Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 08:31, доклад
Юность – один из главных этапов в жизни человека. Это переходный этап к взрослости, от течения и новообразований которого зависит дальнейшее развитие личности. Именно поэтому знание особенностей данного периода имеет очень важное значение как для психологов и педагогов, так и для заурядной личности.
Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Доклад на тему:
«Формирование развития личности в юности»
Выполнил:
Студент 3 курса з/о
Еремеев Артем Вячеславович
Юность – один из главных этапов в жизни человека. Это переходный этап к взрослости, от течения и новообразований которого зависит дальнейшее развитие личности. Именно поэтому знание особенностей данного периода имеет очень важное значение как для психологов и педагогов, так и для заурядной личности.
Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.
В западной психологии процесс самоопределения
обозначается как процесс формирования
идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как
центральную задачу периода взросления,
хотя переопределение идентичности может
происходить также в другие периоды жизни.
Идентичность как сознание тождественности
субъекта самому себе, непрерывности собственной
личности во времени требует ответить
на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось
бы стать? За кого меня принимают?» В период
взросления , на фоне резких физических
и психических трансформаций и новых социальных
ожиданий, необходимо достичь нового качества
идентичности, т.е. объединить различные
свойства, связанные с семейными, тендерными,
профессиональными ролями, в непротиворечивую
целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка
и студентка, будущий врач и будущая жена),
противоречащие ей отбросить, согласовать
внутреннюю оценку себя и оценку, данную
другими. Эриксон считал, что кризис идентичности
включает ряд противостояний:
— временная перспектива или расплывчатое
чувство времени;
— уверенность в себе или застенчивость;
— экспериментирование с различными ролями
или фиксация на одной роли;
— ученичество или паралич трудовой деятельности;
— сексуальная поляризация или бисексуальная
ориентация;
— отношения лидер/последователь или
неопределенность авторитета;
— идеологическая убежденность или спутанность
системы ценностей.
Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.
На этом сложном пути могут быть и неудачи. Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития.
Многие исследования посвящены развитию и качеству Я - концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я - реальным и Я - идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.
В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.
Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.