9.
Анализ техники и методика
обучения бегу на 100 и 110 м с
барьерами. Анализ Фазы: старт и стартовый разгон,
бег по дистанции, финиширование. В барьерном
беге применяется низкий старт. Уже к 8-10
дистанции барьерист должен иметь такое
беговое положение, из которого удобно
атаковать барьер. Стартовый разбег. Длина
шагов при стартовом разбеге постепенно
увеличивается, а непосредственно перед
отталкиванием на 1-ый барьер последний
шаг обычно укорачивается на 10-20см, что
обеспечивает более высокое и удобное
положение перед выходом на барьер. Некоторые
спортсмены высокого роста стартовый
разбег успешно выполняют за 7 беговых
шагов. При 7-шаговом стартовом разбеге
переднюю колодку для маховой ноги устанавливают
на расстоянии 25-35см от линии старта, задняя
располагается примерно за 40-60см от передней.
При 8-шаговом разбеге впереди располагается
колодка для толчковой ноги в 40-60 см от
линии старта, задняя располагается в
20-40см от передней. Бег по дистанции состоит
из 9 повторяющихся циклов: 3 беговых шага
между барьерами и преодоление барьера
– барьерный шаг. Угол атаки должен быть
65-70°. Преодоление барьера начинается
движение вперед-вверх согнутой в коленном
суставе маховой ноги, что способствует
быстрому и мощному отталкиванию. Вместе
с маховой ногой вперед выносится разноименная
рука. К моменту окончания атаки маховая
нога выпрямляется в колене за счет хлестообразного
движения голени и направляет движение
тела вперед. Во время атаки барьерист
выполняет энергичный наклон туловища
вперед. Толчковая нога, оторвавшись от
дорожки, сгибаясь в колене, подтягивается
к туловищу. Сход с барьера. Маховая нога
начинает сгибаться в коленном суставе
примерно в тот момент когда стопа пересекает
плоскость барьера, приземление вблизи
от проекции ОЦМТ на переднюю часть стопы
выпрямленной ноги. Толчковая нога при
сходе с барьера движется ускоренно коленом
вперед. Наклон туловища такой же, как
и в момент атаки или на 1-2° меньше. Руки
перестраиваются для работы при обычном
беге. Бег между барьерами. Расстояние
между барьерами преодолевается в 3 беговых
шага. 1-ый шаг достаточно короткий, 2-ой
более длинный, 3-ий короче второго на 10-25см.
Атака барьера производится в 200-214см, постепенно
увеличиваясь от 1-го до 4-го барьера. Финиширование.
При финишировании следует стремиться
сохранить частоту и длину шагов. Пробегание
финишного створа выполняется также как
и в спринте. Методика 1) Ознакомить
с техникой барьерного бега (рассказ об
особенностях бега, показ видео). 2) Обучить
технике преодоления барьера (имитация
работы рук с подниманием ноги и выбрасыванием
голени пяткой вперед; переносить толчковую
ногу через барьер; переход барьеров т).
3) Обучить ритму и технике бега между барьерами
(то же, что и в 2, но с увеличением расстояния
и высоты барьеров, бег сбоку барьера в
3 шага). 4) Обучить технике низкого старта
и стартового разгона с преодолением барьеров
(бег с высокого старта за 8 шагов до барьера,
поставленном на укороченном расстоянии;
бег с высокого старта с преодолением
2-4 барьеров). 5) Обучение технике барьерного
бега в целом и ее совершенствование (бег
с низкого старта сбоку от барьера; бег
с низкого старта с преодолеванием
1-3 барьеров; пробегание полной соревновательной
дистанции.
10.
Анализ техники и методика
обучения эстафетному бегу 4х100. Анализ. Участник 1-ого
этапа начинает бег из положения низкого
старта на повороте беговой дорожки, удерживая
эстафетную палочку в правой руке тремя
пальцами и опираясь на дорожку перед
стартовой линией большим и указательным
пальцами. Левая рука как при старте на
200м, отведена от стартовой линии на 10-15см.
