Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует, что двигательная активность человека в течение всей жизни предотвращает заболевания и улучшает состояние здоровья. Именно физическая культура как составляющая общей культуры, общественными проявлениями которой является физическое воспитание и массовый спорт, выступает существенным фактором здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации содержательного досуга и создание условий для всестороннего гармоничного развития человека. Как и все сферы общественной жизни, физическая культура и спорт- это отдельная организована отрасль. Существует много видов спорта и у каждого из них есть свои сторонники.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе 5
1.1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе 5
1.2. Теоретические основы спортивно-массовой работы в начальной школе 6
Глава 2. Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе 9
2.1. Задачи, методы, организация исследования 9
2.2. Разработка основных положений программы формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата 11
2.3. Анализ результатов исследования формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата 16
Выводы 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ready.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

В литературе приводятся данные о связи нарушений осанки и физического развития школьников, определяемого на основе весо-ростовых соотношений. С.В. Романовой (2004) было зафиксировано отставание в физическом развитии школьников 7 лет с нарушениями осанки. Результаты исследования позволяют утверждать, что подавляющее большинство школьников находятся в зоне риска нарушения осанки вследствие недоразвития таких двигательных качеств, как координация (ловкость), быстрота и гибкость. Показатели ловкости (координации) наиболее резко отличаются от таковых у здоровых сверстников в 8-9 лет, хотя тенденция прослеживается и в остальных возрастных подгруппах (табл. 4).

 

Таблица 4

Сравнительные показатели развития основных двигательных качеств

Показатель

Средние показатели

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Уровень достоверности отличий

Быстрота (разы)

34,78

34,47

0,06

Гибкость (см)

6,88

8,92

0,000

Ловкость (координация) (сек)

9,77

9,25

0,005


 

Иными словами, недоразвитие ловкости у детей с нарушениями осанки сочетается с повышенной гибкостью и сниженной быстротой движения. При высоком росте эти дети обладают повышенной гибкостью на фоне сниженной способности координировать свои движения и замедленных двигательных актов. Это сочетание подтверждает правомочность рассмотрения нарушений осанки с биомеханической точки зрения, как форму сохранения равновесия.

Таким образом, мы можем констатировать, что уровень риска нарушений осанки высок для всей популяции школьников за счет недостаточного развития мышц передней брюшной стенки.

Однако в нашем исследовании мы не обнаружили взаимосвязи силовой выносливости основных групп мышц и нарушений осанки. Действительно, дети, имеющие нарушения осанки, обладали менее выносливыми мышцами передней брюшной стенки (табл.5). Но эти различия достигали уровня достоверности только в отдельные возрастные периоды и не коррелировали с нарушениями осанки. Так, достоверно более низкие показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса были характерны для 4-летних школьников, в остальных возрастных подгруппах можно говорить лишь о некоторых неявных тенденциях.

 

Таблица 5

Сравнительные показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса (в сек.)

Возраст (лет)

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Достоверность отличий

7 лет 

6,89

5,03

0,18

8 лет 

7,01

8,34

0,14

9 лет 

7,01

8,34

0,14

10 лет 

10,66

9,78

0,43

11 лет

15,21

4,84

0,02

12 лет 

16,76

15,09

0,29


Мы проанализировали связь плоскостопия и нарушений осанки. В нашем исследовании патология стопы отмечалась у 18% учащихся.

 

Таблица 6

Сравнительные показатели силовой выносливости мышц плеча (в сек.)

Возраст (лет)

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Достоверность отличий

7 лет 

27,51

12,71

0,56

8 лет 

24,83

24,63

0,92

9 лет 

24,83

24,63

0,92

10 лет 

29,30

28,52

0,74

11 лет

25,43

21,54

0,03

12 лет 

28,56

30,15

0,47


 

Таблица 7

Сравнительные показатели силовой выносливости мышц ног (в сек.)

Возраст (лет)

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Достоверность отличий

7 лет 

38,88

38,74

0,98

8 лет 

32,57

39,09

0,23

9 лет 

32,57

39,09

0,23

10 лет 

44,40

63,57

0,00

11 лет

58,64

78,40

0,00

12 лет 

58,62

69,37

0,02


 

Среди детей с уплощением свода стопы 46,3% имели сопутствующие нарушения осанки: 33,7% – искривление позвоночника во фронтальной плоскости, 7,9% – в сагиттальной плоскости и еще 4,7% – комбинированное искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Среди детей с двусторонним плоскостопием нарушения осанки имели 53,2% обследованных: 37,6% – искривление позвоночника во фронтальной плоскости, 9,2% – в сагиттальной плоскости и еще 6,4% – комбинированное искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Среди детей с односторонним плоскостопием нарушения осанки имели 35,2% обследованных: 31,2% – искривление позвоночника во фронтальной плоскости, 3,0% – в сагиттальной плоскости и еще 1,0% – комбинированное искривление во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Среди детей с нормально сформированным сводом стопы искривление позвоночника было обнаружено у 46,6%: во фронтальной плоскости – 31,9%, в сагиттальной плоскости – 13,1% и комбинированное искривления во фронтальной и сагиттальной плоскостях –1,6% обследованных. Иными словами, только двустороннее плоскостопие было связано с нарушением осанки, причем достоверно чаще оно сопровождалось искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но не было связано с искривлением в сагиттальной.

В нашем исследовании обнаружена прямая связь между нарушениями осанки и семейной ситуацией, в которой воспитывается ребенок. Фактором риска выступает неполная семья и, как ни странно, высшее образование матери. С точки зрения школьников, имеющих нарушения осанки, семейная среда враждебна, кроме того, отцы не проявляют к ним интереса, а матери непоследовательны в своих требованиях (табл. 8).

 

Таблица 8

Сравнительные показатели детско-родительских отношений (в баллах)

Шкала

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Достоверность отличий

Отношения с отцом

Шкала позитивного интереса

15,2

13,0

0,03

Шкала директивности

9,3

9,3

0,65

Шкала враждебности

4,1

4,6

0,00

Шкала директивности

10,6

10,6

0,83

Шкала непоследовательности

8,4

8,6

0,19

Отношения с матерью

Шкала позитивного интереса

15,6

15,3

0,26

Шкала директивности

4,1

4,3

0,23


 

Причем результаты исследования эмоционально-личностных особенностей школьников с нарушениями осанки подтвердили, что высокий уровень тревожности происходит из семейной ситуации, так как уровень тревожности в отношениях с учителями у них достоверно ниже, чем у здоровых сверстников (табл. 9).

 

Таблица 9

Сравнительные показатели тревожности (в баллах)

Шкала

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Достоверность отличий

Общая тревожность

44,1

44,2

0,97

Школьная тревожность

12,0

12,1

0,92

Самооценочная тревожность

10,5

4,3

0,01

Межличностная тревожность

10,6

4,3

0,04

Магическая тревожность

9,4

10,0

0,13

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,5

2,4

0,00


В немногочисленных исследованиях, посвященных психологическим особенностям детей с нарушениями осанки, описывается сниженный уровень самооценки. По нашим данным, общая самооценка младших школьников с нарушением осанки не отличается от таковой у здоровых сверстников, более того, они достоверно выше оценивают себя по отдельным параметрам: «Учеба», «Дружба», «Ум», «Настроение», «Уверенность». Исключение составляет шкала «Здоровье», по которой показатели ниже, но не достоверно (табл.4). В 5-м классе самооценка по шкалам «Красота» и «Уверенность» снижается до уровня здоровых детей, но повышается самооценка по шкале «Здоровье». В 6-м классе достоверно выше самооценка по шкале «Счастье», остальные шкалы сравниваются со здоровыми сверстниками. Начиная с 7-го класса, самооценка детей с нарушениями осанки не имеет достоверных отличий от популяционной, тем не менее, во всех возрастах сохраняется тенденция к ее завышению.

 

Таблица 10

Сравнительные показатели самооценки учащихся 1-4 классов (в баллах)

Шкала

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Достоверность отличий

Самооценка счастья

72,0

80,9

0,000

Самооценка ума

65,9

76,8

0,000

Самооценка характера

67,6

71,2

0,037

Самооценка уверенности

67,3

73,6

0,000

Самооценка здоровья

82,1

77,5

0,832

Самооценка общительности

77,3

82,1

0,007

Самооценка красоты

69,3

74,0

0,021

Общий уровень самооценки

72,0

76,7

0,221

Информация о работе Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе