Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 06:39, курсовая работа
Краткое описание
Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций: • контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей; • контроль за валютными операциями;
Содержание
Введение 1. Понятие валютного контроля 2. Развитие валютного законодательства в РоссийскойФедерации 3. Основы валютного регулирования и валютного контроля 4. Органы и агенты валютного контроля Заключение Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ СЗАГС В Г.
ПЕТРОЗАВОДСКЕ
Факультет управления, экономики
и права
Отделение программ высшего
профессионального образования
Финансовое право
Курсовая работа
Валютный контроль
Петрозаводск 2010
Содержание
Введение
1. Понятие валютного контроля
2. Развитие валютного законодательства в Российской Федерации
3. Основы валютного регулирования и валютного контроля
4. Органы и агенты валютного контроля
Заключение
Список литературы
Введение
В системе регулирования рыночной
экономики важное место занимает валютная
политика, инструментом реализации которой
является валютное регулирование.
Валютный контроль - составная
часть валютной политики государства
в области организации контроля и надзора
за соблюдением законодательства в сфере
валютных и внешнеэкономических операций:
контроль за перемещением через
таможенную границу валютных ценностей;
контроль за валютными операциями;
контроль за выполнением резидентами
обязательств перед государством в иностранной
валюте.
В современных экономических
условиях валютный контроль служит основным
инструментом регулирования внешнеторговой
деятельности и контроля над ее осуществлением.
Переход российской экономики
на рыночные отношения, ее постепенная
интеграция в мировое хозяйство и международные
валютно-финансовые организации, последовательная
децентрализация внешнеэкономических
связей российских предприятий с зарубежными
партнерами делают крайне актуальным
знание механизма регулирования валютных
отношений на территории России и за ее
пределами. Данный механизм, имея экономическую
природу (в его основе лежат объективно
обусловленные экономические процессы),
выступает в любом государстве в правовой
форме. Целью работы является изучить
основы валютный контроля и валютного
регулирования. Для достижения цели решались
следующие задачи:
изучить развитие валютного
контроля в Российской Федерации;
изучить цели и основные направления
валютного контроля.
1. Понятие валютного
контроля
Валютное регулирование является
неотъемлемой частью экономической политики
стран. Конечная цель валютного регулирования
в странах с внутренне конвертируемой
валютой - свободная конвертируемость
национальной валюты. Тактические цели
валютного регулирования состоят в создании
условий для постепенного снятия ограничений
на валютные операции, которые, прежде
всего, связаны с основными макроэкономическими
показателями. Среди данных характеристик
наиболее существенными являются низкая
конкурентоспособность товаров и услуг
на мировом рынке, недостаточная эффективность
инвестиций, высокая инфляция, высокий
уровень долгового бремени, плохая кредитная
история, близкая к монопродуктовой структура
экспорта, неразвитость современных рыночных
институтов и, наконец, недостаточное
урегулирование отношений собственности.1
В той или иной степени все перечисленное
присуще российской экономике, и переход
к конвертируемости предполагает последовательный
процесс доведения фундаментальных экономических
показателей до приемлемого уровня. В
конечном счете конвертируемость национальной
валюты и ее обменный курс только отражают
уровень развития и стабильность национальной
экономики. В случае несоответствия уровня
развития экономики взятым обязательствам
по конвертируемости неизбежно наступает
насильственное разрешение накопленных
противоречий в виде финансовых кризисов,
девальваций и программ стабилизации.
Последнее утверждение относится
и к наиболее развитым экономикам.
Нестабильность валютных курсов,
усугубляющая возможности проявления
кризисов, исторически обусловила развитие
различных теорий валютного курса, которые
пытались определить факторы, оказывающие
существенное влияние на его изменение,
и разработать меры по его регулированию.
Это теории: паритета покупательной способности,
регулируемой валюты, ключевой валюты,
валютной стабильности на базе фиксированных
паритетов и курсов, плавающих валютных
курсов, оптимальных валютных зон, нормативная
теория валютного курса и др. Каждый из
перечисленных подходов в отдельности
не учитывает всех факторов, оказывающих
влияние на валютный курс, однако в целом
они дают представление о возможных направлениях
валютной политики, которые могут быть
более или менее адекватны условиям определенной
финансовой ситуации.
