Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целями этой работы было:
· детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
· анализ ситуации в Украине;
· освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджетного дефицита и факторов, на него влияющих.
Никто не будет отрицать актуальность этой темы. Ведь сейчас практически, ни больше не меньше — решается судьба будущих поколений в Украине.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Балаболка В.А..docx

— 165.35 Кб (Скачать файл)

Введение

 

  Значительное  общественное  внимание  в  последние   годы   уделялось

изменениям дефицита государственного  бюджета  и  проблеме  государственного

долга. Правительство нашей  страны всеми  силами  старалось  уменьшить  их  и

ликвидировать вообще. Что  же это за понятия  и  почему  они  так  влияют  на

экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

В моей курсовой работе  три  главы. В первой главе я характеризую теоритические основы бюджетного дефицита и управление государственным долгом, во второй главе рассматриваю сравнительный  анализ регулирования бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах и в Украине. Я сравнила две страны США И Украину. Третья глава посвящена решению проблемам  и предложениям путей совершенствования.

Целями этой работы было:

· детальное рассмотрение теоретических  аспектов проблемы;

· анализ ситуации в Украине;

· освоение и обработка научной  базы, относительно расчетов бюджетного дефицита и факторов, на него влияющих.

Никто не будет отрицать актуальность этой темы. Ведь сейчас практически, ни больше не меньше — решается судьба будущих поколений в Украине.

При взвешенном подходе дефицит  сможет стимулировать общественное производство и, в конечном итоге, помочь экономике выйти из существующего  кризиса.

Наоборот, игнорирование объективных  экономических законов наверняка  приведет к непосильному грузу в  виде огромного государственного долга, ложащегося на плечи всего украинского  народа.  Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бабич А.М., Горегляд В.П., Бликанов А.В., Гарагозов, Д. Морозова, Е.А. и др. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

На основе цели в курсовой работе  поставлены следующие задачи:  

изучить  теоретические основы вопроса о государственном бюджете;

  рассмотреть ситуацию по проблеме государственного долга и дефицита бюджета в РФ;  

выявить пути преодоления  дефицита бюджета и погашения  государственного долга;  

 проанализировать ситуацию   в других странах и сопоставить данные;

  разработать предложения по преодолению проблем государственного долга и дефицита бюджета. 
Объектом курсовой работы является бюджетная политика Украины.

Предметом выступают результаты бюджетной политики в области доходов и расходов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетный дефицит и управление государственным долгом .

 

I Теоретические основы бюджетного дефицита и управление государственным долгом.

1.1.Понятие бюджетного  дефицита и государственного  долга…………….

1.2.Виды бюджетного дефицита…………………………….

1.3.Концепции регулирования  бюджетным дефицитом………………………

1.4.Виы государственного  долга…………………………………………….

1.5.Причины возникновения  бюджетного  дефицита и увеличение  государственного долга………………………………………………………….

II Сравнительный анализ регулирования бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах и в Украине

2.1.Бюджетный дефицит и  государственный долг в США………………….

2.2.Бюджетный дефицит и  государственный долг в Украине………………..

III Предложения и пути совершенствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

I Теоретические основы бюджетного дефицита и управление государственным долгом.

1.1.Понятие бюджетного  дефицита и государственного  долга.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный  денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Государственный  бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. Каждое правительство в  своей деятельности стремится к  тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода".

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов могут иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами - дефицит бюджета, превышение доходов над расходами - профицит бюджета.

В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом".

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую  в данном году расходы государственного бюджета превысили доходы. Являясь  финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его  состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста  предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Если обозначить государственные  расходы буквой G, налоги и прочие сборы - буквой T, то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

 

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытиядефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг тесно  связан с понятием «государственный кредит»

 

1.2.Виды бюджетного дефицита.

Выделяются следующие  основные виды бюджетных дефицитов:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

2. Структурный дефицит  госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.

3. Операционный дефицит  госбюджета – общий дефицит  госбюджета за вычетом инфляционной  части процентных платежей по  обслуживанию государственного долга.

4. Первичный дефицит госбюджета  – разность между величиной  общего дефицита и всей суммой  выплат по долгу.

5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий  наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:

- финансирование государственными предприятиям избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- финансирование Центральным  Банком убытков от мероприятий  по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; рефинансирование сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Бюджетный дефицит не относится  к разряду чрезвычайных событий  для государства. Еще Д.М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

 

1.3.Концепции регулирования  бюджетного дефицита.

 

В настоящее время экономисты выделяют три основные концепции  регулирования бюджета. Ежегодно балансируемый  бюджет, бюджет балансируемый на циклической  основе, функциональные финансы.

Ежегодно балансируемый  бюджет в начале прошлого века считался основной целью государственных  финансов в развитых капиталистических  странах. Однако такая концепция  регулирования бюджета не является экономически нейтральной, она наоборот усугубляет цикличность экономики. Например, если происходит падение  производства, что приводит в свою очередь к увеличению безработицы, а следовательно и к падению налоговых поступлений, то в таком случае, чтобы не дать вырасти бюджетному дефициту необходимо либо увеличить ставки налогов для увеличения доходной части, либо уменьшить государственные расходы, либо применить комбинацию этих методов. Однако, эти меры по своей сути являются сдерживающими для экономики, следовательно они приведут к уменьшению совокупного спроса и значит только углубят падение производства.

С другой стороны такая  концепция регулирования бюджета  может вызывать ускорение инфляции. Если в процессе инфляции увеличиваются  доходы, это приводит к автоматическому  увеличению налоговых поступлений. Для ликвидации бюджетных излишков государство должно либо снизить  ставки налогов, либо увеличить государственные  расходы, либо использовать комбинацию этих методов. Все это в свою очередь  приведет к усилению инфляционного  давления.

На основе этих примеров видно что ежегодно балансируемый бюджет обладает основным недостатком – он усугубляет цикличность экономики. Однако ряд экономистов выступает в поддержку такого бюджета, так как по их мнению это дает возможность ограничить нежелательное и неэкономическое расширение государственного сектора. Можно сказать, что в этом случае на экономику действует политика, так как по мнению этих экономистов, дефицит бюджета позволяют политикам проводить популистскую политику, увеличивать государственные расходы на всякие дающие им популярность среди народа цели, без принятия при этом непопулярных но сбалансированных действий по увеличению например налогов.

Бюджет балансируемый  на циклической основе как раз  и предполагает борьбу с цикличностью. При этом регулирование происходит не в пределах года, а шире – в  пределах цикла подъема или спада. Для того, чтобы противостоять спаду, необходимо увеличить расходы и снизить налоги, что должно привести к увеличению бюджетного дефицита. Это должно сказаться на инфляции. В процессе дальнейшего инфляционного подъема можно увеличить налоги и уменьшить государственные расходы. Доходы бюджета увеличатся и превысят расходы, возникающее при этом положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга возникшего в период спада. Таким образом, фискальные действия правительства должны создать позитивную анти циклическую силу, которая даст возможность сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за несколько лет.

Минусом такой концепции  регулирования бюджетного дефицита является неравномерность по длительности и самих циклов подъема и спада.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в  том, что подъемы и спады в  экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей  сбалансирования бюджета в ходе цикла. Длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и  скромный период процветания, будет  означать появление большего дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания  и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

В соответствии с идеей  функциональных финансов вопрос о балансировании бюджета - на ежегодной или на циклической  основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая система такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти само ликвидироваться. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагает большинство людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Виды государственного  долга.

Государственный долг определяет экономические отношения  государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения  части стоимости валового внутреннего  продукта на условиях возврата, срочности  и оплаты.

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом