• длительное плавание(до 15
мин);
• ходьба и бег в воде;
• повторное проплывание коротких
отрезков;
• ныряние в глубину и на дальность;
• прыжки в воду с 3-и 5-метровойвышкиразличными способами;
• кувырки вперед и назад в воде;
• плавание с поворотами вокруг
своей оси;
• плавание по линии;
• выполнение упражнений, стоя накраювышкидля
прыжков в воду;
• регулярный контрастный душ после выхода
из ванны бассейна.
2.1.2.3.В разделе «Спортивные
игры» на занятиях баскетболом и волейболом
широко используются упражнения, способствующие
обеспечению высокого уровня функционирования
и надежности центральной нервной, сердечно-сосудистой
систем, вестибулярного аппарата, зрительного
и тактильного анализаторов, формированию
качеств быстродействия, ловкости и координации
рук, точности движений, реакции на движущийся
объект, выбора, распределения, переключения,
сосредоточения концентрированного внимания,
оперативного мышления, эмоциональной
устойчивости, коммуникативных способностей,
инициативности, предприимчивости.
С этой целью на занятиях баскетболом
применяются:
• ходьба и бег с ускорениями и
внезапными остановками;
• прыжки на месте с поворотами
«в движении приставными шагами»;
• прыжки со скакалкой;
• пробегание на скорость лабиринта;
• ловля и передача баскетбольного
мяча со сближением и удалением в парах,
тройках, с перемещением вдоль площадки;
• максимально быстрые броски
баскетбольного мяча в стену, в круг со
среднего и небольшого расстояния одной
и двумя руками;
• ведение баскетбольного мяча
поочередно и одновременно правой и левой
руками, с обводкой различных предметов,
с изменением направления, по узкому коридору,
обводка препятствий и т. п.;
• многократные броски в корзину
с разных расстояний одной, двумя руками
с места, после ведения, остановок;
• кратковременные и продолжительные двусторонние игры в
баскетбол на площадках стандартных размеров
в различных составах с выполнением разнообразных
тактических и эвристических заданий.
На занятиях волейболом
широко используются:
• верхняя передача волейбольного
мяча в парах, тройках, с перемещением вдоль
площадки;
• удары рукой по летящему мячу с
разной силой;
• удары по мячу правой и левой
руками после его отскока от пола, стены,
передачи партнерам;
• многократные передачи мяча в
парах;
• двусторонняя игра в волейбол
с выполнением различных тактических
и эвристических заданий;
• играв волейбол при высокой
и сниженной сетке,через закрытую сетку.
2.1.2.4.Учебные занятия по гимнастике
преимущественно направлены на улучшение
мозгового кровообращения, функциональных
возможностей вестибулярного аппарата,
укрепление мышечного корсета позвоночника,
мышечной системы в целом, развитие статической
выносливости мышц туловища, ловкости
и координации движений, быстроты и точности
движений рук, пальцев рук, концентрированного
внимания, эмоциональной устойчивости,
смелости, решительности; на формирование
навыков лазания, передвижений по ограниченной
опоре, в ограниченном пространстве.
Для решения этих задач предлагается
использовать:
• вольные упражнения;
• упражнения с предметами;
• силовые динамические и статические
упражнения на снарядах и без снарядов,
при выполнении которых действуют преимущественно
те же группы мышц, что и в статических
рабочих позах специалистов энергетического
комплекса;
• различные акробатические
упражнения;
• упражнения на повышенной
опоре;
• упражнения на специальных
силовых тренажерах;
• прыжки в глубину, через снаряды;
• длительные прыжки со скакалкой;
• лазание по гимнастической
стенке и др.
На занятиях в специальном учебном
отделении практическая ППФП реализуется
в соответствии с учетом функциональных
возможностей организма студентов и ограничений,
связанных с состоянием их здоровья.
