Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 02:54, реферат
Физкультура и спорт выполняют в обществе множество функций. В первую очередь – это наименее затратное и наиболее эффективное средство физического и морального оздоровления нации. Физкультура и любительский спорт развивают физические, эстетические и нравственные качества человеческой личности, способствуют профилактике заболеваний, физической и психоэмоциональной рекреации и реабилитации человека, сплочению группы, организации досуга. Физкультурно-спортивные общественные движения сближают личные и общественные интересы, формируют здоровый морально-психологический и нравственный климат в различных социально-демографических группах населения, особенно в молодежной среде.
Введение 3
Сердечно-сосудистая система. 5
Строение и особенности функционирования сердечно-сосудистой системы. 5
Основные показатели нормальной работы сердечно-сосудистой системы 9
Наиболее распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы 11
Физическое развитие и основные показатели физической подготовленности 14
Общая характеристика групп по физической культуре 17
Влияние физических упражнений на организм человека 21
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Проведение занятий в подготовительной группе
В настоящее время около 10% и больше учащихся отнесено к подготовительной медицинской группе. Как правило, это дети, перенесшие различные заболевания (сердечно-сосудистые, легочные, инфекционные и другие заболевания, травмы). Следствием болезни является не только отклонение от нормы в состоянии здоровья, но и общее ослабление организма, ухудшение физического развития и низкая физическая подготовленность.
У них наблюдается, как правило, более или менее выраженная слабость мышц, понижение функции органов дыхания, а также сердечно-сосудистой и нервной систем. Учитель или преподаватель должен хорошо знать своих воспитанников, их функциональные возможности и диагнозы. Следует знать и рекомендации врачей: что можно, а что и нельзя выполнять таким учащимся.
Отмечая положительное
влияние систематических
Содержанием таких занятий может быть учебный материал программы по физической культуре. Причем этот материал должен подбираться индивидуально в соответствии с функциональными возможностями учащихся. Основным приемом при проведении занятий с этими учащимися является соблюдение постепенности в увеличении нагрузки, посильности упражнений, соблюдение дидактических принципов последовательности и систематичности. Однако снижение нагрузок не должно отражаться на технике движений.
На уроках физической культуры с учащимися подготовительной медицинской группы следует сокращать количество повторений, освобождать их от длительного бега, а общеразвивающие упражнения проводить из облегченных исходных положений. В основной части урока учащимся надо давать индивидуальные задания, проводить урок в медленном темпе, игры без быстрого передвижения.
Они освобождаются от всех видов соревнований, от выполнения упражнений на максимальный результат, но отдельные упражнения программы для них учитель может заменять другими, наиболее адекватными их здоровью и физической подготовленности.
Основным показателем эффективности занятий следует считать перевод после года занятий детей из подготовительной группы в основную.
Однако к исключению упражнений и замене их другими, более легкими, а также к освобождению этих учащихся от соревнований и т.п. следует относиться как к временному этапу обучения детей подготовительной медицинской группы. По мере улучшения их здоровья и физической подготовленности методика физического воспитания должна приближаться к методике обучения здоровых детей. В противном случае такой метод работы с ними может оказать отрицательное влияние как на двигательный опыт и на развитие физических качеств, так и на психику.
Проведение занятий в специальной группе
Для учащихся специальной медицинской группы более сложны и методика, и организация занятий. Такие учащиеся занимаются по специально разработанным программам и освобождаются от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов.
Специальную медицинскую
группу условно можно разделить
на две подгруппы: подгруппу «А»
- обучающиеся с обратимыми заболеваниями,
которые после лечебно-
Комплектование осуществляется в зависимости от заболевания:
Основные задачи физического воспитания
обучающихся специальных
Касательно заболеваний сердечно-сосудистой системы главным противопоказанием могут быть упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, максимальным усилием и статическим напряжением. К рекомендациям можно отнести выполнение упражнений, охватывающих все мышечные группы, дозированный бег, бег в медленном темпе.
