Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:21, контрольная работа
1) Понятие финансового права как отрасли права. Соотношение финансового права с иными правовыми отраслями.
2) Правовой статус и функции Центрального Банка РФ (Банка России). Его органы управления.
1) Понятие
финансового права как отрасли права.
Соотношение финансового права с иными
правовыми отраслями.
Финансовое право, являясь самостоятельной отраслью российского права, по своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предметом
финансового права являются
общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления государством
финансовой деятельности, то есть деятельности
по образованию, распределению и использованию
фондов денежных средств. Эти отношения
отличаются большим разнообразием по
своему содержанию и по кругу их участников.
Главная особенность общественных отношений,
являющихся предметом финансового права,
состоит в том, что одной из сторон всегда
выступает государство или его орган.
Основной метод финансово-правового регулирования
- государственно-властные предписания
одним участникам финансовых отношений
со стороны других, выступающих от имени
государства и наделенных в связи с этим
соответствующими полномочиями. В финансовом
праве этот метод имеет специфику в своем
конкретном содержании, а также в круге
органов, уполномоченных государством
на властные действия. Главный источник финансового
права - Конституция РФ. Конституция включает
основные принципиальные положения финансового
права, поэтому нормы Конституции (Основного
Закона) имеют высшую силу.
Важнейшее значение среди источников
права имеет закон и прежде всего закон
о государственном бюджете. Закон о государственном
бюджете устанавливает объем поступающих
на счет государства средств и цели их
расходования. Источниками финансового
права являются также многочисленные
федеральные законы, регулирующие различные
виды финансовых отношений. Нормы финансового
права содержатся в указах Президента
РФ, в соответствующих постановлениях
и распоряжениях правительства РФ.
Норма
права - общеобязательное правило поведения,
установленное или санкционированное
государством и обеспеченное его принудительной
силой. Формой существования нормы права
являются соответствующие нормативно-правовые
акты, а также иные источники права. Виды
норм права зависят от основания их классификации,
каждая предписывает лицам определенную
форму поведения. Она или обязывает, или
запрещает, или уполномочивает (дозволяет)
совершать или воздерживаться от совершения
определенных поступков. В связи с таким
подходом к нормам права, их можно классифицировать
на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие – это нормы
права, предписывающие лицам совершать
определенные положительные действия.
Запрещающие – юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них.
Уполномочивающие
— нормы права, которые
Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые
в процессе финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления, которые
содержат конкретные задания в области
финансов на определенный период, т. е.
являются планами по мобилизации, распределению
и использованию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов
обусловлено действием принципа плановости
в процессе образования, распределения
и использования финансовых ресурсов
в соответствии с программами и планами
экономического и социального развития.
Они получают свое юридическое оформление
в актах соответствующих государственных
органов. Так, федеральный бюджет утверждается
законом РФ, смета учреждения — министерством,
которому это учреждение подчинено. Утвержденный
в установленном порядке финансово-плановый
акт регулирует финансовые отношения
и вызывает юридические последствия, как
любой финансово-правовой акт.
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. Поскольку финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которым регулируется организация и деятельность государства в целом. Связь между этими отраслями права существует и по видам государственной деятельности, на которые распространяется их действие. По методу правового регулирования финансовое право совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отношения, их специфика определяет особенности применения административно-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. Государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Основные
критерии и предпосылки выделения
финансового права в самостоятельную
отрасль права указаны в рис. 1.
2) Правовой
статус и функции Центрального Банка РФ
(Банка России). Его органы управления.
Центральный банк Российской Федерации – главный банк государства. Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:
Высшим
органом Банка России является Совет
директоров - коллегиальный орган, определяющий
основные направления деятельности и
осуществляющий руководство и управление
Банком России. Состав Совета директоров:
Председатель Банка России и 12 членов,
срок полномочий членов Совета директоров
составляет 4 года. Председателя ЦБ РФ
назначает Государственная Дума по представлению
Президента РФ. При Банке России действует
Национальный банковский совет, состоящий
из Председателя Банка России, представителей
Государственной Думы, Президента РФ,
Правительства РФ, всего 12 человек. Банк
России представляет собой единую централизованную
систему с вертикальной структурой управления.
Рис. 1.
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"