Многие развитые страны пришли
к либерализации валютного регулирования,
свободному курсообразованию эволюционным
путем лишь в 80-е годы, перейдя к полной
конвертируемости валют и снятию ограничений
для движения капитала. В 1997 г. было подписано
Шенгенское соглашение, согласно которому
13 из 15 стран ЕЭС (кроме Великобритании
и Ирландии) установили наиболее льготный
режим во внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с этими правилами контроль
за экспортно-импортными операциями осуществляют
уполномоченные посредники (центральные
банки, министерства финансов, девизные
(валютные) банки), которые действуют по
рекомендациям соответствующих министерств
(экономики, иностранных дел и финансов,
промышленности, торговли и т.д.). В некоторых
странах были созданы специальные учреждения
(в Италии — Итальянское бюро валютных
операций, в Швейцарии – Федеральный совет,
в Швеции — Национальный совет, в Бельгии
и Люксембурге — Бельгийско-Люксембургская
административная комиссия и т.д.), которые
контролировали операции в сфере внешней
торговли.
Так, обязательная продажа выручки
от экспорта товаров существует в Ирландии,
Швеции, где валютная выручка должна быть
предложена для продажи одному из уполномоченных
банков. В Бельгии, Швейцарии, Португалии
валютные поступления от экспорта могут
использоваться на любые цели и даже оставаться
за рубежом.
Для стран Восточной Европы
также характерны данные процессы. Например,
если выручка от экспорта поступает в
свободно конвертируемых валютах, как
это имеет место в Венгрии, полученная
выручка должна быть сдана в уполномоченные
коммерческие банки и пересчитана в национальную
валюту (форинты) в течение восьми дней
с даты поступления иностранной валюты.
И, наоборот, если в Венгрии экспортная
выручка получена нерезидентами в венгерской
национальной валюте, она может размещаться
на специальных внешнеторговых счетах
в уполномоченных банках и не конвертироваться
в национальную валюту. Эта выручка может
использоваться для оплаты покупаемых
в других странах товаров и услуг или для
осуществления операционных расходов
иностранных фирм.
Экспортеры в отдельных случаях
должны репатриировать валютные поступления
в течение определенного установленного
срока, например, в Болгарии - одного месяца,
а в Польше - двух месяцев. Она может быть
также продана на межбанковском валютном
рынке.
Распоряжаться остатками средств
по счетам резиденты могут свободно по
своему усмотрению (Румыния). В других
странах (Венгрия) ограничения во времени
репатриации экспортных поступлений с
момента отгрузки товаров отсутствуют.
Но в этом случае предприятия, занимающиеся
внешнеторговой деятельностью, должны
представлять в национальный банк страны
отчеты, отражающие неоплаченные требования
по данным экспортным операциям.
Для стран Юго-Восточной Азии
характерно, что курс национальных валют
устанавливается по отношению к корзине
валют ведущих торговых партнеров. Например,
на Филиппинах действует особый порядок,
согласно которому валютные поступления
по экспортным операциям должны быть произведены
в установленных валютах, к которым относят:
австралийские доллары, динары Бахрейна,
американские доллары, евро и другие, которые
Центральный банк Филиппин может объявить
приемлемыми.
В некоторых странах (Сингапур)
заблокированы финансовые активы резидентов
Гаити, Ирака, Ливии и других государств.
В Индонезии, Малайзии и других странах
запрещен ввоз товаров в Израиль, Югославию
и в те страны, на торговлю с которыми наложено
эмбарго ООН по соображениям национальной
безопасности. Ряд категорий экспортных
товаров подпадает под лицензирование
и квотирование и другие нетарифные ограничения
в США, Канаде, Норвегии и странах ЕС.
Характеризуя импортные операции
стран Юго-Восточной Азии, следует отметить,
что действующий механизм контроля является
достаточно жестким, что, в частности,
можно рассматривать в качестве одного
из мероприятий протекционистской политики.
В то же время некоторые страны, например,
Сингапур, участвуют в соглашении об общих
действительных преференциальных тарифах
для Зоны свободной торговли стран.
2. Развитие валютного
законодательства в Российской
Федерации
Валютное законодательство
в Российской Федерации претерпело значительные
изменения за последние годы. Если до 1986
г. валютная монополия государства в СССР
сопровождалась практическим отсутствием
каких-либо законодательных актов, то
с 1986 г. и по настоящее время ситуация коренным
образом изменилась.
Децентрализация внешнеэкономической
деятельности вовлекла туда тысячи новых
субъектов. В начале (1987-1988) произошел бурный
рост совместного предпринимательства
на территории страны. Затем последовала
реформа банковской системы, в результате
чего вновь появившиеся независимые от
государства коммерческие банки получили
право открытия и ведения валютных счетов
клиентов и проведения международных
расчетов. На этом этапе развития внешнеэкономической
деятельности отсутствовал специальный
орган валютного регулирования, а источником
валютного законодательства служили решения
Совета Министров СССР, а также издаваемые
в развитие нормативные акты министерств
и ведомств. С течением времени стала понятна
необходимость специального законодательного
регулирования валютных операций, придания
функций органов валютного регулирования
одному или нескольким из органов государственного
управления.
Главным документом, в котором
были показаны все важнейшие стороны валютных
отношений субъектов внешнеэкономической
деятельности, стало разработанное Госбанком
СССР в соответствии с его компетенцией
как основного органа валютного регулирования
письмо от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные положения
о регулировании валютных операций на
территории СССР». Этот документ и другие
нормативные акты Госбанка СССР, разработанные
на основе этого письма, заложили цивилизованную
основу валютного регулирования2.
С вступлением в силу в ноябре
1992 года Закона Российской Федерации «О
валютном регулировании и валютном контроле»,
впервые в юридическую практику были введены
такие понятия валютного регулирования
как «валютные ценности», «валюта Российской
Федерации», «иностранная валюта», «нерезиденты»,
«валютные операции», «текущие валютные
операции», «валютные операции, связанные
с движением капитала».
В законе впервые провозглашено
гарантируемое и защищаемое государством
право собственности резидентов и нерезидентов
на валютные ценности в стране; определены
общие принципы владения, пользования
и распоряжения валютными ценностями
государством, предприятиями и организациями,
а также гражданами; установлены основные
положения порядка осуществления валютных
операций резидентами и нерезидентами.
Законом были намечены основные цели и
направления валютного контроля, введены
понятия органа валютного контроля, а
также положения об отчетности по валютным
операциям и ответственности за нарушение
валютного законодательства. Данный Закон
действовал на протяжении почти двенадцати
лет и по праву мог быть назван одним из
долгожителей в российском законодательстве.
Несмотря на перемены в валютной политике
России в сторону либерализации, происходившие
в период действия этого закона, в него
вносились незначительные по объему изменения.
С начала 1991 года получил бурное
развитие внутренний валютный рынок, который
ранее находился в зачаточном состоянии.
Стимулирование развития и
упорядочение деятельности валютного
рынка в стране явилось важным направлением
в работе ЦБ РФ в области валютного регулирования.
С начала 1991 года по начало 1993 года были
созданы и получили лицензии Банка России
на организацию и проведение операций
по купле-продаже иностранной валюты шесть
специализированных бирж. Были сняты многие
ограничения с операций по купле-продаже
наличной иностранной валюты физическими
лицами через уполномоченные банки. В
настоящее время каждый субъект хозяйственной
деятельности либо гражданин (а не только
производитель экспортной продукции)
имеет свободный доступ к необходимым
ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого
достаточно развитой банковской инфраструктурой.
В результате распада СССР и
получения Россией суверенитета государство
было вынуждено вести самостоятельную
экономическую политику. И вполне естественно,
что правительство Российской Федерации
обеспокоено как удешевлением национальной
валюты, так и все большей «долларизацией»
экономики. С другой стороны, нестабильная
до конца 1990-х годов политическая обстановка
в России, все усиливающаяся стагнация
и налоговое бремя побудила российских
экспортеров оставлять всю выручку от
своей внешнеэкономической деятельности
за рубежом.
Следовательно, с одной стороны
было сделано немало полезных шагов, направленных
на ограничение обращения иностранной
валюты на территории Российской Федерации.
С другой стороны, не имея достаточно прочного
политического тыла для проведения разумной
программы валютного регулирования, правительство
выбрало самый прямой путь – валютные
ограничения и запреты. В рамках этого
изменялось и валютное законодательство.
Рассматривая валютный контроль
в системе регулирования Российской Федерации,
необходимо отметить, что он, включая валютные
ограничения и государственные мероприятия
по надзору, регистрации и статистическому
учету, решает вполне конкретные задачи,
которые руководство страны ставит перед
ним в тот или иной момент экономического
развития страны.
Несомненно, что при дальнейшем
улучшении экономического положения страны
должна адекватно меняться и правовая
база, определяющая валютные ограничения
в России, что повлечет за собой и соответствующие
изменения в сторону смягчения или отмены
применяемых государством административных
мер, в том числе мер валютного контроля.
Вступивший в силу с 18 июня 2004
года новый Федеральный закон Российской
Федерации от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном
контроле» заложил серьезные либерально
– экономические основы для радикальной
перестройки механизма валютного регулирования
и валютного контроля.