Государственное регулирование финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

При реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Изучить понятие «финансовый рынок», его сущность и виды;
Рассмотреть основные функции финансового рынка;
Показать необходимость государственного регулирования финансовых рынков;
Рассмотреть основные модели регулирования финансовых рынков;
Изучить основные органы государственного регулирования финансовых рынков;
Дать характеристику современному состоянию государственного регулирования кредитного, валютного рынков и рынка ценных бумаг;
Сравнить эффективность государственного регулирования финансового рынка до и после Мирового финансового кризиса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие «финансовый рынок», его сущность и элементы………………………………………………………………5
1.1 Характеристика и функции финансовых рынков……………….5
1.2 Виды государственного регулирования………………………..15
1.3 Органы государственного регулирования финансового рынка………………………………………………………………….18
Глава 2. Государственное регулирование финансовых рынков……………………………………………………………….25
2.1 Государственное регулирование кредитного рынка…………..25
2.2 Государственное регулирование валютного рынка…………...28
2.3 Государственное регулирование фондового рынка…………...31
Глава 3. Анализ эффективности государственного регулирования до и после Мирового финансового кризиса….34
3.1. Анализ эффективности государственного регулирования кредитного рынка……………………………………………………35
3.2. Анализ эффективности государственного регулирования валютного рынка…………………………………………………….38
3.3. Анализ эффективности государственного регулирования фондового рынка…………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

госрегфинрынкарф.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, стоит дать определение понятию «эффективность». Эффективность – это соотношение результата и затрат. Соответственно, чем выше данное соотношение – тем выше эффективность.

 

3.1 Анализ эффективности государственного регулирования кредитного рынка.

Основными показателями эффективности регулирования кредитного рынка являются: денежная база, величина кредитов, предоставленная банками страны, норма обязательного резерва, депозитный и денежный мультипликаторы.

«Денежная база - это сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном банке в качестве обязательных резервов. С помощью этих денег Центральный банк выполняет свои обязательства перед коммерческими банками и государственными органами. Эти деньги, поскольку они депонированы в Госбанк, прямо и непосредственно им контролируются». 

Данные об объеме денежной базы в Российской Федерации за периоды 2006-2007 и 2010-2011 гг. приведены в Таблице №1 и Таблице №2  (см. «Приложения»).

Стоит отметить, что за 2006 и 2007 гг. денежная база увеличилась на 87%, что может говорить о повышении количества денежных средств на руках у населения. В 2010 – 2011 гг. денежная база выросла на 52%. В целом объем денежной базы с 2006 по 2011 год вырос на 217%. Хотя и темпы роста денежной базы в 2010-2011 гг. не были такими высокими как в 2006-2007 гг., можно предположить, что население стало вкладывать свои наличные деньги в различные финансовые инструменты. Для того, чтобы понять, были ли наличные деньги вложены в такой финансовый инструмент как кредит, Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, за периоды 2006-2007 гг. и 2010-2011 гг.

 

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, млрд. рублей - всего21

2006

2007

2010

2011

6212

9218,2

19179,6

21537,3


 

Из данных таблицы видно, что объем предоставленных средств с 2006 до 2007 года увеличился на 48%. С 2010 до 2011 года данный показатель вырос незначительно, всего на 12%. Общее изменение предоставленных средств с 2006 по 2011 составило 246%. Это свидетельствует о том, что население стало больше доверять кредитно-денежной системе и активно вкладывать свои свободные денежные средства в финансовые инструменты.

Однако в период с 2010 по 2011 годы, когда объем денежной базы вырос на 52%, рост объема предоставленных средств оставил всего 12%, что говорит о недоверии населения к кредитно-денежной системе. На мой взгляд это вызвано нестабильной ситуацией на рынке во время Мирового финансового кризиса.

Норма обязательных резервов является очень важным показателем государственной политики на кредитном рынке. Данные по норме обязательных резервов за 2006-2007 и 2010-2011 гг. приведены в Таблице №3 и Таблице №4 (см. «Приложения»).

