько больше согнуты в коленях, нога ставится на переднюю
часть стопы, руки помогают сохранять равновесие, поэтому иногда разводятся в
стороны.
Дети 5-6 лет любят соревноваться в беге, играя в игры, например, «Кто скорей
к мячу», «Кто скорее обежит дерево». Им уже не требуется в таком объеме, как
младшим, показывать движения. Они лучше воспринимают объяснения, указания,
могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на
тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая
технику бега.
Добеги и прыгни. Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от
них начерчена полоса шириной 30-40 см, над ней подвешены на шнуре ленточки. По
сигналу воспитателя дети быстро выбегают вперед и снимают ленточки. Выигрывает
тот, кто первым выполнит задание, при этом подпрыгивать он должен в
обозначенной полосе.
Догони мяч. Четверо – пятеро детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую
на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая ему коснуться земли более 1-2
раз. Надо стараться бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький
или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки – 50-60 см.
Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует
выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично,
шаги недлинные, движения рук расслабленные.
По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде,
земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в
отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге
желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого
моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях
укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку
ежедневно заниматься физическими упражнениями.
4. Организация досуга для детей.
4.1. Игры во дворе.
Чаще всего дети играют в «магазин», «детский сад», «больницу», «стройку». В
этих играх отражается уровень знаний ребят об окружающем мире, их интересы.
Сюжеты этих игр можно успешно дополнять действиями в целях физической
нагрузки, укрепления здоровья детей, логично связанными с содержанием игры:
пройти на пароход по доске-мостику, перед входом в детский сад подлезать под
дугу или низко подвешенную веревку, перешагнуть через палочку, спрыгнуть с
земляного бугорка. Еще большие возможности активных движений в таких играх,
как «Летчики», «Моряки». В них детям предлагается самим придумать, как