Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 01:18, реферат

Краткое описание

Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок. Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской федерации за последние годы развивается бурными темпами. Свидетельством тому служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров работ услуг, бурное развитие торговли валютными фьючерсами и опционами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Валютное регулирование……………………………………………...4
1.1 Валютный рынок как объект регулирования и контроля…………………4
1.2 Органы и агенты валютного регулирования……………………………….6
Глава 2. Валютные ограничения………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………….…..20
Список использованных источников и литературы………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

валютное регулирование.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Валютное регулирование……………………………………………...4

1.1 Валютный рынок как объект регулирования и контроля…………………4

1.2 Органы и агенты валютного регулирования……………………………….6

Глава 2. Валютные ограничения………………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………….…..20

Список использованных источников и литературы………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление высокоэффективной  российской экономики невозможно без  развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок. Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской федерации за последние годы развивается бурными темпами. Свидетельством тому служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров работ услуг, бурное развитие торговли валютными фьючерсами и опционами. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

1.1.ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

 

Экономика любого государства  не может существовать без развитого  финансового рынка. Составной частью финансового рынка является валютный рынок. Валютный рынок - сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. На валютном рынке сталкиваются спрос в лице покупателя и предложение в лице продавца. На рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) всегда выступает только в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы, которые могут совпадать или не совпадать. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей. Любое действие продавца или покупателя на рынке связано с коммерческим риском. Коммерческий риск есть опасность возможных потерь от осуществления той или иной финансово-коммерческой деятельности. Валютный рынок содержит также понятие валютного риска – получения хозяйствующим субъектом дополнительных расходов или доходов в зависимости от изменения курсов валют.

Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разных курсов валют. С институционной точки зрения валютные рынки представляют собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции. Операции на валютном рынке проводятся между банками (межбанковские валютные расчеты) и банками со своими клиентами. С организационно-технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции. Эффективность операции на валютном рынке во многом определяется его видом. Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности1. По сфере распространения, то есть по ширине охвата можно выделить международный и внутренний валютные рынки.  В свою очередь, как международный, так и внутренний рынки состоят из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами (банками, 6иржами) в отдельных регионах мира или данной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОАНИЯ

 

Условно иерархию взаимоотношений  субъектов валютного рынка можно  представить следующим образом:

  1. Органы валютного контроля ( Центральный банк РФ и Правительство РФ):

- издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами РФ;

-определяют порядок и формы учёта, отчётности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

      2. Агенты валютного контроля ( Уполномоченные банки: импортёры товаров и услуг, экспортёры товаров и услуг):

           - осуществляют контроль за     проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за     соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений,     а также за соблюдением ими  актов Органов ВК2.

           - Проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в   РФ.

Имеют право:

- знакомиться     с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

- обжаловать     действия агентов ВК соответствующим органам ВК, а также действия Органов ВК     в соответствии с законодательством РФ.

Обязаны:

- представлять     Органам и Агентам ВК все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении     валютных операций;

- представлять     Органам и Агентам ВК объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по     их результатам;

- в случае     несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной Органами и     Агентами ВК, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания     этого акта;

- вести учет     и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая     их сохранность не менее пяти лет;

- выполнять     требования (предписания) Органов ВК об устранении выявленных нарушений;

- выполнять другие обязанности, установленные законодательством РФ.

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

 

Ниже рассмотрим основные валютные ограничения, установленные законодательными актами и нормативными документами. Для наглядности в некоторых случаях будем рассматривать реальные ситуации.

Итак, основой валютного законодательства России является Закон РФ от 9.10.92 г. № 3615-1 "О валютном регулировании  и валютном контроле" (Закон). Кроме  того, подтверждено действие на территории Российской Федерации Основных положений  о регулировании валютных операций на территории СССР (далее - Основные положение), утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 г. № 352, в части, не противоречащей Закону, которые должны применяться с учетом последующих изменений и дополнений. В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Необходимо иметь в виду, что  в соответствии с Законом (статья 1, пункт 7) валютными являются любые операции с валютными ценностями, а именно:

- операции, связанные с переходом  права собственности и иных  прав на валютные ценности;

- ввоз и пересылка валютных  ценностей в Российскую Федерацию,  а также их вывоз и пересылка  из Российской Федерации;

- осуществление международных  денежных переводов.

Пунктом 4 статьи 1 Закона определен  состав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы - чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовые ценности - акции, облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.

Операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной  валюты и платежных документов в  иностранной валюте, в соответствии со статьей 1 Закона также относятся  к валютным операциям. Рассмотрим, какие  нормы и правила должны соблюдаться при совершении валютных операций российскими предприятиями. Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и нерезидентами3.

1. В соответствии с Основными  положениями (раздел II, пункт 1) расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех случаях, когда нерезиденты приобретают товары и услуги у резидентов на территории Российской Федера-ции без вывоза за пределы ее таможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободно конвертируемой валюте, или в рублях. Это вытекает из Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Такой порядок расчетов определен и письмом Главного управления валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ от 19.01.95 г. № 12-1с-1/7278.

2. При проведении расчетов с  нерезидентами в иностранной  валюте следует помнить о том, что в соответствии с Законом все валютные операции делятся на текущие, которые могут совершаться без ограничений (но в рамках действующего законодательства), и валютные операции, связанные с движением капитала, на проведение которых требуется специальное разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.

3. Нарушением валютного законодательства  Российской Федерации является  проведение расчетов с нерезидентами  за поставку на экспорт продукции  (работ, услуг) в сроки, превышающие  180 дней, без разрешения Центрального  банка РФ. При этом следует  иметь в виду, что отсчет 180 дней согласно пункту 2 (подпункт "б") раздела II Основных положений начинается от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке). Датой же отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке) считается дата транспортного документа, т.е. указанная на транспортном документе, или на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. В случае выдачи нескольких транспортных документов (от разных дат и/или из разных портов отгрузки) при отгрузке товара на одном и том же судне и одним рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа. Если срок платежа за экспортируемые товары не превышает 180 дней от даты отгрузки, то такая операция согласно пункту 9 статьи 1 Закона является текущей. Если же срок оплаты превышает 180 дней, то операция по проведению расчета в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона является валютной операцией, связанной с движением капитала, и соответственно требует специального разрешения Центрального банка РФ. По работам и услугам отсчет 180 дней начинается от даты их фактического оказания, т.е. от даты сдачи-приемки. В соответствии с пунктом 2 раздела II Основных положений это правило распространяется также на экспортные поставки по консигнационным соглашениям (подпункт "в"), на бартерные, товарообменные и компенсационные сделки (подпункт "г"), при которых 180 дней определяются как срок встречной поставки товара от даты его отгрузки контрагентом, а также на реэкспортные сделки (подпункт "г"), при которых 180 дней нужно отсчитывать от даты оплаты резидентом товара, подлежащего последующему реэкспорту. Если за экспортируемые товары, работы и услуги в контракте предусмотрены авансовые платежи, то в соответствии с Положением об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций (от 24.04.96 г. № 39), утвержденным приказом Центрального банка РФ от 24.04.96 г. № 02-94 они могут зачисляться резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке Российской Федерации независимо от срока, прошедшего с даты их зачисления до таможенного оформления экспортируемого товара, приема нерезидентом выполненных работ и оказанных услуг, без специального разрешения Банка России (т.е. срок от даты зачисления до даты таможенного оформления экспортного товара или до даты сдачи-приемки работ и услуг может превышать 180 дней). Такой же принцип действует и при импорте товаров, в том числе по договорам консигнации: если срок оплаты превышает 180 дней от даты отгрузки либо поставка производится более чем через 180 дней с даты оплаты, то это операции, связанные с движением капитала, и соответственно на их проведение требуется разрешение Банка России. Однако, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Положения без разрешения ЦБ РФ резиденты (индивидуальные предприниматели и юридические лица) могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации, а также на валютный счет нерезидента в уполномоченном банке Российской Федерации в счет оплаты за импортируемые товары после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления) независимо от срока, прошедшего с момента ввоза (таможенного оформления) до даты платежа4. При импорте работ или услуг перевод в счет их оплаты может производиться независимо от срока, прошедшего с даты их приема резидентом до даты платежа. Если контрактом на импорт товаров, работ, услуг предусмотрен авансовый платеж, то импортируемые товары, работы и услуги должны быть переданы резиденту в срок, не превышающий 180 дней с даты платежа. Следует иметь в виду, что за разрешением на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, нужно обращаться заблаговременно. В Инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20/10283 от 12.10.93 г. "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" указано, что в случае, если по контракту предусматривается превышение срока поступления экспортной выручки - 180 календарных дней с даты таможенного оформления экспортного товара и, таким образом, имеет место операция, связанная с движением капитала, экспортер должен получить лицензию Центрального банка РФ на совершение валютной операции до подписания контракта. Это логично, поскольку обязательства партнеров возникают с момента подписания контракта. Поэтому при оказании услуг, выполнении работ разрешение на операцию, платеж по которой превышает 180 дней от даты сдачи-приемки, должно быть получено до подписания контракта. Если же просроченная дебиторская задолженность образовалась в процессе исполнения контракта по вине иностранного партнера, то в соответствии с пунктом 6.10 указанной совместной Инструкции ЦБ РФ и ГТК России и пунктом 5 протокола "О взаимодействии МВЭС РФ и Центрального банка Российской Федерации при осуществлении экспортного и валютного контроля" от 22.07.94 г. экспортеру следует обратиться в МВЭС России для получения письменного подтверждения обоснованности задержки получения валютной выручки от экспорта, которая произошла по обстоятельствам, не зависящим от экспортера. При этом он должен принять меры к погашению задолженности и предъявить рекламацию. В таких случаях Банком России не выдаются разрешения на совершение операций, связанных с движением капитала.

Информация о работе Валютное регулирование