Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:33, курсовая работа
Объект исследования: методика преподавания гимнастики в школе.
Предмет исследования: формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах.
Цель: раскрыть особенности применения различных форм и методов проведения и организации гимнастики в 5–6 классах.
Задачи:
1. Проанализировать специализированную литературу.
2. Основываясь на передовом тренерском и преподавательском опыте, представить классификацию форм и методов проведения и организации гимнастики, а также описать их и привести примерные комплексы упражнений.
Введение
1. Гимнастика в педагогической системе физического воспитания
1.1 Гимнастика как учебная и научная дисциплина
1.2 Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания
1.3 Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
2. Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах
2.1 Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах
2.2 Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах
2.3 Формы проведения гимнастики в 5–6 классах
Заключение
Библиография
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах»
Введение
1. Гимнастика в педагогической системе физического воспитания
1.1 Гимнастика как учебная и научная дисциплина
1.2 Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания
1.3 Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
2. Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах
2.1 Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах
2.2 Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах
2.3 Формы проведения гимнастики в 5–6 классах
Заключение
Библиография
Введение
Основной формой организации
занятий по гимнастике в школе
являются уроки физической культуры
с гимнастической направленностью.
Наряду с этим гимнастические упражнения
включаются в физкультурно-
Объект исследования: методика преподавания гимнастики в школе.
Предмет исследования: формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах.
Цель: раскрыть особенности применения различных форм и методов проведения и организации гимнастики в 5–6 классах.
Задачи:
1. Проанализировать
2. Основываясь на передовом тренерском и преподавательском опыте, представить классификацию форм и методов проведения и организации гимнастики, а также описать их и привести примерные комплексы упражнений.
Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового тренерского и преподавательского опыта, теоретический анализ научно-методической литературы.
1. Гимнастика в педагогической системе физического воспитания
1.1 Гимнастика как учебная и научная дисциплина
Гимнастика – исторически
сложившаяся совокупность специфических
средств (упражнений) и методов гармонического
физического воспитания людей. Гимнастические
упражнения существенно отличаются от
упражнений из других видов спорта и в
большинстве случаев носят абстрактный
характер (т.е. они не заимствованы из жизни
людей, а искусственно созданы для более
целенаправленного и эффективного решения
различного рода задач). Как учебно-педагогическая
дисциплина гимнастика имеет свое содержание,
теорию, историю, область научных исследований
и преподается в специальных учебных заведениях:
лицеях, колледжах, факультетах и институтах
физического воспитания и спорта. С этих
позиций гимнастика может квалифицироваться
как учебная дисциплина ярко выраженной
профессиональной направленности, существенная
часть профилирующей подготовки педагогов
по физической культуре, направленная
на формирование целостной системы знаний,
способностей и качеств; создание соответствующей
системы «преподавание–обучение–
Благодаря своим методическим особенностям, о которых речь пойдет ниже, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля, в армии и на производстве.
Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. Научные исследования связаны с обоснованием эффективности и доступности упражнений, оценкой их влияния на занимающихся, выявлением закономерностей выполнения упражнений и их зависимости от системы свойств и качеств человека и т.д.
1.2 Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания
Гимнастика – одно
из действенных и универсальных
средств физического воспитания
В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:
– использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;
– применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
– освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
Согласно гуманистической
– развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения детей и молодежи к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;
– воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого ребенка, подростка, взрослого, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности различных формальных и неформальных сообществ, включая конкретную семью.
Разнообразие, многоструктурность
и многофункциональность
1.3 Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.
Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время выполнения упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – координационно несложные движения, которые применяются для всестороннего развития организма, для развития функциональных возможностей, для воспитания «школы движений» и т.п. ОРУ можно выполнять без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах и тренажерах, на месте и в движении, одному или вдвоем.
Акробатические упражнения – весьма действенное средство развития двигательных способностей, координации, ловкости, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность их беспрерывного усложнения позволяет использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. К акробатическим упражнениям относят прыжки, балансирования, вольтижные элементы, выполняемые индивидуально, в парах, втроем, вчетвером, а также групповые пирамиды (фигурные построения с поддержками).
Прыжки в гимнастике делятся на простые (неопорные) и опорные и характеризуются выраженной фазой полета. Опорные прыжки представляют собой движения, целью которых является преодоление препятствия с промежуточной опорой руками. Прыжки служат прекрасным средством формирования прикладных умений и навыков (напрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание (преодоление) препятствий); развития ловкости, прыгучести, быстроты; воспитания волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли.
Упражнения на гимнастических снарядах (на перекладине, брусьях параллельных и разновысоких, коне с ручками, кольцах, бревне) характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм и доступны для применения в занятиях с лицами разного пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Прикладные упражнения включают разновидности ходьбы, бега, метаний, лазаний, переползаний, переноски грузов, упражнения в равновесии. Для данной группы упражнений характерны менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи, что способствует формированию умений и навыков активного взаимодействия с окружающей средой. Прикладные упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.
Вольные упражнения (ВУ) – это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции и выполняемых слитно, в соответствии с гимнастическим стилем. ВУ выполняются в более простых и естественных условиях, чем, например, упражнения на снарядах, в связи с чем их применяют для знакомства с характеристиками движений (направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность, выразительность) и овладения их школой; а также для воспитания силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Упражнения художественной гимнастики – это специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, прыжки, повороты и т.п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). Они носят динамический, танцевальный характер, тесно связаны с музыкой и служат для воспитания гибкости, пластичности, выразительности, координации, совершенствования чувства равновесия.
2. Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах
2.1 Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах
Основная гимнастика широко применяется во всех школьных и дошкольных учреждениях, в средних специальных и высших учебных заведениях и включает несложные упражнения, направленные на общее и всестороннее развитие организма и подготовку для занятий различными видами спорта.
Методические особенности основной гимнастики таковы:
1. Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела.
Локальное воздействие на отдельные части тела и слаборазвитые мышцы достигается подбором исходных положений и способов исполнения упражнений, использованием снарядов массового типа и различных предметов. Избирательное воздействие на различные части тела дает возможность исправлять дефекты осанки, обучать управлению движениями различными частями тела в пространстве и времени.
2. Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания.
Например, обучая лазанью по канату, можно: а) формировать прикладной навык; б) развивать силу рук и плечевого пояса; в) развивать ловкость, варьируя способы лазанья; г) развивать быстроту движений (при лазанье на время); д) развивать способность оценивать движения (при лазанье на заданное время). При обучении равновесию формируют прикладные навыки, правильную осанку, совершенствуют функциональную деятельность вестибулярного аппарата, развивают ее, воспитывают смелость и т.д.
3. Возможность постоянно повышать трудность двигательных действий, обучая одним и тем же упражнениям.
Гимнастическим упражнениям свойственно многообразие форм движений: лазанье по наклонно поставленным скамейкам выполняется различными способами, отличающимися по степени сложности; упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные учащимся 5–6 классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д. Эта методическая особенность дает возможность качественно и количественно изменять содержание занятий, повышать интерес учащихся и более эффективно решать задачи урока.
4. Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку, варьируя: а) подбор упражнений (трудные и более легкие); б) количество повторений; в) величину отягощений (сопротивление резины, партнера, вес предметов); г) способ выполнения упражнений; д) способ организации занятий (групповая форма дает обычно меньшую нагрузку, чем поточная, а игровая – большую, чем поточная).
2.2 Методы организации учащихся на уроках гимнастики в 5–6 классах
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г. Василькова):
Информация о работе Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах