Виды бюджетных правоотношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всесторонний анализ бюджетных правоотношений. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть понятие и структуру бюджетных правоотношений;
изучить особенности бюджетных правоотношений;
исследовать видовую характеристику бюджетных правонарушений в Российской Федерации;
охарактеризовать бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений
1.1 Понятие и структура бюджетных правоотношений
1.2 Особенности бюджетных правоотношений
2. Виды бюджетных правоотношений в Российской Федерации
2.1 Характеристика видов бюджетных правоотношений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
2.2 Бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по финансовому.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая бюджетные правоотношения применительно к их связи с  бюджетно-правовой ответственностью, подчеркнем, что границы, в которых  должно происходить оформление бюджетно-правовой ответственности, предопределены бюджетно-правовыми отношениями, поскольку:

а) элементом правоотношения является субъект, субъектный состав правоотношений может формировать круг субъектов  юридической ответственности;

б) в правоотношениях на субъектов  возлагаются определенные обязанности, нарушение которых может образовывать объективную сторону правонарушения, а правонарушение, в свою очередь, является основанием для юридической ответственности.

Следует учитывать, что рассмотрение тех или иных правоотношений не может не касаться такой важной темы, как предмет отрасли права. Вопросы о предмете финансового права и бюджетного права как его подотрасли были освещены в учебной литературе и в отдельных научных публикациях11 Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С. 29-49..

Общепринятой является точка зрения, согласно которой предметом отрасли  финансового права признаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных  образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач22 Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М., 2002. С. 33..

Далее обозначим круг бюджетных  правоотношений, которые определяют границы бюджетно-правовой ответственности.

Правоотношения, возникающие в  процессе (в рамках бюджетного процесса): составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной  системы; утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществления контроля за исполнением бюджетов.

Некоторые из правоотношений, возникающих  в связи с формированием доходов  и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы:

отношения, возникающие в связи с формированием доходов: отношения по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; отношения по продаже имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (при этом не должны затрагиваться гражданско-правовые отношения);

отношения, возникающие в связи  с осуществлением расходов бюджетов: отношения по предоставлению бюджетных  кредитов; отношения по предоставлению субсидий, в том числе грантов  физическим лицам (ст.78 БК РФ); по бюджетному инвестированию (ст.79, 80); отношения по использованию резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ (ст.81, 82) и др.

В связи с осуществлением бюджетных  расходов, требуется четкое разграничение  бюджетных и гражданско-правовых отношений. Так, например, при заключении государственных или муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг и при формировании государственного или муниципального заказа возникают правоотношения:

между государством в лице государственных  органов (или бюджетного учреждения) и юридическими лицами (продавцами) по заключению соответствующего договора (купля-продажа), эти отношения являются исключительно гражданско-правовыми, и поэтому установление в них бюджетно-правовой ответственности недопустимо;

между бюджетными учреждениями и органами власти по поводу: определения необходимости и условий заключения государственных или муниципальных контрактов; принятия решения о необходимости заключения соответствующих контрактов; ведения реестра закупок (ст.73 БК РФ).

При "узкой" трактовке бюджетно-правовой ответственности данный вид юридической ответственности не должен затрагивать отношения, возникающие в связи с государственными и муниципальными заимствованиями, формированием и обслуживанием государственного и муниципального долга, поскольку, как было указано ранее, в научной литературе, государственный кредит рассматривается в качестве самостоятельного института финансового права. В данном случае требуется установление специальной уголовной и финансово-правовой ответственности.

Если "широко" трактовать бюджетные правоотношения и бюджетно-правовую ответственность, то следует признать, что бюджетно-правовую ответственность можно устанавливать и в отношениях по формированию и обслуживанию государственного и муниципального долга, причем не затрагивая гражданско-правовых отношений, возникающих в связи со сделками с ценными бумагами.

Таким образом, перечисленные бюджетные  правоотношения в дальнейшем необходимо использовать для конкретизации  субъектов соответствующих правоотношений и ответственности, так как эти положения оказывают непосредственное влияние на границы и содержание бюджетно-правовой ответственности.

Заключение

Итак, определение категории "бюджетные  правоотношения" вытекают из ст.1 БК РФ, в которой указывается, что  к бюджетным правоотношениям относятся три группы:

1) отношения, возникающие в процессе  формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления  государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения;

3) отношения по поводу установления  правового статуса участников  бюджетного процесса, правовых основ  порядка и условий привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства.

Исходя из положений ст.151 и 152 БК РФ можно выделить четыре группы участников бюджетного процесса:

система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования  и государственного (муниципального) финансового контроля;

иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации и ее субъектов  возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

бюджетные учреждения, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Установление правового статуса  участников бюджетного процесса подразумевает  закрепление полномочий, прав и обязанностей указанных органов и организаций. Однако детально БК РФ регламентирует полномочия участников бюджетного процесса только федерального уровня. Полномочия же участников бюджетного процесса уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня подлежат детальной регламентации в нормативных правовых актах соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В отношении порядка и условий  привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства следует отметить, что Кодекс устанавливает  лишь правовые основы данной процедуры. В части привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности подлежат применению нормы соответственно Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса России, нормы иных законодательных актов федерального уровня.

