Таким образом, законы, иные
нормативные правовые акты, договоры или
соглашения порождают расходные обязательства
публично-правового образования, которые
посредством включения их в закон (решение)
о бюджете трансформируются в бюджетные
обязательства. Исполняются расходные
обязательства публично-правовых образований
в очередном финансовом году и плановом
периоде за счет средств бюджетов, однако
Бюджетным кодексом, в частности п. 6 ст. 192 БК РФ, допускается исключение:
если в очередном финансовом году и плановом
периоде общего объема расходов федерального
бюджета недостаточно для финансового
обеспечения установленных законодательством
РФ расходных обязательств РФ, то Правительство
РФ вносит в Государственную Думу проекты
федеральных законов об изменении сроков
вступления в силу (приостановления действия)
в очередном финансовом году и плановом
периоде отдельных положений федеральных
законов, не обеспеченных источниками
финансирования в очередном финансовом
году и (или) плановом периоде.
Все расходы бюджета осуществляются
в соответствии с законом (решением) о
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период, и выделение денежных
средств из бюджета в порядке расходования
невозможно вне правового оформления.
Закон (решение) о бюджете на очередной
финансовый год и плановый период создает
надлежащие финансовые условия для реализации
норм, закрепленных в иных нормативных
актах, изданных до его принятия и предусматривающих
расходные обязательства публично-правового
образования, т.е. предполагающих предоставление
каких-либо средств и материальных гарантий, и обусловливает необходимость
расходов.
Расходы бюджетов бюджетной
системы осуществляются посредством определения
в законе (решение) о бюджете на очередной
финансовый год размера бюджетных ассигнований
для исполнения бюджетных обязательств.
В соответствии с действующим бюджетным
законодательством размеры бюджетных
ассигнований устанавливаются только
на очередной финансовый год для исполнения
бюджетных обязательств.
Статьи 69, 69.1 БК РФ определяют виды бюджетных
ассигнований.
Кассовое обслуживание исполнения
бюджетов бюджетной системы по доходам
и расходам осуществляется Федеральным
казначейством и его территориальными
органами.
Средства бюджетов предоставляются
фактическим получателям бюджетных средств
на безвозмездной и безвозвратной основе,
но при условии их целевого использования.
Задание 2. Назовите формы расходования
бюджетных средств. Укажите условия предоставления
субвенций, дотаций и субсидий их федерального
бюджета бюджету другого уровня.
Формы расходования бюджетных
средств:
Предоставление
бюджетных средств осуществляется в формах:
ассигнований на содержание
бюджетных учреждений;
средств на оплату товаров,
работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами
по государственным или муниципальным контрактам;
трансфертов населению, включающих
в себя ассигнования на реализацию органами
местного самоуправления обязательных
выплат населению, установленных законодательством
Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
ассигнований на осуществление
отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти;
ассигнований на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти,
приводящих к увеличению бюджетных расходов
или уменьшению бюджетных доходов;
бюджетных кредитов юридическим
лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки
и рассрочки по уплате налогов и платежей
и других обязательств);
субвенций и субсидий физическим
и юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы
действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
бюджетных ссуд, дотаций, субвенций
и субсидий бюджетам других уровней бюджетной
системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание и погашение
долговых обязательств, в том числе государственных
или муниципальных гарантий.
Условия предоставления субвенций,
дотаций и субсидий их федерального бюджета
бюджету другого уровня:
Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации на безвозмездной
и безвозвратной основе.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на осуществление
определенных целевых расходов (ст. 5 БК
РФ).
В отличие от дотации субвенция предоставляется
на финансирование конкретного мероприятия
в течение определенного срока и в случае
неиспользования ее в срок или использования
не по назначению, подлежит возврату предоставившему
ее органу. При нарушении условий предоставления
и использования субвенций их выделение
прекращается.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ, физическому или юридическому лицу
на условиях долевого финансирования
целевых расходов (ст. 5 БК РФ).
Субсидию объединяет с субвенцией то,
что оба вида предоставления денежных
средств носит целевой характер, а также
то, что они осуществляются на безвозвратной
и безвозмездной основе. Однако субсидия
выражает долевое участие вышестоящего
бюджета в финансировании того или иного
мероприятия или бюджетной программы
нижестоящего звена бюджетной системы,
т. е. в данном случае часть расходов будет
покрываться вышестоящим бюджетом, а часть
- нижестоящим.
Задание 3. Укажите основные направления
расходования бюджетных средств предприятиями
(организациями), относящимися к категории
бюджетных учреждений.
Расходы бюджетов представляют
собой сложившийся механизм отношений,
способов и приемов, благодаря которым
средства из них поступают по своему назначению.