После выхода со старта, спортсмен прижимается
к левому краю беговой дорожки. Бегущий
на 2-ом этапе принимает эстафетную палочку
в левую руку и во время бега прижимается
к внешней стороне беговой дорожки. Участник
3-го этапа бежит по повороту беговой дорожки
и принимает эстафетную палочку в правую
руку. Участник 4-го этапа принимает палочку
в левую руку и не перекладывая бежит с
ней о конца. Существует несколько способов
передачи эст. палочки. Наиболее распространены
– сверху и снизу. Для принятия эстафетной
палочки в 20-метровой зоне на макс.скорости
участники 2-го, 3-го и 4-го этапов должны
начать бег из такого положения, которое
позволит им за 25-26м набрать скорость.
Чаще всего для этого спортсмен принимает
высокий старт с опорой на руку в 10-метровой
зоне разгона, глядя через плечо свободной
руки на контрольную отметку. Контрольную
отметку спортсмен устанавливает заранее
на расстоянии 8-11м от себя. \Когда передающий
приблизится к отметке, принимающий стремительно
начинает бег. Передающий, приблизившись
к партнеру на расстоянии вытянутой руки
подает команду «хоп», принимающий не
снижая скорости опускает выпрямленную
руку с развернутой назад ладонью, большой
палец отведен в сторону. Передающий движением
руки снизу или сверху по команде вкладывает
эстафетную палочку. палочка вкладывается
за 3-4м до конца коридора. В эстафете очень
часто передают палочку из правой в левую
руку, а во время бега перекладывают из
левой в правую. Принимающий обычно стоит
левым боком к передающему, вытянув на
встречу бегущему левую руку. Обучать технике эстафетного
бега целесообразно после того, как освоена
техника бега на короткие дистанции. 1)Создать
представление о технике эстафетного
бега (дать краткую хар-ку эстафетному
бегу, рассказать правила соревнований,
показать технику передачи эст. палочки
различными способами). 2)Обучить передаче
и приему эст. палочки (передача и прием
на месте с предварительной имитацией
движений рук как при беге; передача в
ходьбе, бег). 3)Обучить старту бегуна, принимающего
эстафету (бег с высокого старта без опоры
и с опорой на руку; старт при выходе на
прямую; старт при выходе в поворот). 4)
Обучить технике передачи эст. палочки
на максимальной скорости в зоне передачи
5)Совершенствование техники эст. бега.
Тренировки следует проводить в начале
занятия. Необходимо помнить, что на 1-ом
этапе пробегают 110м, на 2-ом и 3-ем – 130м,
на 4-ом – 120м. На 1-ый этап ставится бегун,
обладающий быстрым стартом, на 2-ой и 3-ий
– более выносливые, 4-ый этап – самого
быстрого и волевого.
11.
Анализ техники и методика
обучения прыжку в длину способом
«согнув ноги». Технику прыжка в длину принято условно
делить на фазы разбега, отталкивания,
полета и приземления. Все эти фазы взаимосвязаны
и взаимозависимы. Разбег служит для приобретения
необходимой для прыжка горизонтальной
скорости. Длина разбега от 12 до 24 беговых
шагов. Существуют различные варианты
начала разбега. Он может начинаться как
с места, так и с предварительного движения
в виде ходьбы или легкого бега. Начиная
бег в наклоне, прыгун в течение бега постепенно
выпрямляется, а за несколько шагов до
отталкивания, его туловище принимает
вертикальное положение. В прыжках в длину
используются различные варианты разбега,
однако все они характеризуются максимальным
темпом движения на последних четырех-трех
шагах. В конце разбега начинается подготовка
к отталкиванию, выражающаяся в небольшом
подседании на предпоследнем шаге. Последний
шаг выполняется быстрей и несколько короче,
чем предыдущий. Толчковая нога вместе
с тазом обгоняя туловище, ставится на
место отталкивания почти выпрямленной,
всей стопой. После завершения амортизационной
фазы начинается разгибание толчковой
ноги с одновременным махом свободной
ногой и руками. Мах выполняется активным
движением вперед-вверх согнутой в колене
ногой. Одноименная маховой ноге рука
отводится в сторону-назад, другая делает
энергичный взмах вперед-вверх и несколько
внутрь. После завершения отталкивания,
прыгун принимает положение так называемого
"полетного шага" (маховая нога впереди,
толчковая сзади), характерного для всех
способов прыжка в длину. Дальнейшие движения
прыгуна в полетной фазе зависят от способа
прыжка. Способ "согнув ноги" После вылета
"в шаге", толчковая нога вперед коленом
подтягивается к находящейся впереди
маховой ноге, после чего обе ноги приближаются
коленями к груди, а голени приподнимаются
вверх носками "на себя". Руки в полете
поднимаются вверх, а затем опускаются
навстречу ногам движением вперед-назад. Методика
1)Создать представление о технике изучаемого
способа прыжка (показ рассказ) 2)Научить
технике отталкивания (имитация движения рук
и ног в отталкивании, прыжок "в шаге"
с 2-4 шагов разбега с приземлением на маховую
ногу) 3)Научить технике приземления. (прыжок
в длину с места толчком двух ног; прыжок
на возвышение с приземлением на две ноги)
4)Научить сочетанию разбега с отталкиванием. (прыжки "в шаге",
прыжки в длину с короткого и среднего
разбега) 5)Научить движениям в полете.
