Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:28, лекция

Краткое описание

Бюджетный процесс – это регламентированное законодательством деятельность органов государственной власти, органов МСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный процесс.docx

— 36.20 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированное законодательством деятельность органов государственной власти, органов МСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Деятельность государства от начала составления проекта бюджета  до утверждения отчета о его исполнении – называется бюджетным циклом.

Бюджетный цикл делится на четыре стадии бюджетного процесса:

  1. Составление проекта бюджета

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития территории, который разрабатывается  на три года.

Составление проекта бюджета отнесено к полномочиям Правительства  РФ.

Бюджетный процесс начинается с  бюджетного послания Президента. Оно  адресовано Федеральному Собранию. Указанное  послание должно поступить Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередного финансового  года.

В бюджетном послании определяется бюджетная политика государства  на очередной финансовый год и  плановый период.

Доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития соответствующей территории. Данный прогноз разрабатывается  Министерством Экономического развития. На этой стадии планируются бюджетные  ассигнования (доходы и расходы бюджета).

Бюджетные ассигнования – это ассигнования, состав и объем которых обусловлены законами и иными НПА, договорами, соглашениями, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году.

В проект бюджетов также включаются долгосрочные целевые программы (федеральная  адресная инвестиционная компания, отчисление в инвестиционный фонд и т.д.).

  1. Рассмотрение и утверждение бюджета

Правительство РФ вносит проект бюджета  и проекты государственных и  внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период в Государственную  Думу на рассмотрение и утверждение  не позднее 26 августа текущего года.

В Государственной Думе существуют специализированные кабинеты, которые  первоначально рассматривают проект бюджетов. Указанные комитеты взаимодействуют  с другими комитетами и получают предложения о других комитетах. В Совете Федерации также существует комитет.

Изначально эти комитеты постатейно рассматривают представленный проект и выносят по нему свое заключение. И,  в случае положительного заключения, указанный проект поступает на чтение в Государственную Думу.

Рассмотрение  проекта бюджета в Государственной  Думе осуществляется в трех чтениях:

В первом чтении обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития в РФ, основные характеристики федерального бюджета: рассмотрение доходов по группам, подгруппам и статьям, распределение федеральных налогов и сборов между различными видами бюджетов, рассматривается дефицит бюджета и источники его покрытия, рассматривается общий доход расходов. В итоге решается принять или отклонить бюджет.

Во втором чтении рассматриваются доходы бюджета по классификациям, также рассматривается классификация расходов бюджета.

В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов на следующий финансовый года и плановый период. Выносится проект на голосование в целом. Принятый ФЗ «О бюджете» направляется в Совет Федерации, в течение 5 дней с момента его принятия. Совет Федерации утверждает закон «О бюджете» в течение 14 дней с момента предоставления его Государственной Думой. Одобренный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования.

 Помимо бюджета, поступает  ряд приложений к нему –  предварительные итоги социально-экономического  развития, прогноз социально-экономического  развития, основные положения бюджетной  и налоговой политики, планы развития  государственного и муниципального  сектора экономики, федеральные  целевые программы, планы государственного  заимствования, международные договоры. Рассматривается и утверждается  все одновременно: проект федерального  бюджета и проекты государственных  и внебюджетных фондов.

  1. Исполнение бюджета

Стадия начинается 1 января, заканчивается 31 декабря. Бюджет исполняется специальными органами: главный распорядитель  бюджетных средств, распорядители  и получатели бюджетных средств.

Главный распорядитель  бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственными  внебюджетным фондом, орган МСУ, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательство между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган МСУ, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями или получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган МСУ, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Исполнить бюджет – это значит, обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных бюджетом доходов и обеспечить финансирование всех запланированных бюджетом расходов.

Правительство РФ по согласованию с  Правительствами или администрациями  субъектов РФ устанавливает порядок  исполнения бюджетов. Обеспечивают исполнение бюджетов:

  1. Министерство финансов;
  2. Органы управления финансами РФ

В настоящее время в  РФ осуществляется казначейское исполнение бюджетов – федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением средств в бюджет и средств из источников финансирования дефицита бюджета.

Для исполнения бюджета необходимым  документом является сводная бюджетная  роспись, которая составляется Министерством  финансов.

