Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:17, реферат
Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является физическое воспитание.
В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Игровой стретчинг способствует укреплению правильной осанки дошкольников.
С.А. Шкредова
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне.
Игровой стретчинг способствует улучшению и укреплению здоровья наших детей. В последние годы возросла проблема, в ухудшении здоровья нашего подрастающего поколения. У детей дошкольного возраста, особенно младшего школьного возраста имеют различные проблемы, связанные с опорно–двигательной системой. Нарушение осанки, плоскостопие, даже искривление ног – это ещё не болезни, а дефекты развития костно – мышечного аппарата. Однако на фоне этих, как многим кажется, безобидных нарушений развиваются такие серьёзные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению и способны испортить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформация скелета неблагоприятно сказывается на развитие внутренних органов, приводит к различным расстройствам их деятельности. Поэтому крайне важно с раннего возраста прививать любовь и интерес к занятиям физкультурой и игровому стретчингу.
Стретчингом называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделить ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
У детей младшего и дошкольного возраста часто определяется так называемая вялая осанка, как правило это признаки намечающегося нарушения осанки. Признаками такой осанки является: увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, голова обычно слегка опущена, плечи опущены и сдвинуты вперёд, лопатки отстают от спины, живот отвисает, ноги слегка согнуты в коленях.
Одной из главных причин формирования вялой осанки и является слабое развитие мускулатуры ребёнка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Так же могут быть и врождённые дефекты строения и формирования скелета или родовые травмы.
Неправильные статические позы (в положении стоя, сидя, во время сна) приводит к искривлению позвоночника. Необходимо воспитывать устойчивую привычку в жизни, так и на занятиях правильно держать тело в различных положениях и движениях. Контролировать положение тела ребёнка нужно не только в детском саду, но и дома т.к самостоятельно ребёнок не придаёт значения важности правильности своего положения при положении стоя, сидя и т.д.
«В 1962 году в Ленинграде была принята единая классификация типов нарушения осанки. В ней были учтены изменения взаиморасположения частей тела во фронтальной (вид спереди и сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку)».
Согласно этой классификации, можно выделить следующие типы нарушения осанок: плоская спина, плосковыгнутая спина, сутулая, круглая, кругловыгнутая спина. Плоская спина, этот дефект осанки часто встречается у ослабленных, отстающих в развитии детей, но может наблюдаться и у детей быстро растущих, мышечная система которых не успевает за ростом скелета. Сутулая спина, причина неправильная поза при чтении, неправильное положение плечевого пояса. При сутулой спине уменьшается подвижность грудной клетки, снижается оббьем лёгких, затрудняется работа сердца, что неблагоприятным образом сказывается на здоровье ребёнка. Кругловыгнутая спина, признаки сутулость и увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника. Сколиотическая осанка, перекос плечевого пояса и смещение позвоночной оси вправо или влево.
Проблемы с осанкой приводят к проблемам с памятью, головным болям, невниманием. Наступают неврологические нарушения.
Что бы изменить или же избежать данные проблемы необходимо чередование динамических и статических упражнений с игровым подходом. Игровой подходит снимает эмоциональную напряжённость у ребёнка, убирает страхи, комплексы, тревогу, а соответственно разрушаются мышечные блоки приводящие к болезням опорно-двигательного аппарата.
Эффективность игрового подхода к занятиям в коррекции опорно-двигательного аппарата.
Игра – это прекрасная возможность для детей в решении различных проблем, к примеру коммуникативных. Игровой подход к физическим занятиям с детьми позволяет добиться наибольших результатов в коррекции опорно-двигательного аппарата. Сила воздействия игры всестороннее развитие заключается в эмоциональном возбуждении и расслаблении, интересе и увлечении. Заинтересованный ребёнок, увлечённый способен приложить массу усилий и быть очень старательным и исполнительным в выполнении упражнений направленных на профилактику и коррекцию осанки и всего опорно-двигательного аппарата.
Дети меньше устают, если занятия проходят в игровой форме им радостно и комфортно, они эмоционально раскрепощаются. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок, тем более гармоничным и радостным предстаёт перед ним мир, люди, тем более уютнее и увереннее ощущает они себя в мире.
У детей дошкольного возраста целесообразно использовать имитационные игры. «Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие понятия детям названия животных или имитационных движений и выполняя по ходу сюжетно-ролевой игры. На каждом занятии дети превращаются в различных животных или насекомых и так далее, выполняя в такой увлекательной форме сложные упражнения». Так же хорошо включать упражнения на расслабление, во время которых ребятам предлагать закрывать глаза и фантазировать, предложить ребятам представить себя парящей птицей или же черепашкой греющуюся на солнышке. Так же в занятия стоит вводить элементы пальчиковой гимнастики.
Занятие игрового стретчинга «Прогулка в лесу».
Данный комплекс занятия написан самостоятельно – стихи и упражнения придуманы в процессе обучения.
Педагогическая цель данной работы: раскрепостить детей на занятиях физического воспитания с помощью игрового стретчинга. Этот занятие имеет определенный подход к детям, желание их приучить заниматься во время занятия усердно, с позитивным настроем.
