Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
Актуальность темы. Заболевания позвоночника преследуют человечество испокон веков. Еще Гиппократ считал терапию позвоночника важнейшей областью медицины. «Когда болезней много, болезнь одна – позвоночник» - говорил он. Но, несмотря на столь почтенную историю лечения позвоночника, несмотря на все усилия современной медицины, проблемы со спиной мучают едва ли не каждого второго человека. Заболевания позвоночника приблизительно одинаково распространены во всех возрастных группах. Какие-то болезни менее опасны, ничего, кроме дискомфорта, человеку не доставляют.
ВВЕДЕНИЕ……………………………..…….…………………... 3
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1. Сколиозы и их характеристика ……………………... 5
1.2. ЛФК и массаж в комплексной реабилитации больных
детей при сколиозе .…………………………………... 15
1.3.Физическая реабилитация больных детей при
сколиозе I степени...….….............................................. 20
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования………………………………… 26
2.2. Методы исследования……………………………….. 26
2.3. Организация исследования……..……….…………… 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ………………………………………..……… 35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………… 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………. 43
Плавание сочетает закаливающее действие воды и физическую нагрузку. При проблемах с позвоночником оно имеет огромное преимущество перед всеми остальными видами спорта, так как в воде тело находится в невесомости, и позные мышцы могут полностью расслабиться. На суше для уменьшения гравитационных нагрузок на позвоночник используют упражнения, в исходном положении лежа, но конечности при движениях все равно опираются на позвоночник, и полностью разгрузить его не удается. В воде нагрузки на позвоночник минимальны даже при достаточно интенсивных упражнениях и подвижных играх, которые обеспечивают хороший общеукрепляющий эффект. Для устранения дефектов осанки в сагиттальной плоскости используют плавание кролем и баттерфляем, плавание на спине. Специальные упражнения в воде дают хороший эффект при лечении сколиоза. Ходьба на четвереньках и ее разновидности (ползание, подлезание под препятствие и перелезание через него) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при уменьшенной статической нагрузке на позвоночник. Следует учитывать, что эти упражнения повышают подвижность позвоночника, и включать их в занятия только при отсутствии противопоказаний. Упражнения в положении на четвереньках хорошо развивают мышечный корсет, и для профилактики нарушений осанки их можно применять смелее, чем при лечении уже имеющихся нарушений. Прыжки вызывают нагрузку не только на мышцы, но и на кости, суставы и связки, и включать их в занятия при проблемах с позвоночником следует осторожно, учитывая возраст ребенка и состояние его опорно-двигательного аппарата, в том числе характер нарушений осанки, силу мышц, подвижность позвоночника. [35,36,37]
Рабочая гипотеза: Предполагалось, что разработанная методика
комплексного применения лечебной
гимнастики и процедур лечебного массажа
повысит эффективность коррекции сколиоза
I степени у детей 7 – 9 лет.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования:
2.2. Методы исследования:
2.2.1 Анализ научно-методической литературы позволил изучить состояние исследуемого нами вопроса, обобщить научно-методические достижения в разработке программ по лечению сколиоза. Проведенный анализ и обобщение научно-методической литературы позволил сформулировать рабочую гипотезу и определить основные задачи исследования.
В ходе анализа научно-методической литературы ведущих специалистов было проанализировано 50 литературных источника.
Изучались затрагивающие проблему данного исследования вопросы лечебной физической культуры, массажа. Полученные данные использовались при обсуждении результатов исследования. Изучалась литература по теории тестов (экспертной оценки, надежности и информативности) и математической статистике для обработки результатов исследования.
Изучение научно-методической литературы, обобщение изученного материала, собственный практический опыт и проведенный теоретический анализ легли в основу разработки и экспериментального обоснования моего исследования. Анализ литературных источников проводился на всех этапах исследования.
Анализ специальной литературы дал возможность выявить:
- актуальность заболевания, регламентировать направленность средств и состав упражнений, использованных в экспериментальной группе;
- существенные противоречия во мнениях специалистов по вопросу способов лечения сколиоза.
- позволил сформулировать цель задачи, рабочую гипотезу исследования, определить адекватные им методы научного поиска, разработать программу медико-педагогического эксперимента;
2.2.2. Педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальные исследования проводились среди детей 7– 9 лет больных сколиозом I степени.
Для проведения педагогического эксперимента были подобраны 2 группы: контрольная и экспериментальная.
Первая группа № 1 (контрольная) состояла из 8 мальчиков и 12 девочек. В контрольной группе больных занятия лечебной гимнастики проводились в соответствии с методическими рекомендациями по проведению ЛФК в отделении. Эта группа придерживалась обычного режима лечения детского отделения.
Ортопедический режим - комплекс лечебных мероприятий, обеспечивающих ограничение гравитационных нагрузок на позвоночник. Цель ортопедического режима:
- уменьшить искривление позвоночника, добиться его стабилизации, предупредить прогрессирование;
- разгрузить позвоночник,
уменьшить давление на
Ортопедический режим у наших пациентов включал следующие мероприятия:
Во
время занятий лечебной
Выработке мышечно-суставного
чувства способствовали
Упражнения для
тренировки мышечно-связочного
Сохранить правильную
осанку невозможно при
- мышцы шеи, спины и поясницы;
- косых и прямых мышц живота;
- подвздошно-поясничных;
- ягодичных;
- мышц ног, поддерживающих свод стопы и др.
Вторая группа № 2 (экспериментальная) состояла из 9 мальчиков и 11 девочек. Данная группа была создана для оценки влияния методов физической реабилитации на организм больных. В течение одного года к данной группе больных применялся комплекс лечебной гимнастики в сочетании с процедурами массажа. Весь процесс реабилитации был направлен на: создание условий для восстановления нормального положения тела, укрепление мышц туловища, увеличение их силы, обучение правильной осанке, нормализации функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы, укрепление всего организма.
В каждой группе (в контрольной и экспериментальной) находится по 10 человек. Для определения влияние физической реабилитации на организм больных сколиозом I степени мы в течение 1-го года проводили комплекс физической реабилитации с больными экспериментальной группы, в основу которого входили процедуры массажа совместно с занятиями по ЛГ. Занятия проводились через день в первой половине дня. Контрольная группа придерживалась обычного режима лечения детского отделения. Для сравнительной оценки влияния методов физической реабилитации в качестве критерия мы использовали несколько функциональных проб, характеризующих состояние мышц мышечного корсета у больных сколиозом I степени.
Комплекс лечебной гимнастики для экспериментальной группы
Занятия ЛФК проводились индивидуально и малогрупповым (4-5 человека) методом в течение месяца по 3-4 занятия в неделю (ЛГ в комплексе с массажем)
Задачи ЛФК:
1. Разрушить сложившийся стереотип статики позвоночника. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела, а именно развитие и постепенное увеличение силы и выносливости мышц туловища, формирование мышечного корсета.
2. Стабилизация сколиотического процесса.
3. Воспитание и закрепление навыков правильной осанки.
4. Нормализация действия
других систем организма:
5. Повышение сопротивляемости организма патологическим факторам.
Занятия проводились строго индивидуально, в зависимости от физического развития больных, а также от вида и степени сколиоза. Каждое занятие состояло из 3 частей: подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительная часть включала в себя организацию группы для занятия, построение, ходьбу, во время которой выполнялись различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах (махи, круговые движения). Ходьба с подниманием прямых ног, ног, согнутых в коленях, передвижение в приседе, «прыжок лягушки», «ход слона», ходьба на пятках, на носках, на наружном крае стопы, перекаты с пятки на носок, ходьба в различном темпе и различных направлениях (змейкой, спиной вперед). Кратковременный бег. Дыхательные упражнения.
В основной части занятия применяли специальные корригирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корригирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рационального мышечного корсета; упражнения для коррекции деформации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гимнастической стенке; подвижные игры. Упражнения, перечисленные ниже, подбирались строго индивидуально и в необходимом количестве.
В заключительной части применяли упражнения на расслабление, медленная ходьба с сохранением правильной осанки, дыхательные упражнения.
Массаж больных экспериментальной группы
Сеансы массажа проводились
нами непосредственно после
Массаж выполняется нами с учетом его физиологического
действия. На стороне спастически сокращенных
мышц в области вогнутости сколиоза мы
использовали приемы расслабления (вибрация,
поглаживание). На стороне расслабленных
мышц в области выпуклости сколиоза применялись
все приемы массажа в значительной дозировке
для повышения тонуса.
Методику массажа мы определяли строго
индивидуально для каждого больного.
Положение больного — лежа на животе. Начинаем массаж с поглаживания всей поверхности спины. Применяем все виды этого приема: плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение. Затем расслабляем трапециевидную мышцу, чтобы вызвать седативный эффект. Для этого выполняем поглаживание, круговое растирание пальцами, непрерывистую вибрацию. После этого приступаем к локальному массированию на возвышении в области сколиоза, используя следующие приемы: гребнеобразное растирание, щипцеобразное разминание по длинным мышцам спины, прерывистая вибрация (поколачивание, рубление), призванные тонизировать мышцы. Далее выполняем расслабляющие массажные приемы (поглаживание, растирание, непрерывистая вибрация) в области вогнутости.
Пациент меняет положение, поворачиваясь на левый бок.
Далее осуществляем приемы оттягивания
за правый подвздошный гребень.
Массируемый поворачивается на живот.
Выполняем стимулирующие приемы в области
сколиоза и в области выпуклости: разминание,
прерывистую вибрацию. Приемы призваны
укрепить мышечный валик. Затем применяем
поглаживание. Далее массируем межреберье,
производя следующие приемы: граблеобразное
поглаживание, растирание, лабильную вибрацию.
После этого следует растягивание подлопаточной
области (левой лопатки): левый угол лопатки
оттягивается от позвоночника. Затем проводим
энергичные приемы (растирание, разминание,
прерывистая вибрация, в том числе ударные
приемы) в области надплечья, мышц над
левой лопаткой, верхней части трапециевидной
мышцы.
Пациент принимает положение лежа на спине. Массажному воздействию подвергается передняя часть грудной клетки.
Информация о работе Эффективность лфк и массажа при сколиозе у детей 7-9 лет