Физическое воспитание в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:47, реферат

Краткое описание

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.

Содержание

Введение.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
3. Формы физического воспитания в семье.
Пешие прогулки и походы.
Плавание.
Лыжные прогулки.
Катание на коньках.
Езда на велосипеде.
Бег.
Спортивный уголок дома
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

   При переходе к скользящему шагу  хорошо  использовать  накатанную  лыжню, идущую под небольшим  уклоном.  Вначале  длина  скользящего  шага  невелика, постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения.  Лишь  после этого  ребенку  дают  палки,  и  он   постепенно   обучается   попеременному двухшажному ходу на лыжах, когда движения  рук  и  ног  чередуются  как  при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука  и  наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась  вперед  и  опускалась  в  снег впереди ступни.  Затем  переходят  к  обучению  одновременному  отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед  и  выносом палок под прямым углом.

   Дети дошкольного возраста  могут  также  обучаться  преодолению  некрутых подъемов (сначала «лесенкой»,  потом  «елочкой»)  и  небольших  спусков. 

   Одежда  для  лыжных  прогулок  подбирается  так,  чтобы  она  не  мешала

движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.

 

Катание на коньках.

 

   Катание на  коньках  стимулирует  двигательную  активность  дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую  физическую  закалку.  Систематически выполняемые движения  на  воздухе  приводят  к  благоприятным  изменениям  в развитии органов дыхания и  дыхательной  мускулатуры.  При  передвижении  на коньках  многократно  повторяются  одни  и  те   же   движения,   происходит постоянное  чередование  напряжение  и  расслабления  мышц  ног  при   смене одноопорного  и  двухопорного  скольжения,  что   благоприятно   влияет   на укрепление свод стопы. Значительно  повышается  устойчивость  вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно  распределяется  мышечное напряжение.

   Катание на коньках – сложный вид  движения,  состоящий  из  отталкивания, правильной  постановки  конька  при   скольжении,   сохранения   равновесия. Сложность движений на коньках обусловливается взаимосвязью  и  общим  ритмом двигательного акта при скольжении по льду  на  ограниченной  площади  опоры. Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.

   Первые занятия целесообразно провести в помещении: рассмотреть  коньки  с ботинками,  примерить,  попытаться  завязать  шнурки.  Шнурки  должны   быть широкими, нужной длины, чтобы завязывался бантик и  не  оставались  чересчур длинные  концы.  На  подъеме  ноги  научиться  шнуровать  туго,  на  пальцах свободно, чтобы ноги не мерзли.

   Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца  –  ноги  слегка согнуты, туловище наклонено вперед, спина и плечи расслаблены.

   В положении стоя учиться держать ступни прямо. Чтобы не  портить  пола  и коньков,  упражнения  в  помещении  надо  выполнять  на  резиновом  коврике, дорожке или не снимая с коньков чехлы.

   После того, как ребенок привыкнет к обуви и конькам, походить  по  снегу, затем на лед.

   С первых шагов на льду учить правильно падать:  на бок,  пригибая  голову

к груди, или вперед «рыбкой» -  проскользить  по  льду  на  животе,  вытянув

руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать  в  близко расположенный сугроб.

   Обучению бегу на коньках следует отводить  первое  время  не  более  8-10

минут, так как дети от напряжения быстро утомляются. Выражается  это  обычно в желании присесть или в жалобе на усталость  в  ногах.  Время  для  занятий увеличивается постепенно до 20-30 минут.

   Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он  дышал  через нос  и  не  задерживал  дыхания.  Особенного   внимания   требует   ребенок, перенесший отит, ОРЗ, ему разрешается катание при температуре воздуха от  +2 до –80.

 

 

Езда на велосипеде.

 

 

   Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на  сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно  ног,  стопы.  У детей развивается  быстрота,  ловкость,  равновесие,  глазомер,  координация движений, ориентировка  в  пространстве,  ритмичность,  сила,  выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

   Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее  30-50 м, так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети  ездой  в разные сроки.  Некоторые  долго  держатся  напряженно,  скованно,  не  умеют ездить свободно  и  легко.  Взрослый  должен  четко  указать,  какую  ошибку допускает  ребенок,  разъяснить,  как   ее   устранить,   например:   «Резко поворачиваешь, а надо тише»; или: «Сильнее нажимай на педали».

 

Бег.

 

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

 

   Этими словами они подчеркивали  огромное  значение  бега  для  укрепления здоровья,  достижения   гармоничного   телосложения,   развития   умственных способностей.

   Бег – одно из важных для здоровья ребенка  движений,  позволяющих  хорошо регулировать  нагрузку,  укрепляющих   сердечно-сосудистую   и   дыхательную системы, различные  группы  мышц,  суставы  и  связки.  Бег  –  естественное движение,  привычное  для  детей  с  раннего   возраста.   Оно   выполняется преимущественно на свежем воздухе,  не  требует  специального  оборудования. Умение  быстро  и  ловко  бегать  помогает  ребенку  успешно  участвовать  в подвижных играх,  эстафетах,  спортивных  упражнениях.  Эффективен  бег  для воспитания выносливости,  улучшения  физической  работоспособности.  Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей:  для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в  невысоком  темпе  постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и  темп  его бега  выше.  Велико  значение  бега  для  воспитания  выносливости.   Умение преодолеть быстро небольшое  расстояние  или,  наоборот,  пробежать  большую дистанцию пригодится будущему  солдату,  геологу.  Привычка  бегать  поможет получить   ежедневную   дозу   движений,    необходимых    для    нормальной жизнедеятельности организма человека.

   Задания для детей следует разнообразить,  чтобы  не  снижался  интерес  к бегу.

   Повышению интереса детей  к  бегу  способствуют  более  сложные  задания, например, остановиться, сменить направление бега,  пробежать  змейкой  между предметами. В этом беге  ноги  несколько  больше  согнуты  в  коленях,  нога ставится на  переднюю  часть  стопы,  руки  помогают  сохранять  равновесие, поэтому иногда разводятся в стороны.

   Дети 5-6 лет любят соревноваться в беге, играя  в  игры,  например,  «Кто скорей к мячу», «Кто скорее обежит дерево». Им  уже  не  требуется  в  таком

объеме,  как  младшим,   показывать   движения.   Они   лучше   воспринимают объяснения,  указания,  могут  самостоятельно  заметить   ошибки.   Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером:  бежит  легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега.

   Если бег проводится без  игровой  ситуации,  то  в  этом  случае  следует

выдерживать  небольшой  темп,  не  ускорять  и  не  замедлять  его,   бежать

ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.

   По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой  воде, земляным и травянистым  дорожкам  с  поворотами  и  уклонами,  убедившись  в отсутствии  предметов,  могущих  привести  к  травмам.  Тренировки  в   беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь  мелкого моросящего  дождя.  Помимо  закаливания,  бег  в  неблагоприятных   условиях укрепляет характер  детей,  их  настойчивость,  выдержку,  создает  привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

    Интерес  ребенка  к  физическим  упражнениям   формируется   совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома  помогает  разумно организовать досуг детей,  способствует  закреплению  двигательных  навыков, полученных в дошкольном учреждении,  развитию  ловкости,  самостоятельности. Оборудовать  такой  уголок  несложно:  одни  пособия  можно   приобрести   в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования  движений  и расширения  интересов  ребенка  уголок  следует  пополнять   более   сложным инвентарем различного назначения.

   Развивать у детей движения  начинают  рано.  Малыш  еще  в  кроватке.  Он проводит  время  бодрствования  лежа,  но  уже   пытается   изменить   позу,

приподняться. Эти попытки ему нужно облегчить, расположив  поперек  кроватки круглую  палочку-опору  (диаметром  2-2,5  см).  Взявшись  за  нее,  ребенок увереннее поднимается и, главное, делает это  самостоятельно,  тогда,  когда хочется, не ожидая помощи близких. Следующим умением –  вставать  –  ребенок овладевает легче, если укрепить над первой опорой еще 2-3 палочки, одну  над другой.

   Начинающему ходить  необходимо  иметь  устойчивые  предметы,  за  которые можно  ухватиться,  сделав  еще  неуверенные  2-3  шага  (стул,   табуретка, столик). Это придаст малышу уверенность, желание  самостоятельно  двигаться. Большой куб (со сторонами 40х40 см,  высота  20-30  см)  затем  используется ребенком для влезания, спрыгивания.