(прыжок с места через препятствие с подтягиванием
колен к груди; прыжок с места на возвышение
с приземлением в положение "сидя";
прыжок с 6-8 шагов разбега через два барьера,
прыжки в длину способом "согнув ноги"
с различного разбега) 6)Определить длину
полного разбега. (бег с 2-3 шагов наращиваниями
скорости, имитирующей набегание; пробежки
по сектору с целью определения оптимального
разбега) 7)Совершенствование техники
прыжка в длину в целом. (бег в ритме разбега
с обозначением отталкивания; прыжки с
разных разбегов)
12.
Анализ техники и методики
обучения прыжку в длину способом
«прогнувшись». Технику целостного прыжка в длину с
разбега можно разделить на четыре части:
разбег, отталкивание, полет и приземление. Разбег.
Разбег в прыжках в длину служит для создания
оптимальной скорости прыгуна. Скорость
разбега в этом виде в наибольшей степени
приближается к максимальной скорости.
Длина разбега и количество беговых шагов
зависят от индивидуальных особенностей
спортсмена. В основном спортсмены используют
следующие варианты: с места и с подхода
(или подбега), а также с постепенным набором
скорости и резким (спринтерским) началом.
В подготовке к отталкиванию на последних
3 — 4 беговых шагах спортсмен должен развить
оптимальную для себя скорость. Отталкивание. Эта часть
прыжка начинается с момента постановки
ноги на место отталкивания. Нога ставится
на всю стопу с акцентом на внешний свод, Цель
отталкивания — перевести часть горизонтальной
скорости разбега в вертикальную скорость
вылета тела прыгуна, т. е. при дать телу
начальную скорость. Полет. После отрыва тела
прыгуна от места отталкивания начинается
полетная фаза, Условно полетную фазу
прыжка можно разделить на три части: 1)
взлет, 2) горизонтальное движение вперед
и 3) подготовка к приземлению. Приземление: с падением
в сторону, с выбиванием. Задача 1 Знакомство с техникой
прыжка в длину. Средства: 1краткий рассказ
о технике прыжка, объяснения его особенностей,
демонстраций кинограмм, видеофильмов,
фотографий и образцового показа выполнения
прыжка в целом, создается правильное
представление и понимание о прыжке изучаемым
способом. Задача 2Обучить правильной
технике отталкивания с укороченного
разбега. Средства:1Имитация выталкивания
с одного шага из исходного положения:
маховая нога впереди, туловище наклонено
назад.2Прыжки с 2-3 шагов. Зафиксировать
положение «в шаге», энергично опустить
маховую ногу вниз и приземлиться на нее
с последующим пролеганием вперед3.Те
же прыжки с небольшого разбега Методические
указания по прыжкам в длину. Обращать
внимание на полное выпрямление толчковой
ноги. Во время опускания маховой н. вниз
таз выводится вперед, а руки поднимаются
через стороны вверх, создавая прогиб
в поясничной и грудной частях тела. Взгляд
устремлен вперед. Следить, чтобы голова
не запрокидывалась назад. Задача Обучить прогибу
в полете и приземлению. Средства:1Прыжок
с места с далеким выбрасыванием ног вперед.2Прыжок
вверх и вперед с возвышенности (0,5 м) в
яму. После прогиба в грудной и поясничной
части тела подтянуть согнутые ноги к
груди и выбросить их для приземления.3Прыжки
в длину с 5-6 шагов с опусканием маховой
н. вниз и отведением ее назад после подтягивания
маховой н. к толчковой. Задача 4 Определение длины
полного разбега. Задача 5 Совершенствование
прыжка в длину. Средства: прыжки с разного
разбега (полного и неполного) с отталкиванием
то грунта (от бруска), Прыжки с места в
длину.
13.
Анализ техники и методика
обучения прыжку в длину способом
«ножницы». Прыжки в длину относятся к ациклическим
упражнениям. Фазы: разбег, отталкивание,
полет, приземление. Разбег. В настоящее время
ведущие прыгуны используют разбег длиной
от 36 до 44м (18-24 бег. шагов). В конце разбега
(последние 6-4 беговых шага) длина и темп
достигает предельных величин. Отталкивание выполняется
на высокой скорости с последующим вылетом
под углом 19-24°. Характер постановки толчковой
ноги на брусок определяет степень проявления
реакции опоры, величину потери скорости
и угол вылета. Наибольшие усилия в отталкивании
развиваются в момент постановки ноги
на опору при общей продолжительности
всего толчка 0,11-0,13с. Далекая постановка
толчковой ноги при небольшой амортизации
вызывает существенное возрастание усилий,
направленных против вектора движений
тела вперед и продолжительности времени
взаимодействия с бруском. Тем самым создаются
условия для увеличения угла вылета и
высокой траектории полета со значительной
потерей горизонтальной скорости. В случае
близкой постановки толчковой ноги разгибание
ее запаздывает, сокращается время опоры
и снижается усилие. Эффективная организация
движений в прыжках осуществляется при
постановке ноги, почти выпрямленной в
коленных (угол 175-178°) и тазобедренных
(165-170°) суставах, под углом 35-70° на расстоянии
30-40см перед проекцией ОЦМТ. Полет. Двигательные действия
в полете на высоте 50-75см (по отношению
к высоте расположения ОЦМТ спортсмена
над опорой) должны обеспечить равновесие
тела и далекое выбрасывание ног при приземлении. Приземление.
Эффективность фазы во многом определяется
характером выполнения группировки в
конце полета. После группировки прыгун
выводит стопы вперед, выпрямляет туловище
и подает вперед таз. Перед касанием песка
ноги практически выпрямлены в коленных
суставах, а носки «взяты на себя». Обе
ноги приземляются на одной линии. После
касания ногами песка тело перемещается
по прямой линии, чему способствует мах
руками вперед, или производится падение
в сторону. Методика. 1) Ознакомить с техникой
прыжков в длину с разбега. 2) Обучить технике
отталкивания (прыжки с одного шага разбега,
с 2-3 беговых шагов разбега с пробеганием
через маховую ногу при призимелении;
то же, но с 4-6 беговых шагов; прыжок через
невысокое препятствие). 3) Обучение сочетанию
разбега с отталкиванием (многократные
прыжки, пробегание по разбегу с 6-8 беговых
шагов с обозначением отталкивания; прыжок
в длину со среднего разбега). 4) Обучение
движениям в полете (прыжок в длину с пробеганием
маховой при приземлении, то же через толчковую;
прыжок с короткого разбега с возвышенности).
5) Обучение приземлению (прыжок с короткого
разбега через невысокое препятствие,
с обозначением места приземления). 6) Обучение
определению длины и ритма полного разбега
(пробегание в секторе, имитируя набегание
на место отталкивания). 7) Совершенствовать технику
движений в прыжках в длину (бег в ритме
разбега без или с обозначением отталкивания,
прыжок в длину с полного разбега).