Это — именно то свойство бюджетов, с помощью
которого реализуются цели всей бюджетной
деятельности. Основным потоком расходования
средств из бюджетов является режим финансирования.
В этом случае бюджетные средства расходуются
на обеспечение самого государства, бюджетных
учреждений, а также для финансовой поддержки
ряда отраслей народного хозяйства с целью
воздействия на макроэкономические пропорции
в экономике и другие задачи.
Одним из серьезных недостатков
действующей бюджетной системы следует
назвать неэффективный контроль за расходованием
средств из бюджетов всех уровней. К числу
недостатков в этой области относится
и финансирование бюджетных расходов
методом взаимозачетов, а также платежными
средствами различной степени ликвидности,
что приводит к недофинансированию отдельных
получателей бюджетных средств. Негативно
сказывается сохраняющаяся практика неэффективных
расходов, по сути ненужных с точки зрения
интересов общества и государства. Поэтому
Правительство РФ ставит перед собой задачу
инвентаризации и сокращения государственных
расходов при условии полного выполнения
бюджетных обязательств.
Задание 4. Сформулируйте основные принципы
распределения расходов между уровнями
бюджетной системы. Назовите расходы,
финансируемые исключительно из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской
Федерации.
Принцип разграничения
расходов между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации означает закрепление
соответствующих видов доходов (полностью
или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения
строятся на основе определенных принципов:
1. Закрепление за каждым уровнем бюджетной
системы расходов в соответствии с выполняемыми
функциями органов государственной и
местной власти. Закрепление это осуществляется
на основе распределения расходных полномочий.
2. Разграничение и закрепление на постоянной
основе собственных доходов бюджетов,
а также распределение по временным нормативам
регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы.
3. Принцип равенства бюджетных прав федеральных,
региональных и местных образований по
формированию и использованию соответствующих
бюджетов.
4. Равенство всех бюджетов РФ между собой
и во взаимоотношениях между собой.
5. Выравнивание уровня минимальной бюджетной
обеспеченности субъектов РФ и муниципальных
образований (по уровню доходов на одного
жителя).
Статья 84. Расходы, финансируемые
исключительно из федерального бюджета
Исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие функциональные
виды расходов:
*обеспечение деятельности Президента
Российской Федерации, Федерального Собрания
Российской Федерации, Счетной палаты
Российской Федерации, Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов, другие расходы на общегосударственное
управление по перечню, определяемому
при утверждении федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год;
*функционирование федеральной судебной
системы;
*осуществление международной деятельности
в общефедеральных интересах (финансовое
обеспечение реализации межгосударственных
соглашений и соглашений с международными
финансовыми организациями, международного
культурного, научного и информационного
сотрудничества федеральных органов исполнительной
власти, взносы Российской Федерации в
международные организации, другие расходы
в области международного сотрудничества,
определяемые при утверждении федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год);
*национальная оборона и обеспечение
безопасности государства, осуществление
конверсии оборонных отраслей промышленности;
*фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу;
*государственная поддержка железнодорожного,
воздушного и морского транспорта;
*государственная поддержка атомной
энергетики;
*ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий федерального
масштаба;
*исследование и использование космического
пространства;
*содержание учреждений, находящихся
в федеральной собственности или в ведении
органов государственной власти Российской
Федерации;
*формирование федеральной собственности;
*обслуживание и погашение государственного
долга Российской Федерации;
*компенсация государственным внебюджетным
фондам расходов на выплату государственных
пенсий и пособий, других социальных выплат,
подлежащих финансированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации
за счет средств федерального бюджета;
*пополнение государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных камней,
государственного материального резерва;
*проведение выборов и референдумов Российской
Федерации;
*федеральная инвестиционная программа;
*обеспечение реализации решений федеральных
органов государственной власти, приведших
к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов бюджетов других уровней;
*обеспечение осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых
на другие уровни власти;
*финансовая поддержка субъектов Российской
Федерации;
*официальный статистический учет;
*прочие расходы.
Статья 85. Расходы, совместно
финансируемые из бюджетов Российской
Федерации, бюджетов субъектов Российской
Федерации и бюджетов муниципальных образований
1. Совместно за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации
и средств местных бюджетов
финансируются следующие функциональные
виды расходов:
*государственная поддержка отраслей
промышленности (за исключением атомной
энергетики), строительства и строительной
индустрии, сельского хозяйства, автомобильного
и речного транспорта, связи и дорожного
хозяйства, метрополитенов;
*обеспечение правоохранительной деятельности;
*обеспечение противопожарной безопасности;