   В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные  пособия:  мячи разных размеров, обручи, палки диаметром 2,5 см разной длины, скакалки.

   Интересен для упражнений цветной шнур – косичка  (длиной  60-70  см).  Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном  из  них пришивается  пуговица,  на  другом  –  петля.  С  таким   шнуром   выполняют упражнения как с  гимнастической  палкой,  а  сделав  из  него  круг,  можно использовать для прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит «домиком».

   Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг  с  другом зубатой планкой, допускающий установку стремянки наклонно под разным  углом. Ширина  каждого  пролета  45  см,  высота  100-150  см,   расстояние   между перекладинами 12-15 см, диаметр их 2,5-3  см.  Высота  вертикальной  лесенки 150-200  см.  На  нее  можно  прикрепить  скат  с  бортиками,  оснастив  его зацепами, по которому катит мяч, корзину для забрасывания мяча,  мишень  для метания.  Если  перекладины  лесенки  съемные,  то  это   дает   возможность подвешивать  на  нее  одноместные  качели,   веревочную   лестницу,   канат, невысокую  перекладину  –  турничок.  В  настоящее   время   разрабатываются конструкции, позволяющие убирать лесенку вплотную  к  стене  или  выдвигать, когда ребенок собирается заниматься.

    Интересные  упражнения  в  перешагивании  предлагаются  для  малыша   на лесенке,  сделанной  из  двух  толстых  шнуров  и  «перекладин»  из  тесьмы, устанавливаемых чаще или реже, в зависимости от умений  ребенка,  длины  его шагов.

   Располагать уголок следует  по  возможности  ближе  к  свету,  чтобы  был приток свежего воздуха,  у  наружной  стены  с  широким  окном  и  балконной дверью.

   Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале  выполняются  детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного  освоения  дети могут заниматься самостоятельно.

   У ребенка  не  должно  быть  с  самого  начала  отрицательных  эмоций  от чрезмерно  высоких  или  слишком  малых  нагрузок,   неправильной   методики занятий,  отсутствия  их  периодичности,  поэтому  родители  должны   хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним.

 

 

Заключение.

 

   Было  доказано,  что  совместные  занятия  родителей  с  детьми  приносят

следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости»  детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии  с их возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь родителей и детей;

-  предоставляют  возможность  позаниматься  физкультурой  за   короткий

отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

- позволяют с пользой проводить то свободное  время,  которое  мать  или

отец  посвящают   ребенку,   служат   взаимообогащению,   способствует всестороннему развитию ребенка.

   Родителям впервые представилась возможность сравнить уровень  физического развития своего ребенка и  других детей того же возраста. Не одна мать  была разочарована,  убедившись,  что  ее  ребенок  отстает   от   сверстников   в двигательных  действиях:  ходьбе,  беге,  прыжках,  лазанье  и   ритмических движениях – на год-два. После нескольких  совместных  занятий  ребенок,  как правило, достигает требуемого уровня двигательного развития,  а  зачастую  и перегоняет других детей, делая незаурядные успехи.

   Во время совместных занятий взрослый поднимает,  носит,  качает  ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх  и  т.д.  Благодаря этому  сами  родители  развиваются  физически,  становятся  более  сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного  времени  полезно  для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как  ловко  его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает  матери  в грациозности и координации движений – например, при  выполнении  упражнений, сопровождающихся пением  или  музыкой.  Родители  же,  занимая  полуактивную позицию,  путем  ловких  движений  помогают  ребенку  выполнить  упражнение, подбадривают его и вместе  с  ним  радуются  успеху.  Позже  эти  совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием  дня,  и  ребенок радуется той минуте, когда кто-то из  родителей  скажет:  «Иди  сюда,  будем заниматься!» В сегодняшней круговерти дня это  –  минуты  праздника,  однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными,  а  регулярными и  ежедневными.  Только  систематическая  забота  о  двигательном   развитии

ребенка  может  принести  желаемые  результаты:  систематическое  повторение одних и тех же упражнений  и  логическая  преемственность  занятий  являются основными предпосылками успеха.

Информация о работе Физическое воспитание в семье