Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 16:43, курсовая работа
Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.
Введение4
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства) по российскому законодательству7
Глава 2. Порядок рассмотрения в суде дел26
о несостоятельности (банкротстве)26
2.1 Возбуждение дела о банкротстве26
2.2 Подготовка дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство.38
2.3 Производство по вынесению судебных актов и их пересмотру47
Глава 3. Особенности рассмотрения в суде отдельных процедур банкротства52
Заключение65
Список использованных источников69
В этой ситуации в случае банкротства организации в соответствии с Законом О банкротстве 1998 внеочередное исполнение инкассовых поручений налоговых органов было возможно только до момента (даты) закрытия реестра требований кредиторов. После закрытия реестра требования кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей, удовлетворяются в соответствии с правилами, установленными ст. 114 названного Закона, которыми определено, что требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. К такому же выводу пришли арбитражные суды различных округов, указавшие в своих актах Постановление ФАС Центрального округа от 25 декабря 2000 года по делу N А64-2277/00-2; Постановление ФАС Поволжского округа от 7 февраля 2001 года по делу N А65-8135/2000-СА1-32; Постановление ФАС Центрального округа от 16 апреля 2003 года по делу N А23-4337/02А-5-310; Постановление ФАС Поволжского округа от 12 сентября 2002 года по делу N А57-47Б/2000-27; Постановление ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2002 года по делу N А72-741/00-И54/4; Постановление ФАС Поволжского округа от 5 февраля 2002 года по делу N А55-15355/01-39., что в соответствии со ст. 98 Закона О банкротстве 1998 с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, в соответствии с правилами которого конкурсный управляющий рассматривает все заявленные требования и заносит их в реестр требований кредиторов.
При банкротстве организации
в соответствии с Законом О банкротстве
внеочередное исполнение инкассовых поручений
банками вообще невозможно вне зависимости
от даты закрытия реестра требований кредиторов
Наиболее интересная и действительно
правовая практика сложилась в Иркутской
области. Здесь Постановлением Федерального
арбитражного суда Восточно-Сибирского
округа от 12 мая 2005 года по делу N А19-25342/04-5-Ф02-2113/05-С1
было четко указано на неправомерность
действий налоговых органов по привлечению
к ответственности банка за неисполнение
инкассовых поручений в рамках конкурсного
производства Постановление ФАС Восточно-Сибирского
округа от 12 мая 2005 года по делу № А19-25342/04-5-Ф02-2113/05-С1.
Можно сделать выводы, что Законом о банкротстве были внесены существенные изменения в законодательство о банкротстве в следующих целях:
обеспечение защиты в процедурах банкротства интересов должника, его учредителей (участников, акционеров), а также собственника имущества должника;
формирование профессионального сообщества арбитражных управляющих и наделение СРО полномочиями по контролю за профессиональной деятельностью своих членов, а также установление механизма ответственности СРО за деятельность их членов - арбитражных управляющих;
создание «прозрачного» механизма реализации имущества должника в процедурах банкротства;
создание механизмов, позволяющих проводить единую государственную политику в сфере банкротства;
установление экономически обоснованной очередности удовлетворения требований кредиторов;
За два года применения в законодательстве о банкротстве были также выявлены пробелы и внутренние противоречия законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом или объявленную должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Институт банкротства является неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Введение государством института банкротства способствует грамотному регулированию государством рыночных отношений и защите всех форм рыночной собственности.
Банкротство как материально-правовая категория регулируется двумя федеральными законами: ГК (в первую очередь ст. 25, 56, 63-65) и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, Закон О банкротстве можно охарактеризовать как нормативный правовой акт смешанного характера, при этом содержащиеся в нем нормы материального и процессуального права носят равнозначный характер.
Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан являются одним из видов дел особого производства, подведомственных арбитражному суду. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и третейского суда. Подсудность дел о банкротстве, по существу, является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства гражданина.
Выделение дел о банкротстве в особую категорию вызвано, прежде всего, целью их рассмотрения. Таковой является установление факта несостоятельности или состоятельности субъектов гражданских правоотношений. Учитывая специфику процедуры банкротства, правовые и социальные последствия объявления должника банкротом, законодатель установил особый, достаточно отличающийся от общего, процессуальный порядок рассмотрения дел о банкротстве.
В соответствии со ст. 143 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными Законом о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, можно сказать, что нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы Закона о банкротстве носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и Закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется АПК, применяя в случаях, предусмотренных Законом, а также иными федеральными законами, содержащиеся в них нормы.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично.
Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом условно можно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитражном суде и процедура банкротства.
Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, иные лица.