Учет операций по исполнению бюджета  осуществляется участниками бюджетного процесса на лицевых счетах федерального казначейства. 

Для того, чтобы распоряжаться бюджетными средствами – необходимым документом является бюджетная смета.

Она утверждается главным распорядителем бюджетных средств в ведении, которого находятся распорядители или получатели бюджетных средств. Документ, который представляется нижестоящим органом вышестоящему и утверждается. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.

 

 

 

 

 

  1. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Бюджетный процесс завершается  составлением отчета об исполнении бюджета. Главными администраторами средств  бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую  отчетность в счетную палату для  внешней проверки.

Правительство не позднее 15 июля текущего года направляет в счетную палату годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

На основании полученных данных счетная палата готовит заключение и не позднее 15 сентября предоставляет  его в Госдуму.

Отчет об исполнении федерального бюджета  рассматривается и утверждается в форме ФЗ.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета Госдума заслушивает  министра финансов, председателей счетной палаты, которые поясняю то, что указано в заключении. По инициативе Госдумы или по собственной инициативе в рассмотрении могут участвовать генеральный прокурор, председатель конституционного суда, ВАС и ВС.

Нарушения бюджетного законодательства: Бюджетный Кодекс, КоАп (глава 15) и УК.

Перечень правонарушений указан в  статье 283.

Целевые бюджетные  и внебюджетные фонды.

Фонд – это орган государственной  власти, как фонд денежных средств, который формируется за счет установленных законов, учитываемых на определенных счетах и предназначенных для определенных целей источников

Классификация фондов:

  • По форме собственности:
    • Государственные;
    • Муниципальные

 

  • По целям формирования:
  • Экономические;
  • Социальные

 

  • В зависимости от органов их создавших:
    • Фонды, создаваемые Правительством РФ;
    • Президентом РФ;
    • Иными государственными органами

 

  • По направлению расходования средств фонда:
    • Отраслевые (закреплены за определенным министерством);
    • межотраслевые

 

  • По  срокам:
    • постоянно действующие;
    • временные

 

  • По характеру формирования и расходованию:
    • Бюджетные;
    • Внебюджетные

 

  • По уровню управления:
    • Федеральные;
    • Региональные;
    • Муниципальные

 

  • По юридической природе:
      • Фонды, утверждаемые ФЗ;
      • Утверждаемые законами субъектами РФ;
      • Указами;
      • Постановлениями;
      • НПА органов МСУ

Характерные черты  государственного фонда:

  1. Формируются на основании НПА;
  2. Формируется уполномоченным государственным органом;
  3. Создаются для определенных целей;
  4. Подлежат государственному финансовому контролю;
  5. Являются институтом финансовой системы

Бюджетные фонды – включаются в федеральный бюджет. Регулируются ФЗ «О бюджете». Регулируются также ФЗ «Об обязательном социальном страховании», «Об обязательном пенсионном страховании», «Об обязательном медицинском страховании» и другие законы. Применяется законодательство субъектов РФ. Утверждается либо Указом Президента, либо Постановлением Правительства, если на уровне субъектов и муниципальных образований – правовыми актами органов МСУ.

  1. Целевые бюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов дохода или иных поступлений, учитываемых по отдельной смете.

Средства целевого фонда не могут  быть расходованы на иные цели. Указанные фонды могут создаваться в бюджете любого уровня, и эти фонды действуют в течение одного года.

Целевые фонды:

  • Федеральный фонд поддержки субъектов РФ;
  • Федеральный фонд компенсаций;
  • Федеральный фонд софинансирования социальных расходов;
  • Федеральный фонд регионального развития;
  • Фонд рефинансирования региональных и муниципальных финансов;
  • Ряд резервных фондов

 

  1. Государственные внебюджетные фонды – эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан: право граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, медицинскую помощь.

Цели создания внебюджетного фонда: отделяются от бюджета, чтобы обеспечить социальное обеспечение. Формируется  за счет страховых взносов.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной  собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджета, бюджетной  системы и изъятию не подлежат. Средства фонда могут быть израсходованы  только на те цели, для которых они были созданы.

Информация о работе Бюджетный процесс