Историческое развитие государственных органов по гражданству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Объектом изучения является гражданство Российской Федерации. Предмет исследования прекращение гражданства в Российской Федерации.

Цели работы:

1.определить развитие института гражданства на основе изучения исторического опыта;
2.рассмотреть прекращение гражданства в соответствии с конституционно-правовым законодательством Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

моя КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОСТИТУЦИОННОСУ ПРАВУ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

  
 
 
 
 

 

Введение

Тема  гражданства в нашей стране  в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость  формирования нового гражданства в  России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.  Актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификой российской действительности. Гражданство относится к числу важнейших элементов института основных прав статуса человека и гражданина. Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека  всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для граждан. Человек должен уметь распоряжаться своими правами и обязанностями, правильно оформлять отношения с государством, приобретать или прекращать гражданство юридически и честно по отношению к себе и, непосредственно, к государству. Хочется верить, что наши граждане Российской Федерации будут чувствовать долг перед своей страной, которая, по крайней мере, даёт им от рождения статус гражданина России, но в тоже время даёт право менять и выбирать гражданство.  Так же если бы не новый закон «О гражданстве Российской Федерации» незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ  способствовали катастрофическому выезду российских граждан за её пределы на постоянное место жительства. После распада СССР это  приобретало  массовый и устойчивый характер.

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и законом о гражданстве  от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в статье 3 закона о гражданстве: «Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Правовой  характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство. Государство  регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивая  связь заключается в том, что  отношения гражданства носят  бессрочный характер. Как правило, они  длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства. Установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке.

Объектом  изучения является гражданство Российской Федерации. Предмет исследования прекращение гражданства в Российской Федерации.

 Цели работы:

  1. определить развитие института гражданства на основе изучения исторического опыта;
  2. рассмотреть прекращение гражданства в соответствии  с конституционно-правовым законодательством Российской Федерации.
 

Постановка  и решение следующих задач:

  1. изучить основания прекращения гражданства в Российской Федерации;
  2. исследовать способы прекращения гражданства;
  3. обозначить порядок утраты российского гражданства;
  4. найти основания для отказа в выходе из гражданства.
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Историческое  развитие  законодательства о гражданстве  в России.
    1. Российская  империя.

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство признавало:  природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей, инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом  равенстве граждан,  как уже было в значительном количестве развитых европейских стран. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года  не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации. 
 
 
 

    1. Первые  акты советской власти о вопросах гражданства.

Декрет  Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года упразднивший все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Декрет установил единый правовой статус для всего населения России – «граждан Российской Республики».1 Среди правовых актов РСФСР о вопросах гражданства особое место занимают Декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным  Советам.2 Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство»3, Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей».4Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.5 Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.

    1. Издание союзных актов

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность  к гражданству иностранного государства.6 Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики. Конституция 1924 г. закрепила нормы, в соответствии с которыми именно Союзу ССР предоставлялось право устанавливать отправные положения и принципы этой отрасли законодательства. Издание союзных актов о вопросах гражданства, носивших основополагающий характер, создавало соответствующую базу для законодательства союзных республик. В развитие указанных конституционных норм в СССР последовательно были приняты и действовали следующие союзные акты: Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.7, Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г.

    1. Конституция  СССР 1936 года.

 Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции закон «О гражданстве Союза ССР» от 19 августа 1938 года  закрепил ряд новых положений.8 Теперь  гражданами  СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и, не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном  законом порядке. Все лица, СССР признавались лицами без гражданства. Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

    1. Второй  закон «О гражданстве  СССР» 1978 года.

 Через 40 лет после принятия первого закона о гражданстве был принят второй – Закон СССР «О гражданстве СССР» 1978г., основанный на Конституции СССР 1977г. В Законе говорилось, что «гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения».9 В отличие от Закона 1938г., выделялись несколько способов сохранения гражданства СССР (при заключении и расторжении брака, проживании за границей), а также устанавливалась защита граждан государством. В Законе 1978г. обнаруживается более детальное структурирование, были выделены конкретные части, в которых рассматривались приобретение и утрата гражданства СССР, его восстановление, шесть статей было уделено гражданству детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении. Также было уделено внимание рассмотрению заявлений и представлений по вопросам гражданства, в том числе международным договорам.

    1. Начало  демократизации института гражданства.

Произошедшие  в СССР в 1990-х годах политико-правовые изменения обусловили изменение  союзного законодательства о гражданстве. Принятый 23 мая 1990г. Закон «О гражданстве  СССР» можно характеризовать  как начало демократизации правового регулирования института гражданства, в частности, было введено запрещение лишения человека гражданства. Это был последний закон, принятый в советские времена.

  1. Развитее  законодательства о  гражданстве в  Российской федерации.
    1. Начало  развития законодательства о гражданстве в Российской Федерации.

Распад  Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве. Вопрос этот чрезвычайно важен для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации. Российское законодательство о гражданстве начало свое развитие с Закона Российской Федерации № 1948-1 от 28 ноября 1991г. «О гражданстве Российской Федерации».10 Принятый сразу после распада СССР, в условиях становления российской государственности, Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991г. обеспечил решение основной проблемы переходного периода – закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации, как граждан суверенной России, учел возникшие новые взаимоотношения с независимыми государствами бывшего СССР и предоставил возможность бывшим гражданам СССР реализовать свои права на гражданство в Российской Федерации. Закон Российской Федерации " О гражданстве Российской Федерации" определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся  в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства, образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства  лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом  оформлении отношений гражданства.

    1. Проблемы  законодательства о  гражданстве в  Российской Федерации.
 

 Законодательство  в сфере гражданства за десятилетний период претерпело существенные изменения, учитывающие как внутренние политико-правовые, социально-экономические, так и международные.  Принятие в 2002 году Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» свидетельствует о стремлении к укреплению российской государственности и сбалансированном сочетании интересов государства с правами и свободами человека. Вместе с тем новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» не решил всех проблем в сфере гражданства. Несмотря на то, что новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» решил многие проблемы и фактически вывел на новый уровень законодательное решение вопросов, многое еще предстоит сделать. Так, представляется необходимой оптимизация процесса реализации заключенных в рамках СНГ договоров и соглашений, регулирующих вопросы правового статуса граждан государств-участников, а также вопросы приобретения гражданами гражданства других государств, участников соглашений. Некоторые подписанные Российской Федерацией конвенции в рамках СНГ носят декларативный характер, в том числе и по причине недостаточно отработанных механизмов ответственности и контроля над их исполнением. Не способствуют реализации на практике международных норм, регулирующих вопросы гражданства, и большие задержки в сроках ратификации международных соглашений Государственной Думой Российской Федерации. Изменения в государственно-правовой природе института российского гражданства, его правовом регулировании затрагивают вопросы, тесно связанные с институтом гражданства: соотечественники, беженцы, переселенцы, иностранные рабочие, – обусловливая необходимость и их правового изменения. Важнейшей задачей в настоящее время является приведение законодательства о гражданстве в соответствие с Конституцией РФ, а также решение вопросов о гражданстве республик в составе России на законодательном уровне и о двойном гражданстве.

Информация о работе Историческое развитие государственных органов по гражданству