В спортивном отделении практическая
ППФП осуществляется по индивидуальным
программам путем дополнения дидактического
наполнения выбранного вида спорта физическими
упражнениями и методами, способствующими
целенаправленному акцентированному
формированию профессионально важных
качеств.
2.2 Самостоятельные
занятия по ППФП - необходимый элемент
освоения обширного прикладного материала.
Самостоятельные занятия студентов физической
культурой, спортом, туризмом способствуют:
- лучшему усвоению
учебного материала
- увеличению общего
времени занятиям физическими
упражнениями
- ускорению процесса
физического совершенствования
- внедрению физической
культуры и спорта в быт и отдых студентов.
В совокупности с учебными
занятиями правильно организованные самостоятельные
занятия обеспечивают оптимальную непрерывность
и эффективность физического воспитания.
Эти занятия могут проводиться во внеучебное
время по заданию преподавателей или в
секциях.
Основные формы реализации
практического раздела ППФП во вне-учебное
время:
- секционные занятия
- самостоятельные занятия ППФП;
- занятия профилированными и профессионально-прикладными
видами спорта;
- самодеятельные занятия
по прикладным видам спорта в различных
спортивных группах вне вуза (туристских
клубах и т.п.);
соревнования по ППФП;
- выполнение утренней специализированной зарядки
с элементами ППФП, индивидуальных комплексов
и отдельных упражнений ППФП;
- попутная тренировка с элементами
ППФП.
2.2.1.секционные занятия в вузе по прикладным
видам спорта под руководством преподавателя-тренера; Спортивные
секции рекомендуется создавать, прежде
всего, по таким видам спорта, которые
лучше всего обеспечивают разностороннюю
физическую подготовку, повышают уровень
физической и умственной работоспособности
человека, укрепляют здоровье. Это легкая
атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика,
спортивные игры и др.Во многих случаях
к занятиям в спортивных секциях допускаются
лица, не имеющие спортивного разряда,
но обладающие достаточной разносторонней
физической подготовкой и желающие заниматься
тем или иным видом спорта, культивируемым
в вузе. Учебные группы спортивных секций
организуются по тем видам спорта, для
которых в вузе имеется материальная спортивная
база и возможность обеспечить занятия
квалифицированным тренерским составом.
Комплектуются они по полу и по уровню
спортивной квалификации занимающихся
(по наличию спортивных разрядов и званий).
Число занимающихся в группе и количество
часов учебных занятий в неделю на одну
группу зависят от спортивной подготовленности
занимающихся и регламентируются постановлениями
вышестоящих спортивных и профсоюзных
организаций. Занятия проводят специалисты
по физическому воспитанию, имеющие высшее
или среднее физкультурное образование.
Для проведения занятий с группами новичков,
III и II спортивных разрядов допускаются
тренеры спортивного клуба, имеющие специальную
курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными
спортсменами по данному виду спорта не
ниже I спортивного разряда.
2.2.2.Самостоятельные
занятия ППФП и занятия профилированными
и профессионально-прикладными видами
спорта (см.приложение 1) проводятся индивидуально
или в группе по той же схеме, что и специальные
учебные занятия ППФП, но по времени они
длятся несколько меньше – 45-60 мин. Желательно,
чтобы их содержание было предварительно
оговорено с преподавателем кафедры физического
воспитания и спорта, ведущего занятия
со студентами, обучающимися по той же
специальности .
2.2.3.
Большую пользу могут принести также регулярные
занятия утренней специализированной
зарядкой с элементами ППФП и комплексами
ППФП.
Утренняя специализированная
зарядка с элементами ППФП включает упражнения
гигиенической и профессионально-прикладной
направленности. Например, утренняя специализированная
зарядка на открытом воздухе для студентов
энергетических специальностей предполагает:
• упражнения для нормализации состояния позвоночника,
создания условий для интенсивного кровотока,
активизирующие капиллярную и мышечную
системы;
• бег трусцой и медленный бег
– до 3 км; общеразвивающие упражнения,
специальные упражнения бегуна, ритмовые
пробежки по закрытому маршруту, взбегания
в горку с задержкой дыхания; медленный
бег 100-200 м с переходом на бег трусцой по
узкой тропке с дыхательными упражнениями;
• водные процедуры(после зарядки):обтирания, обливания
или контрастный душ.
