Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа
Финансовое ведомство всегда играло важнейшую роль в судьбе нашего государства. История Минфина России показывает, что сложные проблемы в развитии экономики и всего общества могут быть решены только при правильном выборе финансовой политики, путем разумных компромиссов между интересами разных социальных групп, в создаваемой общей атмосфере взаимного доверия деловых, политических и других общественных кругов.
Введение……..…………………………………..…………..………….............3
I. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ………………………………….....................….5
1.1.Основные задачи, функции и права министерства финансов….....5
II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА………………….………………………....…..............….11
2.1. Структура Министерства финансов….………………….…....….11
2.2. Этапы формирования системы финансового контроля ….….….14
2.3. Полномочия Министерства финансов в осуществлении
финансового контроля…….......................................…...................16
Заключение……………………………………..……………………...............18
Список литературы……………..………………………………......................19
2.2. Этапы формирования системы финансового контроля
Основные этапы формирования системы финансового контроля:
1.
Указом Александра I от 20 февраля
1809 года в составе
2. Согласно манифесту Александра I от 28 января 1811 года Государственная экспедиция для ревизии счетов вошла в состав Департамента ревизии государственных счетов по гражданской части вновь образованного Главного управления ревизии государственных счетов.
3.
Указом от 30 декабря 1836 года Главное
управление ревизии
4. В 1852 году в структуре Госконтроля создается единая бухгалтерия, в задачи которой входили проведение документальных ревизий денежных оборотов, осуществление внезапных проверок кассы Главного казначейства и его отделений, проверка финансовых смет и отчетов об их исполнении.
5.
С 1884 года в компетенцию
6. 28 апреля 1892 г. было утверждено новое Положение о Государственном контроле, которое уточнило его функции и организационную структуру.
7.
В 1901 году Госконтролю придаются
функции ревизии расходов
8.
С образованием в октябре 1905
года Совета министров
К началу XX века функция государственного финансового контроля в России была централизована и организационно оформлена. Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности в рамках своей компетенции.
9. В марте 1918 года Государственный контроль был упразднен.
К моменту распада Советского Союза система государственного финансового контроля состояла из следующих основных элементов:
1.
Ведущая роль в
2. Другими важными элементами системы контроля в СССР были органы народного контроля, которые сочетали в себе государственный и общественный контроль.
3.
Основная нагрузка в сфере
бюджетно-финансового контроля
4. На уровне СССР и республик в рамках министерств финансов существовали специальные контрольные органы – контрольно-ревизионные управления, (КРУ).
5.
На уровне административно-
Систему финансового контроля до 1991 года имела следующую особенность – значительная централизация финансового контроля со стороны общегосударственных органов.
К
числу основных недостатков относится
отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной
работе, которое нередко порождало параллелизм
в ее осуществлении и вело к распылению
сил органов контроля, мешало оперативной
деятельности предприятий.10
2.3.
Полномочия Министерства
финансов в осуществлении
Министерство
финансов РФ занимает важнейшее место
в системе финансового
Минфин осуществляет финансовый контроль за:
В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.12
Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.13
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.14
Однако,
принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный
кодекс, отметим, что на Минфин возложено
осуществление финансового контроля за
исполнением бюджетов субъектов российской
Федерации и местных бюджетов, если субъект
Российской Федерации получает помощь
в объеме свыше 50% расходов его консолидированного
бюджета. Назначается ревизия и исполнение
бюджета субъекта Федерации переходит
под контроль Минфина и в случаях, когда
субъект не в состоянии обеспечить обслуживание
и погашение своих долговых обязательств.15
Заключение
Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения. Эти изменения также затрагивают и систему контрольных органов.
Среди всего многообразия органов, осуществляющих финансовый контроль, выделяется Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Прежде всего, Минфин осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, а также контролирует направление и использование государственных инвестиций.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета и др. полномочия.
Минфин
осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительно
власти, органами исполнительной власти
субъектов, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными
организациями.
Список литературы
I. Нормативно-правовые акты:
II. Дополнительная литература:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003 г. – 687 с.
2. Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2004. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.
3. Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М. Учебник. –М.: Финансы. 2001 г.
4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 600 с.
5. Minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов.
6. Финансы. Учебник/ ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. – Спб.: 2002.
7. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.