 

В докризисный период норма обязательных резервов колебалась в диапазоне от 3% до 4.5%. Во время кризиса норма обязательных резервов выросла и достигла 8.5% в рамках проводимой тогда антикризисной кредитно-денежной политики. После кризиса норма обязательных резервов достаточно быстро вернулась к своему докризисному значению, что говорит об эффективности действий Центрального банка РФ во время кризиса. По приведенным данным можно сказать, что политика государства по отношению к кредитным организациям не сильно изменилась. Если ЦБ РФ уменьшает норму обязательных резервов, то это приводит к повышению объема избыточных резервов банков, увеличивает их кредитоспособность, увеличивает уровень мультипликации депозитов. Соответственно увеличивается общий объем предложения денег.

Депозитный (или банковский) мультипликатор – это экономический коэффициент, который равен отношению денежной массы к денежной базе и показывающий степень роста денежной массы за счет кредитно-депозитных банковских операций. Соответственно, зная величину денежной массы и денежной базы можно посчитать депозитный мультипликатор.

Денежная масса, млрд. руб.22

2006

2007

2010

2011

8 970,7

12 869,0

20 011,9

24 483,1


 

Депозитный мультипликатор

2006

2007

2010

2011

2,988

3,204

3,551

3,595


 

Согласно полученным данным, самое низкое значение мультипликатора было в 2006 году. В 2010 и 2011 гг. значение мультипликатора практически совпадает. Полученные данные говорят о том, что в послекризисный период рост денежной массы происходит за счет кредитно-банковских операций в большей степени, чем в докризисный период.

В заключении анализа эффективности государственного регулирования кредитного рынка стоит отметить, что в настоящий момент роль кредитно-денежной системы значительно выросла. Увеличение инвестиций в такой финансовый инструмент как кредит во многом обусловлено грамотно продуманным государственным регулированием кредитного рынка. Мировой финансовый кризис поспособствовал дальнейшему развитию и усовершенствованию денежно-кредитной системы Российской Федерации.

 

3.2 Анализ эффективности государственного регулирования валютного рынка.

Основными показателями эффективности регулирования валютного рынка являются: торговый баланс Российской Федерации, степень доверия к валюте, движение капитала, ускорение или замедление интернациональных платежей.

Торговый баланс Российской Федерации во многом зависит от курса национальной валюты – рубля. Хорошо продуманная валютная политика может оказать положительное воздействие на торговый баланс страны. Для начала необходимо рассмотреть динамику курса национальной валюты до и после Мирового финансового кризиса.

До мирового финансового кризиса курс рубля постепенно снижался, и с отметки 28,7825 упал до отметки 24,5462 рубля за доллар США. Мировой финансовый кризис кардинально поменял ситуацию и в 2010 году курс рубля достиг отметки 31,7798, а в 2011 году был зафиксирован курс 32,6799 рублей за один американский доллар.

Ниже приведены данные по торговому балансу РФ в период с 2006 по 2007 гг. и с 2010 по 2011 гг.

 

 

Торговый баланс Российской Федерации, млрд. долл. США23

2006

2007

2010

2011

467,8

577,9

649,2

845,8


 

Из приведенных данных видно, что резко возросший курс рубля оказал положительное влияние на торговый баланс Российской Федерации.

Степень доверия к валюте так же является очень важным показателем хорошо продуманной валютной политики. На мой взгляд, степень доверия к валюте можно определить путем определения волатильности валюты. Слишком высокая волатильность валюты не является хорошим признаком, т.к. понижается ее инвестиционная привлекательность из-за увеличения рисков, поэтому валюта со средней волатильностью будет более привлекательной для инвесторов. Для определения волатильности рубля, сравним его максимальное и минимальное значение по отношению к американскому доллару до и после Мирового финансового кризиса.

Максимальное значение курса рубля до кризиса было равно 28,7825 рублей за доллар. Минимальное значение было достигнуто в 2007 году и оно было равно 24,2649. Соотношение максимального значения к минимальному равно 1,1861.

Максимальное значение курса рубля после кризиса было равно 32,6799 рублей за доллар. Минимальное значение, как и максимальное, было достигнуто в 2011 году и составило 27,2625 рублей за американский доллар. Соотношение максимального и минимального значения равно 1,1987.

Если сравнить полученные значения, то получится, что волатильность валюты была выше после Мирового финансового кризиса, чем до него. Возможно именно поэтому торговый баланс РФ возрос в докризисный период, не смотря на ослабление курса рубля.