Первая «стадия» представляет собой собственно арбитражный процесс, начинающийся подачей заявления о признании должника банкротом, проходящий в традиционном ключе, характеризующийся главенствующей ролью суда, выполняющего на этой стадии основные задачи судопроизводства (ст. 2 АПК), и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юридический факт - несостоятельность или состоятельность должника.
Задачей второй «стадии» - процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления, мирового соглашения) - является реализация судебного акта. Проводя аналогию, можно сказать о достаточно близком соответствии этой стадии исполнительному производству в традиционном арбитражном процессе. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает арбитражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда. Следует иметь в виду, что такая процедура банкротства, как наблюдение, относится к первой стадии рассмотрения дела, поскольку выполняет обеспечительные функции.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом наряду с арбитражным судом определяющим успешность решения задач арбитражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.
Регулированию процессуального положения арбитражного управляющего, его прав и обязанностей при разбирательстве дела арбитражным судом и осуществлении процедур банкротства посвящено достаточно большое количество норм Закона о банкротстве.
При рассмотрении дел о банкротстве арбитражный суд использует основные принципы и положения арбитражного процессуального законодательства о доказательствах: их относимость и допустимость, непосредственность исследования, преюдициальный характер установленных ранее юридических фактов (в основном установленный решением любого суда размер долга тому или иному кредитору).
Таким образом, можно сделать вывод, что в целях дальнейшего развития законодательства о банкротстве, необходима разработка и принятие специального закона, регулирующего процедуру рассмотрения в суде дел о банкротстве, и его месте в системе процессуального законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ от 19.12.1993.// Российская газета. 25.12.93 г.
2. Гражданский Кодекс РФ. 30.11.94 № 51-ФЗ.
3. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.01 № 174-ФЗ.
4. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ.
5. Федеральный закон «О банкротстве» №127-ФЗ от 26.10.2002.
6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» № 40-ФЗ от 25.02.1999.
7. Федеральный закон «Об
особенностях несостоятельности (банкротства)
субъектов естественных
8. Постановление Правительства
РФ от 14.02.2003 № 100 «Об уполномоченном
органе в делах о банкротстве
и в процедурах банкротства
и регулирующем органе, осуществляющем
контроль за саморегулируемыми
организациями арбитражных
9. Информационное письмо ВАС РФ от 07.08.1997 № 20// Вестник ВАС РФ 1997. №10.
10. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 33/14 от 04.12.2000// Вестник ВАС РФ. 2001. №1.
11. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 04.11.2003// Вестник ВАС РФ 2004. №1.
12. Постановление КС от 12.03.2001 № 4-П.// Вестник КС. 2001. №4.
13. Постановление КС №12-П от 19.12.2005.// Вестник КС. 2006. №1.
14. Постановление ФАС
15. Постановление ФАС Поволжского округа от 7 февраля 2001 года по делу № А65-8135/2000-СА1-32.// Вестник ФАС Поволжского округа. 2001. №3.
16. Постановление ФАС
17. Постановление ФАС Поволжского округа от 12 сентября 2002 года по делу № А57-47Б/2000-27.// Вестник ФАС Поволжского округа. 2002. №11.
18. Постановление ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2002 года по делу № А72-741/00-И54/4.// Вестник ФАС Поволжского округа. 2002. №5.
19. Постановление ФАС Поволжского округа от 5 февраля 2002 года по делу № А55-15355/01-39.// Вестник ФАС Поволжского округа. 2002. №3.
20. Постановление ФАС Северо-
21. Постановление ФАС Восточно-
22. Постановление Арбитражного
суда Ростовской области от 6 марта
2006 г. по делу № А-53-2236/04-C2-8.// Вестник
ФАС Южного федерального
23. Валуйская О.Н. Установление
размера требований кредиторов.
24. Комментарий к Гражданскому
Кодексу РФ, части первой (постатейный)./
Руководитель авторского
25. Попандопуло В.Ф. Конкурсное
право: Правовое регулирование
26. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М. 2007.
27. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Статут. М., 2005.
28. Фархутдинов Я.Ф. Источники
гражданского процессуального
29. Витрянский В.В. Пути
совершенствования
30. Долинская В.В. Новый
этап развития
31. Киперман Г. Новый закон
о банкротстве./Финансовая
32. Князев М. Абрамкин А. Как расставить приоритеты.// Закон и правопорядок. 2004. №4.
33. Петренко Н. Арбитражное управление - за и против.// Закон и правопорядок. 2004. №6.
34. Послание Президента РФ Федеральному Собранию.// Российская газета. 11.05.2002.
35. Сидакова З. Проблема
практического применения