Банковские кредитные организации и сберегательное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Согласно п. 1.4 Инструкции ЦБ РФ N 129-И если иное не предусмотрено лицензией на осуществление банковских операций, выданной до вступления в силу этой Инструкции, РНКО не вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов физических лиц; осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам; куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий

Содержание

1. Банковские кредитные организации и сберегательное дело 3
2. Финансово-правовая ответственность в системе государственного принуждения 8
Задание 12
Задача 15
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право_В 2.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

1. Банковские кредитные организации  и сберегательное дело

 

В статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.07.2014) «О банках и банковской деятельности» законодательно закреплена монополия банков на совмещение трех видов банковских операций:

- открытие и ведение  банковских счетов;

- привлечение во вклады (депозиты) денег;

- размещение привлеченных  и собственных средств от своего  имени и на свой риск на  условиях возвратности, платности, срочности.

Вкладные (депозитные) операции банка - это часть его пассивных операций, результатом проведения которых должно являться увеличение (как минимум, недопущение уменьшения) той части привлеченных средств банка, которая формируется за счет добровольного размещения у него клиентами (физическими и юридическими лицами), а также другими кредитными организациями своих временно свободных денег на согласованных сторонами условиях в качестве банковского вклада или депозита1.

К таким операциям принято относить2:

- открытие счетов для  вкладов физических лиц и ведение  данных счетов;

- открытие счетов для  депозитов юридических лиц и  ведение данных счетов;

- открытие и ведение  расчетных, текущих и иных банковских  счетов, на которых накапливаются  подвижные остатки средств клиентов.

Регулярное привлечение денег населения в банковские вклады называется сберегательным делом.

В статьях гл. VI Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.07.2014) «О банках и банковской деятельности» предусмотрены дополнительные условия осуществления кредитной организацией права привлечения во вклады денежных средств применительно к вкладчикам - физическим лицам.

Банковский вклад является, пожалуй, наиболее распространенной банковской операцией и вместе с банковским кредитованием одной из старейших. Еще в средневековый период существовали так называемые «вклады на хранение», когда вкладчик размещал на хранение в банке монеты, а по наступлении определенного срока забирал их из банка. Отличались такие «вклады на хранение» от банковских вкладов в современном понимании тем, что банк не мог использовать в своих целях размещенные денежные средства и извлекать из них прибыль3.

Закон (ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.07.2014) «О банках и банковской деятельности») устанавливает требования, которым должна отвечать кредитная организация для того, чтобы осуществлять привлечение денежных средств физических лиц во вклады:

1) государственная регистрация  такой организации в качестве  банка. Привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок) относится  к числу банковских операций, а потому предполагает на стороне  услугодателя специального субъекта.

НДКО вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет); выдача банковских гарантий4.

Согласно п. 1.4 Инструкции ЦБ РФ N 129-И если иное не предусмотрено лицензией на осуществление банковских операций, выданной до вступления в силу этой Инструкции, РНКО не вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов физических лиц; осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам; куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий;

2) обладание лицензией, предоставляющей  право привлекать денежные средства  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок). Банковская  деятельность относится к лицензируемым  видам деятельности, а потому  ее осуществление возможно только  после получения такой лицензии  и только в объеме тех банковских  операций, право на осуществление которых предоставлено кредитной организации лицензией. Потому вклады могут приниматься только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Право на привлечение денежных средств юридических лиц во вклады имеют все банки, обладающие лицензией на осуществление банковских операций. В зависимости от имеющихся у банка лицензий вклады могут привлекаться только в рублях или в рублях и иностранной валюте. Для привлечения во вклады денежных средств физических лиц банк должен обладать одной из следующих лицензий:

- на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях;

- на привлечение во  вклады денежных средств физических  лиц в рублях и иностранной  валюте;

- генеральной лицензией.

3) участие в системе  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках. Данное правило согласуется с установленным в ч. 1 ст. 6 Закона о страховании вкладов: «Участие в системе страхования вкладов в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательно для всех банков».

4) состояние на учете  в организации, осуществляющей функции  по обязательному страхованию  вкладов. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о страховании вкладов  банк считается участником системы  страхования вкладов со дня  его постановки на учет до  дня снятия его с учета в  системе страхования вкладов  в соответствии со ст. 28 Закона  о страховании вкладов.

5) осуществление деятельности  с даты государственной регистрации не менее двух лет - тем самым установлен «временной» критерий оценки устойчивости кредитной организации. Это требование, как и приведенные в норме альтернативные критерии устойчивости кредитной организации, указывает на необходимость обеспечения более высокой финансовой устойчивости банков, работающих со средствами населения.

Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если одновременно соблюдаются два условия:

1) размер уставного капитала  вновь регистрируемого банка  либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет  величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей. Увеличение размера  собственных средств (капитала), улучшение  его качества и обеспечение  достаточного уровня покрытия  капиталом принимаемых кредитными  организациями рисков является  важным условием развития банковского  сектора и повышения устойчивости  кредитных организаций. Установление  числового значения, номинированного в национальной валюте, выступает ориентиром величины собственных средств (капитала) кредитной организации, стремящейся к получению права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. На 29 июня 2010 г. эта сумма эквивалентна почти 94 млн. евро (из расчета 38,31 рублей за 1 евро), что значительно превышает минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка;

2) банк соблюдает установленную  нормативным актом Банка России  обязанность раскрывать неограниченному  кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое  или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления  банка.

В Инструкции ЦБ РФ N 135-И определено, что обязанность банка по раскрытию неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, считается исполненной, если такая информация опубликована в Вестнике Банка России и размещена на сайте банка (одного из учредителей банка) в сети Интернет. Для опубликования такой информации в Вестнике Банка России банк направляет соответствующее сообщение в Банк России (Департамент внешних и общественных связей Банка России). Сообщение публикуется бесплатно.

 

2. Финансово-правовая ответственность  в системе государственного принуждения

 

Термин «ответственность» многозначен и употребляется в различных аспектах. В общем виде ответственность определяется как «необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках»5.

Доктриной административного права, как правило, признается, что финансово-правовая ответственность есть разновидность административной ответственности6. Большинство ученых придерживаются исключительно традиционной классификации юридической ответственности на уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную. При этом встречаются и суждения о более разветвленной ее системе7. Так, Д.В. Тютин в рамках административной ответственности выделяет финансовую и налоговую8.

В науке финансового права в финансовой видят самостоятельный вид юридической ответственности9 либо отмечают реальные перспективы ее обособления10. Многие исследователи выделяют в ее составе налоговую и бюджетную ответственность11.

 Разделяя данную позицию, Ю.А. Крохина считает, что «финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку «снизу вверх», поскольку, например, более детальное законодательное оформление и научное осмысление получают налоговая, бюджетная и валютная ответственность»12.

Возникновение финансово-правовой ответственности обусловлено происходящими в стране рыночными преобразованиями, однако либерализация предпринимательской деятельности наряду с позитивными моментами повлекла и негативные последствия, выразившиеся, в частности, в неправомерных деяниях субъектов по поводу нарушений финансовой дисциплины. В законодательстве появились термины «налоговое правонарушение», «финансовые санкции», «бюджетная ответственность». Все это обусловило актуальность постановки вопроса о расширении видов юридической ответственности.

В литературе понятие финансово-правовой ответственности трактуется примерно единообразно. С.Е. Батыров считает, что финансово-правовая ответственность - это «правоотношение, возникающее из нарушения установленных законодательством финансовых обязательств, выражающееся в применении к правонарушителю мер финансово-правового характера, влекущих наступление невыгодных имущественных последствий вследствие отрицательной оценки государством его противоправного виновного деяния, наступление которых обеспечивается возможностью государственного принуждения»13.

Н.А. Сатарова определяет финансово-правовую ответственность как «применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера»14. Таким образом, в предлагаемых определениях авторы указывают специфические особенности данного вида юридической ответственности.

Признаки финансово-правовой ответственности сформулированы Н.В. Сердюковой, по мнению которой данная категория:

 является средством  охраны финансового правопорядка;

установлена нормами финансового права;

наступает за финансовое правонарушение;

связана с применением финансово-правовых санкций;

реализует охранительные нормы финансового правоотношения;

применяется уполномоченными субъектами и др.15

Большинство исследователей указывают на наличие в рамках финансово-правовой ответственности особого рода санкций.

Равно как и другие виды юридической ответственности, финансово-правовая представляет собой механизм применения к правонарушителям специфических принудительных мер (санкций), но с тем отличием, что применение финансово-правовых санкций вызывает два положительных эффекта16:

во-первых, позволяет контролирующему органу оперативно («в рабочем порядке») наладить движение денежных потоков в подведомственной сфере без использования длительных судебных процедур - тем самым укрепить финансовую дисциплину;

во-вторых, предупредить совершение правонарушений с более высокой степенью общественной опасности - административных проступков и преступлений.

Этим объясняется разнообразие финансово-правовых санкций, т.е. правовых мер воздействия на нарушителей финансовой дисциплины.

Итак, финансово-правовая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, существующий наряду с уголовной, административной и другими ее видами.

 Правонарушения, влекущие применение финансово-правовых санкций, описаны в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ - см. соответственно часть IV БК РФ и раздел VI НК РФ. Эти два примера можно считать классическими, но не единственными. Классическими потому, что в названных Кодексах институт ответственности можно считать полностью или в большей степени сформированным: институт выделен в самостоятельную часть или раздел, в которой дается определение бюджетного/налогового правонарушения, описаны составы, названы санкции. Кроме того, Налоговый кодекс содержит систему процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения к налоговой (финансовой) ответственности.

Наряду с Налоговым и Бюджетным кодексами институты финансово-правовой ответственности созданы в банковском законодательстве (сфера банковского надзора), законодательстве об организации страхового дела (сфера надзора за страховым рынком), законодательстве о ценных бумагах. Исследователи также выделяют виды финансовой ответственности за нарушения валютного, таможенного законодательства, порядка ведения кассовых операций. Объем правового регулирования институтов финансово-правовой ответственности в каждой из перечисленных сфер различен.

 

Задание

Назовите нормативные финансово-правовые акты, имеющие признаки кодификации норм отрасли финансового права или ее отдельных институтов.

Информация о работе Банковские кредитные организации и сберегательное дело