Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2015 в 05:38, контрольная работа
По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
1. Государство и право в системе финансово-экономических отношений…...3
1.1. Государство и финансовые основы его функционирования………...3
1.2. Правовые формы и элементы финансово – экономических отношений……………………………………………………………………..7
1.3. Взаимодействие государства и права в финансово-экономической системе общества……………………………………………………………...9
2. Практическое задание………………………………………………………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государство и право в системе
финансово-экономических
1.2. Правовые формы и элементы
финансово – экономических
1.3. Взаимодействие государства и права в финансово-экономической
системе общества…………………………………………………………
2. Практическое задание…………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
1. Государство и право в системе финансово-экономических отношений
По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве до начала планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные источники доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из разных источников и по разным направлениям.
Так, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать бюджетные доходы и расходы на следующий год. Расходы и доходы государства в течение года могут быть осуществлены только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды денежных средств в строго определенные, заранее установленные соответствующим финансовым планом сроки, от определенных плательщиков, в определенном объеме. Таким образом, финансовая деятельность государства это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане.
Для того чтобы получить идеальный результат - получение баланса доходов и расходов государство постоянно занимается корреляцией при формировании фондов денежных средств, как по доходам, так и по расходам.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).
Представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.1
Правительства республик в составе РФ, автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления обеспечивают в пределах
своей компетенции руководство финансами
соответствующих национально-территориальных
и административно-
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
Основными целями в соответствии с Положением Министерство финансов Российской Федерации является: совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, контролирует все расчеты коммерческих банков. Таким образом, Центральный банк определяет политику государства в области денег и денежного обращения.
Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.
Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая включает в себя государственные налоговые инспекции и Министерство РФ по налогам и сборам. Таким образом, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Таким образом, федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).Но самостоятельность субъектов не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.
Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).
1.2. Правовые формы и
элементы финансово –
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. Они могут быть правовыми и неправовыми.
Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:
а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
б) подзаконные.
Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
В реализации финансовой политики государства играет большое значение финансовый механизм. Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма являются:
• финансовое планирование и прогнозирование;
• финансовые показатели, нормы, нормативы и лимиты;
• управление финансами;
• финансовые рычаги, стимулы и санкции;
• финансовый контроль;
• финансовое законодательство.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм - совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения. А также, развитие новых форм финансовых
1 ч. 1 ст. 114 Конституции РФ
Информация о работе Государство и право в системе финансово-экономических отношений