Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:15, реферат
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни
под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Её компонентами являются физическое воспитание, оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её фоновые виды. Таким образом, физическая культура является одним из важнейших условий всестороннего и гармоничного развития личности студента.
Введение……………………………………………………….................……..…3
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии………………....................4
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………..............6
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье…………………...........7
4. Здоровый образ жизни студента. Влияние наследственности, ценностных ориентаций и окружающей среды на здоровье………......................................8
5. Роль физической культуры в обеспечении здоровья……………….............11
Заключение.……………………………………………………….…...................12
Список литературы……………………………………………….…...................15
Физическое воспитание не даст долговременных положительных результатов, если оно не активизирует стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.
Для самовоспитания нужна воля. Основными мотивами физического самовоспитания
выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе.
Способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет большое значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье всему голова. Оно до того перевешивает все остальные блага жизни, что справедливо говорят: здоровый нищий счастливее больного короля. Однако обычно здоровье как счастье не воспринимается. Это естественное состояние, когда жизнь и деятельность выливаются в гармоничную реализацию всех возможностей и качеств человека и как личности, и как живого существа.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма. Так как все стороны человеческой жизни определяются уровнем здоровья. Оно влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда, на динамику экономического развития общества. Потребность в здоровье носит всеобщий характер. Она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни.
12
Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Навязать образ жизни студенту нельзя. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения.
Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закреплённых в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, отказ от вредных привычек и т.д.
Во многом здоровье зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Уровень здоровья индивида зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности.
Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма; социальный - здоровье как мера социальной активности; личностный здоровье как отрицание болезни в смысле её преодоления. Здоровье способствует достижению многих целей и потребностей. Отношение к нему обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках.
Среди ценностных ориентаций
выделяют четыре группы: абсолютные, «преимущественные»,
«противоречивые» и «частные» ценности.
Основными составляющими здорового образа
жизни являются режим труда и отдыха, организация
сна, режим питания, организация двигательной
активности, выполнение требований санитарии,
гигиены, закаливания, профилактика вредных
привычек, культура межличностного общения,
культура сексуального поведения и психофизическая
регуляция организма. В обеспечении здоровья
помогает и физическая культура. Она воздействует
на жизненно важные стороны индивида,
полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе
жизни под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Физическая культура
- основа самодеятельного, инициативного
самовыражения будущего специалиста,
проявление творчества в использовании
средств физической культуры, направленных
на предмет и процесс его профессионального
труда. Частью физической культуры является
спорт. Спорт - соревновательная деятельность
и специальная подготовка к ней. В нём
ярко проявляется стремление к победе,
достижению высоких результатов. Компонентами
физической культуры являются физическое
воспитание, оздоровительно-
Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни,
среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Помимо этого, человек
обязан вписать себя в данный ему мир, «подогнать» себя к нему. Человек обязан
13
научиться жить в реально существующем мире с его своеобразием, своеобразными закономерностями, своеобразным складом.
Обобщив сказанное, мы придём к выводу: оптимальная жизнедеятельность человека зависит не только от того, что непосредственно «записано» в нём, но и от того, что его окружает - от среды и от условий жизни.
14
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Климова В. И. Человек и его здоровье. - 2-е изд., перераб. И доп., - М.: Знание, 1990. - 224с.
2. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1983, 391с.
3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001 - 448 с.
15