Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:10, реферат
Обеспокоенность специалистов вызывает состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. К моменту поступления в ВУЗ и в процессе обучения в ВУЗе картина меняется, но не в лучшую сторону. По данным различных авторов доля молодых людей с серьёзными нарушениями в состоянии здоровья достигает 30% и более. Студенты колледжей, вузов, университетов для практических занятий физкультурой разделены на 3 группы в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки: основную, подготовительную и специальную.
I. Специальная медицинская группа. Что это значит?
II. Формы и средства проведения занятий со специальными группами.
III. Методические рекомендации
IX. Список использованной литературы
Вологодский педагогический университет
Физкультура
для специальной медицинской группы
Вологда
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
3 |
|
8 |
|
16 |
IX. Список использованной литературы |
20 |
Физическая культура – единственный предмет в программе, который напрямую связан со здоровьем студентов. Это вовсе не означает, что от занятий по физической культуре надо освобождать тех, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, людям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а чаще всего даже более, чем здоровым. Но при этом физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям человека, в том числе особенностям состояния их здоровья. Студенты со сходным состоянием могут быть отнесены к нескольким группам здоровья:
Группа здоровья I –здоровые люди, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и студенты, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;
Группа здоровья II –здоровые люди, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3 – 5 лет, с врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;
Группа здоровья III – люди с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;
Группа здоровья IV – люди, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;
Группа здоровья V – люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.
Обеспокоенность специалистов вызывает состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. К моменту поступления в ВУЗ и в процессе обучения в ВУЗе картина меняется, но не в лучшую сторону. По данным различных авторов доля молодых людей с серьёзными нарушениями в состоянии здоровья достигает 30% и более.
Студенты колледжей, вузов, университетов для практических занятий физкультурой разделены на 3 группы в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило – хронические заболевания или повреждения опорно–двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.
Комплектование специальных медицинских групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по следующим заболеваниям:.
Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты не могут выполнить многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и пр. А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.
Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.
На основании данных о сущности патологических изменений при том, или ином заболевании определяются доступные формы проведения занятий и набор применяемых упражнений. Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.
Абсолютные противопоказания
(физические нагрузки запрещены):
Относительные противопоказания
(строго дозированные нагрузки под наблюдением
врача):
Занятия физкультурой в специальных медицинских группах рекомендуются при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.
В рамках спецмедгруппы выделяют подгруппу А – с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.
Подгруппа Б – имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.
При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования.
Высокие требования современной жизни к состоянию здоровья усиливают значение физической культуры как оздоровительного фактора, в особенности для тех молодых людей, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания. Большое количество исследований, посвященных проблемам физического воспитания в специальном медицинском отделении вузов, указывают на неудовлетворительность существующей системы физического воспитания для людей с ослабленным здоровьем.
Разнообразие отклонений в состоянии здоровья, различный уровень физической подготовленности предъявляют особые требования к проведению занятий со студентами специальных медицинских групп, предполагают индивидуальный подход в занятиях физическими упражнениями, поскольку в специальных медицинских группах объединены лица с различными заболеваниями, различным уровнем физической подготовленности и работоспособностью. В связи с этим выдвигается задача разработки и обоснования дифференцированного подхода к выбору оптимальной нагрузок и направленности упражнений в занятиях с учетом мотивационных установок к физическому совершенствованию во взаимосвязи с психоэмоциональными особенностями организма студентов. Индивидуальный подход к студентам специального медицинского отделения способствует подъему эмоционального фона и заинтересованности в занятиях физкультурой.
Индивидуальный подход
выражается в необходимости
Установлено, что качественные изменения физической подготовленности студентов можно получить при соблюдении таких условий, как:
1. Перестройка учебного процесса на основе ценностных ориентаций;
2. Объективной самооценки состояния и улучшения здоровья средствами физической культуры;
3. Определение у студентов мотивации к приоритетным физическим нагрузкам на основе постоянной информации об эффективности влияния занятий на состояние организма в целом и конкретные органы и функциональные системы;
4. Ориентация на качественные изменения в физическом состоянии и использование для этого методического инструментария и оценочной градации;
5. Стимулирование за достижения соответствующей индексацией.
Пагубно сказывается
на студентах специальных
Информация о работе Физкультура для специальной медицинской группы