Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:52, курсовая работа
Данная работа будет представлена в следующем виде: в первой главе мы поподробнее остановимся на понятии, структуре и особенностях финансовых правоотношений, присущих только им. На мой взгляд, это необходимо, т.к. без основных понятий и их сущности невозможно раскрыть виды. Всё взаимосвязано. Вторая глава будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
дать определение финансовым правоотношениям;
раскрыть структуру финансовых правоотношений
указать классификацию финансовых правоотношений
подробно изучить бюджетные и налоговые правоотношения.
Введение………..……………………………………………………………..3-4
1. Особенности финансовых правоотношений.………………………….5
Понятие и существенные признаки финансовых правоотношений...5-10
1.2. Структура финансовых правоотношений.….………………………..11-18
2. Виды финансовых правоотношений.………………………………….19
2.1. Классификация финансовых правоотношений ……………………..19-24
2.2. Бюджетные правоотношения.………………………………………...25-32
2.3. Налоговые правоотношения.…………………………………………33-38
Заключение………………………..………………………………………...39-40
Библиографический список…………….………………………………...41-42
В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.
Между процессуальными и
материальными финансовыми
Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права. По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения: а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю; б) бюджетные; в) по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий; г) налоговые; д) по неналоговым доходам; е) по государственному внутреннему долгу; ж) по сметно-бюджетному финансированию; з) по государственному внебюджетному финансированию; и) по государственному страхованию; к) по денежному обращению и расчетам; л) по валютному регулированию.
Финансовые правоотношения
могут быть также подразделены на
имущественные и
К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и внебюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др.
К неимущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.
Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные.
Простые финансовые правоотношения
характеризуются тем, что их содержание
состоит из одного права и одной обязанности.
В сложных финансовых правоотношениях
содержание состоит из нескольких взаимосвязанных
субъективных прав и обязанностей. Простые финансовые
правоотношения в чистом виде, т.е. не как
элемент сложного финансового правоотношения,
встречаются в финансовом праве, как и
в других отраслях права, сравнительно
редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение
по установлению налогов. Здесь праву государства
в лице представительного органа власти
на установление налога корреспондирует
обязанность не препятствовать его осуществлению.
Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.
Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотношения в системе сложного, прежде всего, осуществляется непосредственное движение денежных средств, т.е. собирание, распределение и использование государством и муниципальными образованиями.
Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления — на двусторонние и многосторонние.
Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения.
В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю.
Большинство финансовых правоотношений — двусторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является Главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей стороной является банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения22.
2.2.Бюджетные правоотношения.
Использование бюджета в
социально-экономическом
Таким образом, бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования фондов бюджетной системы РФ, составляют предмет бюджетного права. Круг этих отношений достаточно широк. К ним, например, относятся отношения, связанные со следующим:
Каждая из указанных групп бюджетных отношений включает совокупность более конкретных отношений, причем все они взаимосвязаны. Например, не могут реализовываться отношения по установлению структуры доходов и расходов бюджетной системы без отношений по установлению самой этой системы. В свою очередь, и те и другие отношения не могут быть реализованы без определения компетенции государственных органов по установлению бюджетной системы и структуры доходов и расходов бюджета соответствующего уровня.
Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями.
Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Они возникают в процессе бюджетной деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и исполнению бюджетов. Особенность бюджетных правоотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений23.
Основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений предусмотрены в бюджетном законодательстве. Бюджетные правоотношения и составляют предмет правового регулирования бюджетного права.
Согласно положениям ст. 1 БК РФ24 по своей правовой природе, сущности и значению эти правовые отношения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера, представляющие собой совокупность следующих правовых отношений, возникающих:
-между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
-между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля над их исполнением;
-в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.
Любые правовые отношения
в юридической науке
Под составом каждого конкретного бюджетного правоотношения понимается совокупность его участников — субъектов бюджетных правоотношений (налогоплательщиков, бюджетных органов и т.д.). В соответствии с системным подходом их права и обязанности в составе бюджетного правоотношения выступают в качестве юридических свойств этих участников.
Под структурой бюджетных правоотношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру бюджетных правоотношений, как, впрочем, и любых правовых отношений, образуют следующие три элемента: 1) субъекты правоотношения, 2) содержание правоотношения и 3) объект правоотношения25.
Субъект бюджетного правоотношения — это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения.
Субъекты бюджетных
К первой группе относятся Российская
Федерация, республики в составе Российской
Федерации, автономная область, автономные
округа, края, области, города, районы,
села и поселки. Законодательство закрепляет
право на государственный или местный
бюджет именно за этими субъектами, а не
за государственными органами, что выражает
принцип народовластия, закрепленный
в Конституции РФ. В связи с правом на самостоятельный
бюджет они обладают комплексом прав на
получение определенных бюджетных доходов
и использование их для социально-экономического
развития соответствующей территории.
Государство, национально-государственные
и административно-
Ко второй группе
субъектов бюджетных правоотношений относятся
представительные и исполнительные органы
власти разных уровней: Правительство
РФ; правительства республик в составе
Российской Федерации; администрация
соответствующих государственных административно-