Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы : изучение процесса формирования у школьников интереса к физической культуре через разнообразные средства и методы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме формирования интереса к занятиям физической культурой у учащихся среднего школьного возраста.
2. Выделить особенности формирования интереса школьников к занятиям физической культурой.
3. Описать разнообразные формы, средства и методы по формированию интереса школьников к занятиям физической культурой.
4. Провести исследовательскую работу по изучению проблемы формирования познавательных интересов учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………..5
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования
интереса школьников…………………………………………………………………5
1.2 Особенности формирования познавательного интереса
к занятиям физической культурой…………………………………………….8
1.3 Формы, средства и методы физического воспитания
Направленные на формирование интереса школьников………..12
1.3.1 Средства физического воспитания………………………………….12
1.3.2 Методы физического воспитания……………………………………15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….28
2.1 Возможности урочных и неурочных форм занятий и
формировании интереса учащихся к занятиям физической
культурой………………………………………………………………………………28
2.2 Методики изучения интереса учащихся к занятиям
физической культурой…………………………………………………………..32
2.3 Рекомендации для формирования познавательного
интереса школьников к занятиям физической культурой……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….36
В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Пользуясь им, из общего набора методов можно выбрать те, которые наиболее полно содействуют решению конкретной задачи: образовательной, воспитательной или физического развития /13,47/.
В предлагаемой классификации методы подразделяются на три группы:
В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной метод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации исходим их представлений о том, что каждая группа в основе процесса усвоения знаний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развитие физических качеств существенно отличается между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.
Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако, несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классификации к той или иной группе методов формирования физической культуры личности.
Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:
Методы, направленные на приобретение знаний
Знания – один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движения. Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия. Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.
Беседа представляет собой воспросно- ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода – строгая система продуманных вопросов и предлагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего- либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких- либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых – совместным, коллективным.
Описание – это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.
Характеристика – это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?». К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса : «Зачем это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?». Разновидностью объяснения являются:
Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществляется с помощью указания, команды, подсчета, распоряжения. Приказа и др.
При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и стимулирования результатов учебной деятельности широко применяются различные формы словесных оценок: оценочные суждения ( «верно», «хорошо»), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогам действий занимающихся.
Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо из отдельных сторон широко применяется метод «самопроговаривания». Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя» - во внутренней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках действий /5,73/.
Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.
Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнение действий, называют обычно методами словесной саморегуляции. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя таких слов приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.
Следующая группа методов связана с передачей и усвоением печатной информации путем работы обучаемых с учебниками, книгами , учебными карточками, программированными пособиями и т.д. Эти методы применяются, главным образом, для стимулирования познавательного интереса, активности занимающихся, углубления их знаний в области спортивной техники, методики технической подготовки. Они позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особенностях судейства в каком-то виде спорта, условиях проведения соревнований, возможностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях.
И наконец, следующая группа методов усвоения и использования знаний построена на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). Важную роль здесь играет зрение, кинестетический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия изучаемого действия. Ощущения и восприятия – это первичный образ о действии. Они предшествуют представлениями или вторичным, чувственно- наглядным образом. Представления могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно- образного мышления. По мере освоения двигательных действий формируются специализированные восприятия: «чувство снаряда», «чувство мяча», «чувство штанги», повышающие сенсорную культуру двигательной деятельности занимающихся.
Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес, обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию более яркого и точного сенсорно- перцептивного образа (модели) техники действий их характеристик, осмыслению и тщательному анализу структуры и условий его выполнения.
Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
В зависимости от способа
Методы расчлененного
Задача построения обучения двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:
Методы целостного упражнения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для каждого действия ( прыжки, метания и др.). Он преимущественно используется:
Благоприятные условия для применения целостных методов имеются также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.
При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательным средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д.
Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
В их основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения или тот или иной способ упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения.