Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Институт Уполномоченного по правам человека является для России новым. Вместе с тем в мировой практике он занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми. Этот институт справедливо считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус
2.1 Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2.2 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Глава 3. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Word 2007 (5).docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

Жалоба подается Уполномоченному  не позднее истечения года со дня  нарушения прав и свобод заявителя  или с того дня, когда заявителю  стало известно об их нарушении. Она  должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение  существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями  решений, принятых по его жалобе, рассмотренной  в судебном или административном порядке.

Жалобы, адресованные Уполномоченному  лицами, находящимися в местах принудительного  содержания, не подлежат просмотру  администрацией мест принудительного  содержания и в течение 24 часов  направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует  также государственный орган, орган  местного самоуправления или должностное  лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Уполномоченный при наличии  информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан  либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных  самостоятельно использовать правовые средства защиты, вправе по собственной  инициативе принять соответствующие  меры в пределах своей компетенции, направленные на устранение выявленных нарушений законности.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

— беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

— запрашивать и получать от государственных органов, органов  местного самоуправления и у должностных  лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

— получать объяснения должностных  лиц и государственных служащих (за исключением судей) по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

— проводить самостоятельно или совместно с компетентными  государственными органами, должностными лицами и государственными служащими  проверку деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

— поручать компетентным государственным  учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению  в ходе рассмотрения жалобы;

— знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством  делами и материалами, по которым  отказано в возбуждении уголовных  дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного  приема руководителями и другими  должностными лицами расположенных  на территории РФ органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего  состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный извещает заявителя, а в случае установления факта  нарушения его прав принимает  меры в пределах своей компетенции, направленные на устранение нарушений  законности.

Уполномоченный обязан направить  государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение  прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер  восстановления указанных прав и  свобод.

По результатам  рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

— обратиться в суд с  заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или  должностного лица, а также лично  либо через своего представителя  участвовать в процессе в установленных  законом формах;

— обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного  или административного производства либо уголовного дела в отношении  должностного лица, в решениях или  действиях (бездействии) которого усматриваются  нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— обратиться в суд или  прокуратуру с ходатайством о  проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения  или постановления суда либо постановления  судьи;

— изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

— обращаться в Конституционный  Суд РФ с жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при  получении иным путем информации о грубых и массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный имеет право выступить с докладом по этому вопросу на очередном  заседании Государственной Думы. Кроме того, Уполномоченный имеет  право обратиться к депутатам  Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую  комиссию по изучению и расследованию  фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские  слушания.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении  прав и свобод граждан, обобщения  итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

— направлять государственным  органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания  и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав

и свобод граждан, совершенствованию  административных процедур;

— обращаться к субъектам  права законодательной инициативы с предложениями об изменении  и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную  Думу, Правительство РФ, Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан  в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную  Думу специальные доклады.

2.2 Аппарат Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации

 

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий  аппарат, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение  деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный и его  рабочий аппарат являются государственным  органом с правами юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием  и с изображением Государственного герба РФ.

Уполномоченный в пределах сметы расходов устанавливает численность  и штатное расписание своего рабочего аппарата, утверждает его структуру, положение о нем и его структурных  подразделениях и непосредственно  руководит его работой. Так, в  Свердловской области предусмотрена  должность руководителя аппарата Уполномоченного, который в случае отсутствия последнего может выполнять часть его  обязанностей (за исключением вынесения  решений по делам о нарушении  прав человека)(См.: Закон Свердловской области от 14 июня 1996 г. № 22-03 "Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области" // Областная газета. 1996. 21 июня).

Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств  федерального бюджета, в котором  ежегодно предусматриваются отдельной  строкой средства, необходимые для  обеспечения их деятельности.

Имущество, необходимое Уполномоченному  и его рабочему аппарату для осуществления  их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью.

При Уполномоченном в целях  оказания консультативной помощи может  создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

 

Глава 3. Уполномоченный по правам человека субъекта Российской Федерации

С учетом федеративного характера  устройства Российского государства  Законом об Уполномоченном по правам человека предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ может учреждаться должность  Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

Руководствуясь данной нормой Закона и конституцией (уставом) субъекта РФ, органы государственной власти многих субъектов РФ приняли на региональном уровне соответствующие законы об Уполномоченном по правам человека в субъекте РФ. Ряд  субъектов РФ пошли по другому  пути —- в них действуют комиссии по правам человека. Однако в некоторых субъектах РФ до сих пор нет ни уполномоченного, ни комиссии по правам человека. Но и в этих субъектах РФ ведется активная работа по принятию соответствующих законов об Уполномоченном по правам человека. Немалую помощь в этом оказывает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и сотрудники его аппарата, которые активно содействуют процессу формирования института региональных уполномоченных по правам человека.

Как показала практика принятия законов субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются на должность представительными органами либо органами исполнительной власти субъекта РФ, а не Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В этой связи у уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во взаимоотношениях с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации нет субординационных отношений. Последний лишь координирует деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта РФ.

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ защищает права  лица, обратившегося с жалобой  о нарушении его прав и свобод, независимо от места его проживания и (или) нахождения. При этом подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии к рассмотрению аналогичной жалобы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются  на должность, как правило, сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги (Свердловская область (См.: Закон Свердловской области от 14 июня 1996 г. № 22-03 "Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области".), Московская область (См.: Закон Московской области от 12 января 2001 г. № 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".

)) или с момента избрания  на должность (Санкт- Петербург  (См.: Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 1997 г. № 227-77 "Об Уполномоченном  по правам человека в Санкт-Петербурге".)).

В разных субъектах РФ к  лицу, претендующему на занятие должности  Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, предъявляются различные  требования. Так, в Московской области  на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста, обладающий опытом защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющий высшее юридическое образование либо высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее четырех лет. В Свердловской области на должность Уполномоченного по правам человека может быть избран гражданин РФ, обладающий также избирательным правом, имеющий высокие моральные качества, пользующийся доверием общественности и обладающий необходимыми познаниями в области прав человека и правозащитной деятельности.

Компетенция уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во многом схожа. Как правило, они осуществляют прием граждан, рассматривают их заявления и обращения по поводу нарушений прав человека и жалобы на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, ведут производство по делам о нарушениях прав человека, начатым по жалобам или по собственной инициативе, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, вносят в органы государственной власти субъекта РФ предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, принимают участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека, и осуществляют другие полномочия, предусмотренные соответствующим законом субъекта РФ.

По результатам производства по делу, связанному с нарушениями  прав человека, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе: принять  и направить органу или должностному лицу, в действиях которого он усматривает  нарушения прав человека, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер  по восстановлению нарушенных прав и  предотвращению подобных нарушений  в дальнейшем; внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека; обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов и должностных лиц; предпринять иные действия в пределах своей компетенции, направленные на устранение нарушений законности.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации