Бюджетное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

При подготовке проекта Закона Челябинской области «Об областном целевом бюджетном фонде» правовое управление выявило несоответствие ряда положений законопроекта требованиям действующего законодательства. В соответствии со ст. 23 указанного законопроекта, Закон Челябинской области «Об областном целевом бюджетном фонде» вступает в силу с даты опубликования, что по мнению правового управления противоречит требованиям ст. 5 НК РФ, в соответствии с которой, акт законодательства о налогах и сборах должен вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Вложенные файлы: 1 файл

фп.docx

— 25.24 Кб (Скачать файл)

1. Бюджетное право России

При подготовке проекта Закона Челябинской области «Об областном  целевом бюджетном фонде» правовое управление выявило несоответствие ряда положений законопроекта требованиям  действующего законодательства. В соответствии со ст. 23 указанного законопроекта, Закон Челябинской области «Об областном целевом бюджетном фонде» вступает в силу с даты опубликования, что по мнению правового управления противоречит требованиям ст. 5 НК РФ, в соответствии с которой, акт законодательства о налогах и сборах должен вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Поскольку в соответствии со ст. 4 законопроекта источниками дохода указанного фонда являются установленный процент поступлений от налогов, данный законопроект регулирует отношения в сфере налогообложения и, следовательно, является актом законодательства о налогах и сборах.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, оцените правомерность  позиции правового управления и  проведите разграничение отношений, регулируемых налоговым и бюджетным  законодательством. Оцените в целом  возможность принятия областного закона о целевом фонде.

Для решения данной задачи обратимся к Федеральному закону Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011) и к Федеральному закону Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть первая) (ред. от 30.03.2012)

В соответствии с п. 2 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 4 ст. 1 НК РФ предусмотрено, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

Проект Закона Челябинской  области «Об областном целевом  бюджетном фонде» рассматривает  отношения связанные с целевым  использованием бюджетного фонда, а  не с его накоплением в результате налоговых поступлений в областной  бюджет.

Исходя из вышеизложенного  руководствуясь положениями НК РФ можно  сделать вывод, что проект Закона Челябинской области «Об областном целевом бюджетном фонде» не является законодательным актом о налогах и сборах и следовательно требования ст. 5 НК РФ на него не распространяются.

Требования по составлению  рассмотрению и утверждению проекта  Закона Челябинской области «Об  областном целевом бюджетном  фонде» должны определяться «Бюджетным кодексом РФ» (в дальнейшем БК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Однако в действующем  бюджетном законодательстве понятие: «целевой бюджетный фонд» не предусмотрено  в силу отмены ст. 17 БК РФ Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ

Следовательно, принятие областного закона о целевом фонде не возможно.

Кроме того имеется мнение, что отмена ст. 17 БК РФ обусловлена повсеместным внедрением программно-целевого метода планирования государственных расходов, ориентированных на конечный результат, поскольку утвержденные программы (национальные, президентские, межрегиональные, ведомственные и т.д.) изначально предусматривают использование различных форм финансового обеспечения, в том числе дотаций, субвенций, субсидий в необходимом объеме.

2. Налоговым органом в 2006 году в отношении ОАО «Московский водочный завод» принято решение о предоставлении отсрочки по уплате налога на прибыль организаций за 2006 год. В связи с уплатой авансовых платежей по налогу на прибыль, у общества в 2007 году образовалась переплата по указанному налогу (налогу на прибыль)

Учитывая это обстоятельство, налогоплательщик обратился в налоговый  орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога (авансовых  платежей).

Рассмотрев заявление  общества, налоговый орган принял решение, в котором указал, что  возврат будет произведен частично, а оставшаяся часть переплаты  направлена налоговым органом на зачет погашения отсроченной  задолженности по налогу за 2006 год  в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Не согласившись с подобными  действиями налогового органа общество обратилось в Арбитражный суд.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, оцените правомерность  действий налогового органа и разъясните, нормами бюджетного или налогового законодательства надлежит руководствоваться  при рассмотрении данного дела. Обоснуйте, как должен быть разрешен описанный  спор.

Для решения данной задачи обратимся к Федеральному закону Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011) и к Федеральному закону Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть первая) (ред. от 30.03.2012)

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относится в том числе и налог на прибыль организации.

В соответствии со ст. 20 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является доходы в том числе от налогов на прибыль.

Согласно ст. 218 БК РФ:

Исполнение бюджетов по доходам  предусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов

- возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Одновременно согласно п. 1 ст. 78 НК РФ:

Сумма излишне уплаченного  налога подлежит зачету в счет предстоящих  платежей налогоплательщика по этому  или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням  и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в  порядке, предусмотренном настоящей  статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов  производится по соответствующим видам  налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим  налогам и сборам.

Кроме того, в п. 23 разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 указано, что в силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность  подать заявление о возврате указанных  сумм либо о их зачете в счет предстоящих  платежей или в счет имеющейся  задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть  такое заявление в соответствии с определенными названной статьей  правилами и в установленные  сроки принять по нему решение.

По условию задачи налогоплательщик обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога (авансовых  платежей), налоговый орган только частично удовлетворил заявление налогоплательщика.

Следовательно, суд согласно статьям 78 и 79 НК РФ должен обязать налоговый  орган вернуть налогоплательщику  излишне уплаченную или излишне  взысканную сумму налогов и пеней  за вычетом сумм, подлежащих зачету.

3. Васильев 5 января 2002 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и до 25 декабря 2005 г. занимался предпринимательской деятельностью. 25 декабря 2005 г. он направил заявление в налоговый орган по месту учета о том, что намерен прекратить предпринимательскую деятельность, а затем сдал соответствующее свидетельство о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя

С 5 января 2006 по 10 января 2006 г. налоговый орган провел камеральную налоговую проверку его деятельности по имеющимся документам. Существенных нарушений выявлено не было. В частности, налогооблагаемый доход Васильева в 2005 г., согласно декларации, составил - 100 тыс. руб., в 2004 г. - 96 тыс. руб., в 2003 г. - 84 тыс. руб.

7 июля 2008 г. сотрудниками налогового органа при выездной налоговой проверке финансово-хозяйственной деятельности одного из подразделений Свердловской железной дороги были обнаружены накладные, в соответствии с которыми Васильев значился получателем в июле 2005 г. партии алкогольной продукции из государства - члена СНГ на сумму 106.500.000 рублей. Впоследствии эти данные были сопоставлены с декларацией Васильева за 2005 год.

Какие действия, принимая во внимание перечисленные факты, должен предпринять налоговый орган?

Для решения данной задачи обратимся к Федеральному закону Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть первая) (ред. от 30.03.2012)

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа может быть осуществлена выездная налоговая проверка на территории (в помещении) налогоплательщика.

На основании пункта 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой  проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение  о проведении проверки.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Кроме того на основании п. 1 ст. 93.1 должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

На основании п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Пунктом 7 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка на основании абзац второго п. 2 ст. 101 НК РФ вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 статьи 101 НК РФ решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо учесть что  согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме  предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Статья 120. Грубое нарушение  правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

- грубое нарушение организацией  правил учета доходов и (или)  расходов и (или) объектов налогообложения,  если эти деяния совершены  в течение одного налогового  периода, при отсутствии признаков  налогового правонарушения, предусмотренного  пунктом 2 настоящей статьи, влечет  взыскание штрафа в размере  десяти тысяч рублей.

(под грубым нарушением  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения для  целей настоящей статьи понимается  отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или  регистров бухгалтерского учета  или налогового учета, систематическое  (два раза и более в течение  календарного года) несвоевременное  или неправильное отражение на  счетах бухгалтерского учета,  в регистрах налогового учета  и в отчетности хозяйственных  операций, денежных средств, материальных  ценностей, нематериальных активов  и финансовых вложений налогоплательщика.)

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса.

Информация о работе Бюджетное право России