Лицензирование и саморегулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Выделяются две группы норм, регулирующих отношения в сфере лицензирования. Отмечается, что при
лицензировании контролируется не сама деятельность управляемых субъектов и ее результаты, а наличие правильно оформленных документов на нее (лицензии), т. е. осуществляется контроль при входе на рынок, а не текущий контроль на самом рынке, что, по мнению автора, еще больше бюрократизирует лицензионную систему.
Предлагается к внедрению принцип «свободного входа и полной ответственности за недобросовестное поведение на рынке».
Утверждается, что, несмотря на отсутствие наработанных механизмов внесудебного урегулирования споров в рамках саморегулируемых организаций, механизм обязательного саморегулирования заменил неэффективную во многих случаях систему лицензирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Лицензирование и саморегулирование.docx

— 36.95 Кб (Скачать файл)

правильно оформленных документов на нее (лицензии). Иными словами,

84

осуществляется контроль при входе на рынок, а не текущий контроль на самом

рынке, что еще больше бюрократизирует лицензионную систему. В современную

российскую практику необходимо внедрять принцип «свободного

входа и полной ответственности за недобросовестное поведение на рынке».

Следовательно, возможно сделать следующие выводы:

- контроль при входе  на рынок должен уступить место  текущему

контролю на рынке;

- необходимость наличия  и правильности оформления документов, необходимых

для ведения той или иной деятельности, должна быть заменена

на контроль самой деятельности, реального качества товаров и реального поведения

предпринимателей на рынке.

В связи с тем, что перечень лицензируемых видов деятельности все

еще содержит виды деятельности, регулирование которых возможно осуществлять

иными формами регулирования (например, деятельность юридических

лиц, которая непосредственно связана с обеспечением авиационной

безопасности, подлежит обязательной сертификации), указанный

перечень предполагается сократить за счет исключения таких видов деятельности.

Отмена лицензирования будет сопровождаться одновременным переходом

к иным формам регулирования, в том числе к уведомительному порядку

начала предпринимательской деятельности и саморегулированию.

В последние годы все чаще обсуждаются вопросы саморегулирования

бизнеса как способа повышения эффективности регулирования рынков и

развития экономики страны. Государственное регулирование постепенно во

многом заменяется саморегулированием. При этом саморегулирование - новое

для нашего государства явление.

Вопросы саморегулирования в России приобрели большую актуальность

в связи с нарастающей тенденцией снижения административных барьеров,

которая берет свое начало с 2003 года и связана с проведением административной

реформы в России.

Вслед за этим получили развитие как добровольные, так и делегированные

формы саморегулирования, предполагающие обязательное членство

(СРО арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное

членство с эксклюзивными правами (СРО профессиональных участников

рынка ценных бумаг, управляющих компаний) либо ослаблением государственного

регулирования (СРО, объединяющие негосударственные пенсионные

фонды).

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях

» [2] (далее - Закон о саморегулируемых организациях) был принят

уже тогда, когда в России активно функционировали саморегулируемые

организации различных видов, в том числе профессиональных участников

рынка ценных бумаг, арбитражных управляющих и др.

С принятием этого закона в Российской Федерации создана правовая

и экономическая основа саморегулирования, определены порядок создания

и осуществления деятельности саморегулируемых организаций в различных

сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.

Согласно Закону о саморегулируемых организациях под саморегулированием

понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая

субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности,

содержанием которой являются разработка и установление стандартов

и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением

требований установленных стандартов и правил.

Законом определены основные квалифицирующие признаки саморегу-

лируемых организаций:

1. Принцип достаточного  представительства субъектов предпринимательской

(не менее 25) или профессиональной  деятельности (не менее 100).

2. Наличие стандартов  предпринимательской и (или) профессиональной

деятельности, обязательных для соблюдения членами саморегули-

руемой организации, и контроль за их исполнением членами саморегулиру-

емой организации.

3. Применение механизмов  имущественной ответственности  за ущерб,

причиненный третьим лицам.

Помимо общего Закона о саморегулируемых организациях законодательство

Российской Федерации содержит целый ряд нормативных правовых

актов, затрагивающих вопросы саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской

и профессиональной деятельности. Положения специальных

(отраслевых) законов могут  определять те или иные особенности  СРО в

отдельных отраслях, учитывать специфику таких отраслей, однако существующий

опыт нормативного регулирования показывает, что нормы специальных

законов иной раз столь специфичны, что входят в прямой конфликт с

нормами общего закона.

Отрасли, для которых в отдельных отраслевых законах описаны специфические

требования к саморегулируемым организациям, могут быть сгруппированы

следующим образом:

1. Сферы, в которых предусмотрено  обязательное членство участников

профессиональной или предпринимательской деятельности в СРО, в том

числе:

- деятельность арбитражных  управляющих; аудиторская деятельность;

кредитная кооперация; оценочная деятельность;

- деятельность ревизионных  союзов сельскохозяйственных кооперативов;

- инженерные изыскания;

- архитектурно-строительное  проектирование; строительство;

- деятельность в области  энергетического обследования; теплоснабжение.

2. Сферы, в которых специальными законам предусмотрена возможность

создания СРО, но членство в таких организациях не является обязательным,

в том числе:

- профессиональная деятельность  участников рынка ценных бумаг;

- деятельность негосударственных  пенсионных фондов;

- кадастровая деятельность;

- рекламная деятельность;

- деятельность жилищных  накопительных кооперативов;

- деятельность патентных  поверенных;

- медиация.

Кроме того, отдельно следует выделить сферы профессиональной деятельности,

в которых действующим законодательством предусмотрено обязательное

членство участников в специализированных объединениях, однако

такие объединения не имеют статуса саморегулируемых организаций (например,

нотариат и адвокатура).

Саморегулирование по своей природе является видом регулирования,

противоположным государственному регулированию, и не является частью

последнего. Взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования

может происходить следующим образом:

- саморегулирование всегда  осуществляется в рамках действующего  законодательства

и является легитимным;

- саморегулирование может  фактически замещать государственное  регулирование

в определенных сферах;

- нормы саморегулирования  могут дополнять и конкретизировать  действующее

законодательство;

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития

- нормы саморегулирования  могут в некоторых случаях  ужесточать требования

к участникам рынка по сравнению с требованиями законодательства

[5, 8].

Саморегулируемые организации представляют собой структуры, наделенные

сходным с органами государственной власти функционалом, но не

дублирующие, а замещающие или «вспомогательные».

Содержанием саморегулирования является основанное на нормах федерального

законодательства регулирование отношений в отдельных сферах

экономической деятельности, осуществляемое на основе самоорганизации,

т. е. без непосредственного вмешательства государства. Оперативное вмешательство

государства заменяется нормативным правовым регулированием и

контролем за соблюдением норм законодательства создаваемыми саморегу-

лируемыми организациями. При этом существенно сокращаются государственные

расходы на регулирование и контроль в соответствующих сферах

деятельности, повышается общая эффективность государственного управления

за счет замены оперативного контроля за предпринимательской или

профессиональной деятельностью на законодательное регулирование и сокращения

числа управленческих связей - объектом регулирования и контроля

становится одна или несколько саморегулируемых организаций, а не бесчисленное

множество субъектов профессиональной и предпринимательской

деятельности.

При существовании достаточно ограниченного круга различных форм

саморегулирования вопросам создания саморегулируемых организаций посвящен

отдельный «общий» закон, устанавливающий основные принципы

создания и функционирования саморегулируемых организаций, а также

многочисленные нормы специальных законов, регулирующих деятельность

СРО в отдельных отраслях экономики.

В качестве одной из основных проблем в регламентации саморегулирования

можно назвать отсутствие единой модели регулирования.

Представляется, что базовые принципы создания саморегулируемой

организации, признания ее статуса государством, формирования внутренней

структуры, а также функционал саморегулируемой организации должны

быть едины вне зависимости от отрасли, в которой возникает СРО.

В последнее время все больше усиливается тенденция перехода от лицензирования

к саморегулированию.

С 1 января 2006 года пять видов лицензирования заменены обязательным

членством в саморегулируемых организациях.

Начало применения механизмов саморегулирования в качестве альтернативы

институту государственного лицензирования показывает, что

при наличии определенных улучшений, выразившихся, в том числе в избавлении

ряда отраслей от недобросовестных и недостаточно компетентных

участников и повышении прозрачности процедур допуска на рынок,

наблюдается также и ряд объективных недостатков, связанных в первую

очередь с низкой эффективностью исполнения саморегулируемыми организациями

возложенных на них законодательством функций. Невысока эффективность

контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями

в отношении своих членов, не обеспечивается должный государственный

контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций, а

также отсутствуют наработанные механизмы внесудебного урегулирования

споров в рамках саморегулируемых организаций.

Механизмы саморегулирования должны являться средством сокращения

властных полномочий органов государственной власти и административных

барьеров на пути развития предпринимательства, однако в ряде

случаев требование об обязательном членстве в саморегулируемых организациях

субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности

отдельных отраслей экономики создает обременительные условия

для бизнеса и вызывает существенный прирост затрат, необходимых для

получения допуска на рынок. Это может быть связано с чрезмерно высокими

регулярными и единовременными взносами членов саморегулируемых

Информация о работе Лицензирование и саморегулирование экономики