Комплексы ППФП представляют
собой 10-15 и меньше разогревающих, общеразвивающих
и профессионально-прикладных физических
упражнений, подобранных для формирования
актуальных или отстающих профессионально
важных качеств и навыков и выполняющихся
в определенной последовательности с
определенной дозировкой в соответствии
со структурой тренировочного занятия.
Ими занимаются до 5 раз в неделю (в зависимости
от уровня профессионально-прикладной
подготовленности), в свободное от учебы
и работы время.
В комплекс включают преимущественно
упражнения, наиболее эффективно содействующие
развитию основных двигательных качеств
(выносливости, силы, быстроты, ловкости,
координации движений, гибкости) и решению
задач ППФП.
При подборе и применении упражнений
соблюдают принципы чередования нагрузки
на отдельные органы, системы и мышечные
группы, постепенности и последовательности
ее повышения и снижения.
Эффективным является также
осуществление ППФП даже в виде отдельных
упражнений специальной психофизической
направленности, не требующих предварительной
подготовки организма, выполняемых в любое
свободное время. Это упражнения для развития
гибкости пальцев, реакции, специализированных
восприятий, внимания, наблюдательности,
оперативного мышления, эмоциональной
устойчивости, терпения, решительности
и т. д. На выполнение таких упражнений
тратится 1-3 свободные от работы минуты.
Отдельные упражнения ППФП могут также
выполняться во время ходьбы на учебу,
работу, после них, в процессе оздоровительных
прогулок.
2.2.4. Попутная ППФП – одна из
самых доступных форм ППФП. Вместе с тем
она может с успехом использоваться в
целях решения многих задач ППФП для повышения
уровня функционирования сердечно-сосудистой,
дыхательной систем, закаливания организма,
улучшения зрения, устойчивости к гипоксии,
выносливости, наблюдательности, памяти,
внимания, совершенствования навыков
рациональной ходьбы, нормализации психических
состояний.
Примерные задания для попутной
ППФП:
• ходьба в темпе120-140шагов в
минуту, в том числе в облегченной одежде
(тренирует сердечно-сосудистую систему);
• ходьба ,делая вдох на2шага
и выдох тоже на2шага(тренирует дыхательный
аппарат);
• ходьба с дозированной задержкой
дыхания: 3 шага –вдох, 4шага – дыхание задерживается,
4 шага – выдох (способствует повышению
устойчивости к гипоксии);
• при фиксированной голове
смотреть вверх, вниз, в стороны рисовать
взглядом разные предметы (тренирует глазодвигательные
мышцы, способствует профилактике или
лечению миопии);
• рассматривать внимательно предметы
различной удаленности от глаз (совершенствует
зрение);
• ходьба по улице противлюдского
потока (способствует тренировке ловкости,
распределения внимания, оперативного
мышления);
• ходьба с чередованием заранее
обусловленных действий (переменой темпа,
ритма дыхания и т. д.);
• ходьба строго по прямой(развивает устойчивость внимания);
• запомнить походу передвижения 7-10 встретившихся предметов
и затем по памяти их мысленно описать
(тренирует оперативную память).
Могут использоваться и такие
приемы:
• подробно рассмотреть движущийся со
скоростью объект (то же воздействие, что
и в предыдущем задании);
• подъем по лестницам с задержкой
дыхания (способствует укреплению сердечной
мышцы, повышению устойчивости к гипоксии,
закреплению навыков ходьбы по лестницам);
• пройти 1-2кварталав среднем
темпе, концентрируя внимание на рациональной
технике ходьбы и запоминании и последующем
воспроизведении увиденного (развивает
наблюдательность и память);