В силу прямого указания, содержащегося  в пункте 3 статьи 2 части первой ГК РФ, к бюджетным правоотношениям  как к имущественным отношениям, основанным на административном или  ином властном подчинении одной стороны другой (в п.3 ст.2 ГК РФ указано, что речь идет о налоговых и других финансовых и административных отношениях), гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

Нормативно-правовые акты:

 

 

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 г. // Российская газета - 1993. - № 237. - 25 дек.

 

2. Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред.  от 03.11 2004)"О Правительстве Российской  Федерации" // СЗ РФ. - 1997. - № 51, ст.5712.

 

3. Бюджетный кодекс Российской  Федерации // Собрание законодательства  Российской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст.28.

 

4. Часть первая Гражданского  кодекса Российской Федерации  // Собрание законодательства Российской  Федерации, 1994, № 32, 2006, № 2, ст.171; № 3, ст.282.

 

5. Часть первая Налогового кодекса  Российской Федерации // Собрание  законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3824; 2006, № 6, ст.636.

 

6. Постановление Правительства  РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 01.12.2004)"О Министерстве финансов Российской Федерации // СЗ РФ. - 2004. - № 31, ст.3258.

 

7. Постановление Правительства  РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном  казначействе" // СЗ РФ. - 2004. - №  49, ст.4908.

 

Учебная и научная литература:

 

8. Анишин А.К. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. - 2004. - № 3. С.3.

 

9. Баранова С.В. Совершенствование  налоговой системы в России. - М., 2005. - 128 с.

 

10. Барулин С.В. Налоги как  инструмент государственного регулирования экономики. - М., 2007. - 98 с.

 

11. Бюджетное право и процесс:  Учебник / Под ред. В. Парыгиной. - М.: Издательство: Эксмо, 2005. - 384 с.

 

12. Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник / Под ред.  М.В. Романовского. - М., 1999. - 135 с.

 

13. Вознесенский Э.А. Соотношение  финансов и права // Правоведение. - 1971. - № 3. С.126-130.

 

14. Денис Ллойд. Идея права. - М., 2002. - 267 с.

 

15. Другова Ю.В. Бюджетный федерализм: правовой аспект: Автореф. дис.: канд. юр. наук. - М., 1999. С.10.

 

16. Иловайский С.И. Учебник финансового  права. - Одесса, 1904. - 234 с.

 

17. Комментарий к Бюджетному  кодексу Российской Федерации  / Под ред. О.В. Бобковой. - М.: Проспект, 2005. - 547 с.

 

18. Комментарий к Бюджетному  кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. / Под ред.А.Н. Борисова - М.: Юстицинформ, 2006. - 678 с.

 

19. Крохина Ю.Л. Бюджетное право  и российский федерализм. - М., 2002. - 234 с.

 

20. Кучеров И.И. Бюджетное право  России; курс лекций. - М., 2002. - 98 с.

 

21. Маркелов В.В. Правовая форма  бюджетной деятельности субъектов  Российской Федерации // Финансовое  право. - 2004. - № 4. С.38-42.

 

22. Маркелов Ф.В. Вопросы теории  бюджетного права: бюджетные правоотношения  как базовый критерий выделения  бюджетно-правовой ответственности // Гражданин и право. - 2006. - № 6. С.23-28.

 

23. Мурзабеков М.Р. Бюджетная  деятельность муниципальных образований  в Российской Федерации. - М., 2003. С.14-17.

 

24. Налоговое право России / Под  ред. А.В. Демина. - М.: Экмос, 2006- 424 с.

 

25. Налоговое право России / Под  ред. И.Д. Еналеевой, Л.В. Сальниковой. - М.: Проспект, 2006 - 314 с.

 

26. Поветкина Н.А. Российская  Федерация как субъект бюджетного  права. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 2004. С.12.

 

27. Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.33.

 

28. Разгильдиева М.Б. Основные  тенденции реформирования бюджетных  отношений и проблемы ответственности  // Финансовое право. - 2005. - № 7. С.23-24.

 

29. Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С.29-49.

 

30. Ровинский Е.А. Социалистические  финансы и финансовое право  // Советское государство и право. - 1980. - № 8. С.42-46.

 

31. Саттарова Н.А. Некоторые функции  государственных органов в бюджетных правоотношениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2005. - № 23. С.25-29.

 

32. Современная концепция субъектов  бюджетного права // Финансовое  право. - 2004. - № 1. С.35-39.

 

33. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001. - 325 с.

 

34. Финансовое право. Учебник  / Отв. ред.Н.И. Химичева. - М., 2002. - 349 с.

 

35. Финансовое право Российской  Федерации / Под ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004 - 576 с.

 

36. Финансовое право РФ. / Под ред. А.В. Шаврова - М.: Юристъ, 2004 - 300с.

 

37. Финансовое право / Под  ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007. - 422 с.

 

38. Фомин В.А. Финансовые  и бюджетные правоотношения в  системе правовых категорий // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.8-11.

 

39. Химичева Н.И. Бюджетные правоотношения и их особенности // Хозяйство, право, управление. Выпуск 4. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - С.105-113.

 

40. Химичева Н.И., Покачалова  Е.В. Финансовое право. Учебно-методический  комплекс. - М., 2005. - 247 с.

 

41. Ходский Л.В. Основы  государственного хозяйства: Курс  финансовой науки. - СПб., 1913. - 311 с.

 

42. Янжул И.И. Основные  начала финансовой науки: Учение  о государственных доходах. - М., 2002. - 643 с.

 

Материалы судебной практики:

 

43. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. - 2001. - №7. С.35.;


Информация о работе Виды бюджетных правоотношений в Российской Федерации