Что касается движения капитала, то данный показатель является ключевым для определения инвестиционной привлекательности страны. Чем больше валюты вывозят – тем ниже инвестиционная привлекательность страны. Ниже предоставлена информация о ввозе/вывозе наличной иностранной валюты.

 

Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты уполномоченными банками, млн. долл. США (сальдо)24

2006

2007

2010

2011

-85,94

-7814,47

-9348,13

3801


 

Проанализировав данную информацию можно сказать, что инвестиционная привлекательности Российской Федерации была на достаточно низком уровне. Мировой финансовый кризис только усугубил ситуацию. Огромный отток капитала из страны в 2010 г., на мой взгляд, был обусловлен  последствиями Мирового финансового кризиса. Данный капитал был необходим для восстановления экономики США и Европейского союза. Однако уже в 2011 году мы видим абсолютно противоположную тенденцию, что говорит о грамотно проведенной финансовой политике по восстановлению экономики и возвращению ее на прежний уровень.

В заключении анализа эффективности государственного регулирования валютного рынка можно сказать, что государство провело максимально эффективную финансовую политику после Мирового финансового кризиса и вернуло экономику на прежний уровень. Стоит отметить грамотное использование шаткого положения экономики других крупных стран (таких как США) в свою пользу.

 

 

 

 

3.3 Анализ эффективности государственного регулирования фондового рынка.

 

Основными показателями эффективности государственного регулирования фондового рынка являются: уровень капитализации, фондовый индекс RTSI.

Капитализация фондового рынка – это показатель, характеризующий масштабы операций на фондовом рынке. Он определяется как суммарная рыночная стоимость обращающихся ценных бумаг.

Ниже приведены данные о капитализации фондового рынка Российской Федерации:

 

Капитализация фондового рынка Российской Федерации, млрд. долл. США.25

2006

2007

2010

2011

966

1329

960

885


 

В 2007 году капитализация фондового рынка Российской Федерации достигла своего пика и составила 1329 млрд. долл. США. В послекризисный период мы наблюдаем отток капитала из страны. Во многом это связано с излишней капитализации рынков во время  Мирового финансового кризиса. Но стоит отметить, что после кризиса российский фондовый рынок вернулся к значению 2006 года. Однако удержаться на данном уровне у него не получилось. В 2011 году капитализация фондового рынка упала до отметки 885 млрд. долл. США. Отрицательная динамика российского фондового рынка была во многом связана с политическими рисками, которые возникли в связи с декабрьскими выборами в Государственную Думу. В данной ситуации политика сыграла не на руку фондовому рынку.

Индекс РТС (RTSI) – это фондовый индекс, который является основным индикатором фондового рынка России. Его расчет производится на основе 50 ценных бумаг наиболее капитализированных российских компаний. В зависимости от величины данного индекса можно говорить о состоянии российской экономики.

Ниже приведены значения индекса РТС за 2006-2007 и 2010-2011 гг.

Значения индекса РТС26

2006

2007

2010

2011

1921,92

2290,51

1770,28

1381,87


 

В данном случае мы можем проследить взаимосвязь между капитализацией российского фондового рынка и индексом РТС. Своего пика он так же достиг в 2007 году, однако в послекризисный период его значение уменьшилось практически вдвое. Основной причиной данного спада, на мой взгляд, является нестабильное политическое положение страны на мировой арене в декабре 2011 года. Во время декабрьских митингов произошел достаточно серьезный отток капитала с фондового и валютного рынков.

В заключении анализа эффективности государственного регулирования фондового рынка можно сказать, что эффективность государственного регулирования после кризиса оказалась намного ниже, чем в докризисный период. Однако спад на российском фондовом рынке во многом обусловлен последствиями Мирового финансового кризиса и нестабильной политической ситуацией в стране.

 

В результате проведенного анализа эффективности государственного регулирования финансовых рынков, можно сделать следующий вывод: государственное регулирование экономики, которое осуществлялось с помощью воздействия на финансовые рынки, оказалось эффективнее после Мирового финансового кризиса, чем до него. Исключение составил лишь фондовый рынок, которые показал негативные результаты после кризиса. Однако показатели эффективности государственного регулирования фондового рынка, которые были рассмотрены мною, во многом зависели от общей ситуации в стране, что и сыграло свою роль. В связи с этим, гипотезу, которую я сформулировал в начале своей работы, я считаю подтвержденной.

Информация о работе Государственное регулирование финансовых рынков