Факт тесной взаимосвязи физической работоспособности и состояния здоровья с образом жизни, характером и объемом ежедневной двигательной активности общепризнан. Исследования показывают, что человеческий организм запрограммирован на интенсивную и систематическую двигательную активность. На сегодня огромное разрушительное воздействие на организм человека оказывается вследствие резкого уменьшения двигательной активности, которое вызвано комфортностью условий жизни и другими последствиями научно-технического прогресса. Помешать этому может только целенаправленное и интенсивное использование средств физической культуры с целью удовлетворения естественной потребности организма человека в движении. На эффективность физических упражнений, а также их исключительно благоприятное воздействие на человека указывал еще известный французский врач 18 века Симон Андре Тисо. Это ему принадлежит удивительное высказывание: «движение может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить влияние движения». Привычная реакция организма на физические упражнения - повышение общего тонуса функционального состояния организма, т.е. улучшение жизнедеятельности организма, непосредственно определяет степень его сопротивлению всяким заболеванием или состояниям, предшествующих заболеваний. Главную роль в данном процессе играет нервная система, именно на нее в первую очередь действует тонизирующее влияние физических упражнений: уравновешиваются процессы как возбуждения, так и торможения в центральной нервной системе, нормализуются вегетативные функции, повышается умственная работоспособность, снимаются различные тормозные состояния в мозге, которые нарушают работу различных органов, идет на улучшение его руководящая и координирующая деятельность. Соответственно приходят в норму функции отдельных органов и систем.
Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему обусловлен, с одной стороны, тренировкой и укреплением сердечной мышцы, а с другой — нормализацией сложного механизма регуляции деятельности данного органа и всей системы кровообращения, вследствие чего:
Сердечно-сосудистая система взаимодействует очень тесно с дыхательной системой.
Реакция дыхательной системы на регулярные физические упражнения заключается в:
Специально подобранными упражнениями можно улучшить работоспособность желудочно-кишечного тракта (напр. двигательную функцию), и влиять на желудочную секрецию.
Таким образом, интенсификация
нервных процессов, повышение функции
легких и сердечно-сосудистой системы,
нормализация пищеварения улучшает обеспечение
всех тканей организма веществами, которые
регулируют, активизируют процессы обмена,
что, в свою очередь, активизирует защитные
силы организма, закаляет организм, увеличивает
сопротивляемость болезням цивилизации,
укрепляет здоровье и повышает качество
жизни. Иными словами, физические упражнения
имеют значительный оздоровительно-
Систематические занятия физическими
упражнениями с целью уменьшения вероятности
обострения хронического заболевания,
задержки развития патологического состояния
или коррекции имеющихся нарушений называют
оздоровительно-
Оздоровительный эффект от постоянных
занятий физическими
СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Занимаясь физической культурой, мы приобретаем необходимые в повседневной жизни и в труде двигательные навыки. Развивается ловкость, быстрота и сила движений нашего тела. Совершенствуется управление движениями, которое осуществляется центральной нервной системой. При занятиях физическими упражнениями образуются все новые и новые условные рефлексы, которые закрепляются и складываются в длинные последовательные ряды. Благодаря этому организм приобретает способность все лучше и лучше приспосабливаться к большим и более сложным физическим нагрузкам, благодаря этому мы можем все легче и экономнее осуществлять движения — наш организм, как принято говорить, тренируется.
В
результате тренировки улучшается работа
и строение всех органов нашего тела
и прежде всего высших отделов
центральной нервной системы. Увеличивается
подвижность нервных процессов возбуждения
и торможения в коре больших полушарий
головного мозга и в других отделах нервной
системы, т. е. процесс возбуждения легче
переходит в процесс торможения и наоборот.
Организм поэтому быстрее реагирует на
всевозможные внешние и внутренние раздражения,
в том числе и на раздражения, идущие к
мозгу из сокращающихся мышц, в результате
чего движения тела становятся более быстрыми
и ловкими.
У тренированных людей нервная система
легче приспосабливается к новым движениям
и новым условиям работы двигательного
аппарата.
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ОБЪЕМ И СИЛА МУСКУЛОВ
При физических упражнениях повышается сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, в результате чего возрастает напряжение мышц при их сокращениях. В связи с этим изменяется строение мышечных волокон — они становятся толще, объем мышц увеличивается. Систематически занимаясь так называемыми силовыми упражнениями, например с гирями, можно за 6—8 месяцев резко увеличить объем и силу мышц. Это происходит потому, что питание работающих мышц значительно улучшается. В мышцах, находящихся в покое, большая часть кровеносных капилляров, окружающих мышечные волокна, закрыта для тока крови, а кровь по ним не течет. Во время работы при сокращении мышцы раскрываются все капилляры, поэтому приток крови в мышцу увеличивается больше чем в 30 раз. В процессе тренировки в мышцах образуются новые кровеносные капилляры. Под влиянием тренировки изменяется и химический состав мышцы. В ней увеличивается количество так называемых энергетических веществ, т. е. веществ, при распаде которых освобождается много энергии. К таким веществам относятся гликоген и фосфаген. В тренированных мышцах распадающиеся при сокращениях мышечных волокон гликоген и фосфорные соединения быстрее восстанавливаются, а окислительные процессы (процессы соединения с кислородом) протекают интенсивнее, мышечная ткань лучше поглощает и лучше использует кислород.