Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……....3
Глава 1. Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления………………………………………….5
1.1.Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства…………………………………………………………………........5
1.2.Принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления……………………………………………………19
1.3.Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………….……33

Вложенные файлы: 1 файл

ФИН.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

Кафедра административного права и таможенного дела

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине «  Финансовое право»

на тему: «Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент

группа № ЮС-10-2

Шарыпова Д.А.

№ зачётной книжки 211606

Проверил:_____________

 

 

 

 

 

 

Чита

2012

Введение…………………………………………………………………..……....3

Глава 1. Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления………………………………………….5

1.1.Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства…………………………………………………………………........5

1.2.Принципы финансовой  деятельности государства и органов  местного самоуправления……………………………………………………19

1.3.Правовые формы финансовой  деятельности государства и органов  местного самоуправления……………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………..32

Список использованной литературы…………………………………….……33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Источниками финансового  права являются законы и иные нормативные  акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления.

В совокупности все эти  акты составляют финансовое законодательство.

Основой всех источников финансового права являются Конституция  РФ, конституционные акты субъектов  Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства.

Бюджетный и Налоговый  кодексы – основополагающие нормативные  акты в области финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства регулируется, кроме  того, специальными законами, касающимися  той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Нормы финансового права  содержатся и в подзаконных актах  органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления  Правительства РФ.

Немаловажную роль в  регулировании финансовой деятельности государства играют приказы и  инструкции Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, телеграммы Центрального банка РФ. Нормативными актами являются также соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам.

К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и другими государствами. В соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

Глава 1. Конституционные  принципы финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления.

 

1.1.Органы, осуществляющие  финансовую деятельность государства.

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью. Их относят к органам общей компетенции в финансовой сфере. Среди них – высшие представительные и исполнительные органы государственной власти, субъектов РФ, муниципальных образований, судебные органы, для которых финансовая деятельность является необязательной.

Представительные органы в лице Совета Федерации и Государственной  Думы Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Президент РФ как глава  государства обеспечивает в области  финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти исходя из положений Конституции  РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы  и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной  и денежной политики, обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета Российской Федерации, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Правительства республик  в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции  руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований.

Финансовую деятельность государства осуществляют и судебные органы. Судебные органы участвуют  в финансовой деятельности как в  процессе создания фондов денежных средств (например, взимание, государственной пошлины в соответствии с НК РФ при рассмотрении в определенных случаях исковых заявлений и жалоб), так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится из федерального бюджета.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, созданы специальные органы государственного управления:

• Министерство финансов РФ;

• Федеральное казначейство (федеральная служба);

• Федеральная налоговая служба РФ;

• Центральный банк РФ (Банк России).

Систему финансовых органов специальной  компетенции возглавляет Министерство финансов РФ.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере: бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329). Для реализации названных целей данное Министерство наделено определенными полномочиями.

Оно вносит в Правительство  РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется  решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к ведению Министерства финансов РФ, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие:

• порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;

• порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

• формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

• формы таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

• максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;

• порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

• формы требования об уплате таможенных платежей;

• порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи министерству информации из государственной долговой книги субъекта РФ и муниципальной долговой книги;

• порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств;

• отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

• стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ и муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске названных ценных бумаг и в отчете об итогах их эмиссии;

• условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

• порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

• порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

• акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

• формы и сроки представления отчетности о лотереях;

• требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков;

• нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.

Помимо этого Министерство финансов РФ осуществляет: составление  проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ; методическое руководство в области бюджетного планирования, направленное на повышение результативности бюджетных расходов; организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора; заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; обеспечение предоставления бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов; организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов и т. п. Также данное Министерство обобщает практику применения законодательства страны и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Информация о работе Конституционные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления