Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:22, контрольная работа
Финансы выполняют контрольную функцию. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.
В общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонения от заданных экономикой и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.
В более узком понимании контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства.
Составление проекта бюджета происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов.
Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов.
Составление проектов бюджетов
осуществляется на основании прогноза
социально-экономического развития республики,
основных направлений бюджетно-
Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства и после их одобрения на рассмотрение Президента.
Составлению проекта бюджета
предшествует разработка соответствующих
организационных мероприятий: определяются
основные этапы и виды работ; ожидаемое
исполнение доходов и расходов консолидационного
бюджета республики и его составных
частей за текущий финансовый год; производится
анализ статистических отчетных данных
о развитии экономики республики
в целом и отдельных
На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет. Планирование расходов осуществляется, исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого. Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.
Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принимают решения о представлении бюджетов соответственно Президенту и в местные Советы депутатов.
С момента представления материалов по проекту бюджета прекращаются определенные права и обязанности и участников составления проекта бюджета, однако они возобновляются в связи с составлением бюджета следующего года.4
Такой порядок создает
правовую базу для обеспечения подготовки
проектов всех бюджетов в установленные
сроки, четкость в прохождении всех
этапов составления проекта бюджета.
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета.
Представленный Президентом
проект республиканского бюджета до
внесения его на утверждение сессии
Парламента рассматривается в постоянных
комиссиях. Аналогичный порядок
существует и на уровне местного самоуправления.
К рассмотрению представленных материалов
по проекту бюджета постоянные комиссии
имеют право привлекать представителей
Правительства и Министерства финансов.
По результатам рассмотрения постоянные
комиссии вносят предложения о принятии
проекта бюджета или его
При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие сокращение расходов, поправки, предусматривающие их увеличение.
Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется законом, в котором отражаются:
- превышение доходов над
расходами бюджета или
- распределение доходов
между республиканским и
- доходы республиканского
бюджета в общей сумме, по
разделам и подразделам
- перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;
- объем ассигнований на
государственные капитальные
- перечень защищенных
статей; размер оборотной кассовой
наличности по
В законе о бюджете устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.
В случае отклонения Парламентом
представленного проекта
При несогласии с решение Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен
быть опубликован в республиканских
газетах для всеобщего
Как на республиканском, так и на местном уровнях бюджеты должны быть приняты до 1 января очередного финансового года. Каждый нижестоящий бюджет утверждается после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджет областей и города Минска.
До начала фактического производства
финансирования расходов Министерство
финансов по согласованию с министерствами,
другими органами государственного
управления устанавливает поквартальное
распределение доходов и
2.4. Исполнение бюджета.
Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти. Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы исполнения бюджетов всех уровней:
1. В процессе исполнения
бюджетов могут быть внесены
изменения в их расходную
и доходную части. Делается
это на основании решений
органов представительной и
2. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.
3. В исполнении бюджетов
принимают участие все
республиканские и местные
государственные органы, предприятия,
организации и учреждения
всех форм собственности, а
также определенная часть
4. Законодательство
Решающая роль в исполнении
бюджетов принадлежит Министерству
финансов, местным финансовым органам,
Главной государственной налоговой
инспекции и региональным государственным
налоговым инспекциям. Министерству
финансов предоставлено право получать
от министерств, других центральных
органов управления, предприятии, объединений,
организаций и учреждений информацию
об осуществлении бюджетно-финансовых
операций по формированию
и использованию
вменяется в обязанности ограничивать и приостанавливать финансирования расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями требований нормативных актов, непредставления ими информации о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами наделены финансовые органы.
Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит казначейству, в функции которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и контроль за его исполнением.
Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Законами о бюджетной системе и о Национальном банке оно возложено на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме, хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.
Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, может быть временно Позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.
Поквартальное распределение
бюджетных средств производится
по каждому министерству, управлению
(отделу) исполкома, по каждому виду
доходов и по каждой свободной
смете расходов. Составленное таким
образом поквартальное
В утвержденные росписи доходов и расходов бюджета Могут быть внесены изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов, вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись доходов расходов могут также быть внесены руководителем финансовых органов в пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финорганов основанием для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также уведомления по взаимным расчетам, направленным вышестоящим фннорганом, Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь место при издании, после утверждения бюджета, новых законов, постановлений и распоряжений Правительства.
Информация о работе Виды и органы финансового контроля в Республике Беларусь