Задачи:
Обучающие – обучить детей комплексу упражнений, которые развивают растяжку, гибкость, координацию, правильную осанку для выполнения их на занятии.
Воспитательные – воспитывать в детях желание заниматься игровым стретчингом. В игровой форме им будет интересней.
Развивающие – развивать в детях навыки и способности для вырабатывании растяжки, гибкости, координации и правильной осанки.
Стретчинг – это комплекс упражнений основанный на растягивании мышц. Увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и больше сохраняют работоспособность.
Игровой стретчинг – это комплекс физических упражнений, основанный на растягивании мышц в результате игры.
Педагог – “Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поиграем в игру “Прогулка в лесу”. Я вам буду читать стишки и показывать упражнения, а вы их будите выполнять. Отправляемся на прогулку в лес. Начинаем свой путь на полянке”.
Упражнение №1Для шейного отдела.
Утро жарко на полянке,
Солнце светит солнце ярко-ярко.
Мы посмотрим на лучи,
Зачирикают птенцы.
С право лес, а с лево речка.
А над нами облачка.
Небо, небо голубое,
Солнце, лето и вода. (круговые вращения головой).
Упражнение №2 Для ног и спины.
Мы собрались на прогулку,
В лес по ягодки пойдем.
Взяли мы с собой корзинку
И друзей с собой возьмем. (шаг на носках, пятках).
Упражнение №3 Для рук и плеч.
В нашем сказочном лесу деревца красивые,
Много елок и берез, и дубов раскидистых.
Ручки вверх мы поднимаем
И листочки задеваем.
Можем ими покачать
И с деревцем поиграть.
Ветерок все дует, дует,
А листва все шелестит. (поднимаем и опускаем плечи).
Упражнение №4 Для координации.
А в лесочке много-много зайчиков и белочек.
Дятлы в дерево долбят,
Птички весело свистят.
Разбежались все ребятки, птичек посмотреть.
А в травинке ежик весело зашелестел. (имитируем движения животных).
Упражнение №5 Для тела и осанки.
Вот мы вышли на полянку,
Ягодками засеянную.
Кто куда с своей корзинкой,
Под кусточек, под лужок.
Как нам жарко на полянке,
Солнце светит очень ярко.
Облачка все голубые,
Птички весело поют. (наклоны - спина прямая к правой и левой ноге, доставать пол рукой).
Упражнение №6 Для осанки.
Кошка вышла на полянку потянулась
Мило деткам улыбнулась.
Спинку выгнула, прогнула.
Потянулась и ушла. (пригибание и выгибание спины).
Упражнение №7 Для коленей и растяжки.
Нагулялись по лесочку,
Ноженьки устали.
Полежим мы на песочке,
Отдохнем еще немножко.
Ягодки покушаем,
Соловьев послушаем. (тянемся к ноге, наклоны не сгибая колен).
Упражнение №8 Для коленей и растяжки.
В позе йоги посидим на полянку поглядим.
Мы колени разведём,
Спину к полу мы прижмём.
Снова встанем, повторим, на полянку поглядим.
Упражнение №9 Для колен
Хорош мы погуляли
В зелененьком лесу.
И с полною корзиночкой
Вернулись мы домой.
Веселые, счастливые
Мы дружно разошлись.
Педагог: “Вот мы с вами вернулись с прогулки из леса. Ребята, вам понравилась прогулка? Все молодцы, хорошо выполнили упражнения”.
На нашем занятии мы использовали комплексы упражнений для головы (шеи), стоп, рук и плеч, упражнения на координацию, упражнения на вырабатывании правильной осанки, упражнения на растягивание мышц тазобедренного сустава. Эти упражнения должны повторять в течение года на других занятиях, чтобы вырабатывать определенные навыки и способности необходимые в жизни. Во время данного занятия дети раскрепощаются посредством игрового стретчинга.
Заключение
Игра для ребёнка является элементом «сценария», неосознаваемого плана жизни, она много определяет в судьбе ребёнка.
Итак, какие выводы можно сделать в работе с детьми с нарушением осанки и опорно - двигательного аппарата, в системе занятий игрового стретчинга:
Образно-игровой подход к занятиям позволяет убрать психологические зажимы, ребёнок раскрывается, ему радость и комфортно. Снимаются мышечные блоки в межпозвонковой и паравертебральной областях позвоночника. На игровых занятиях дети меньше устают, более заинтересованно и правильно выполняют требования педагога, что приводит к наилучшим результатам в работе с детьми имеющим нарушения осанки и опорно - двигательного аппарата. Через имитационные упражнения развивается воображение, формируется самовыражение, самоконтроль, развивается коммуникативность.
Список используемой литературы
Красикова. И «Детский массаж и гимнастика» Корона – век. СПб. 2010г.
Константинова А.И. «Игровой стретчинг». Учебно-методический центр Аллегро. СПб. 1993г.
Педиатрия. Учебник для медецинских вузов под редакцией Шабалова, Н.П. СПб. 2007г
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья детей, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных и негативных факторов. Неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры - вызывают нарушение осанки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию детей в условиях детского сада и семьи. Красивая и правильная осанка - ключ к здоровью ребенка.
Осанка - привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.