Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:36, контрольная работа
Выделяются две группы норм, регулирующих отношения в сфере лицензирования. Отмечается, что при
лицензировании контролируется не сама деятельность управляемых субъектов и ее результаты, а наличие правильно оформленных документов на нее (лицензии), т. е. осуществляется контроль при входе на рынок, а не текущий контроль на самом рынке, что, по мнению автора, еще больше бюрократизирует лицензионную систему.
Предлагается к внедрению принцип «свободного входа и полной ответственности за недобросовестное поведение на рынке».
Утверждается, что, несмотря на отсутствие наработанных механизмов внесудебного урегулирования споров в рамках саморегулируемых организаций, механизм обязательного саморегулирования заменил неэффективную во многих случаях систему лицензирования.
правильно оформленных документов на нее (лицензии). Иными словами,
84
осуществляется контроль при входе на рынок, а не текущий контроль на самом
рынке, что еще больше бюрократизирует лицензионную систему. В современную
российскую практику необходимо внедрять принцип «свободного
входа и полной ответственности за недобросовестное поведение на рынке».
Следовательно, возможно сделать следующие выводы:
- контроль при входе
на рынок должен уступить
контролю на рынке;
- необходимость наличия
и правильности оформления
для ведения той или иной деятельности, должна быть заменена
на контроль самой деятельности, реального качества товаров и реального поведения
предпринимателей на рынке.
В связи с тем, что перечень лицензируемых видов деятельности все
еще содержит виды деятельности, регулирование которых возможно осуществлять
иными формами регулирования (например, деятельность юридических
лиц, которая непосредственно связана с обеспечением авиационной
безопасности, подлежит обязательной сертификации), указанный
перечень предполагается сократить за счет исключения таких видов деятельности.
Отмена лицензирования будет сопровождаться одновременным переходом
к иным формам регулирования, в том числе к уведомительному порядку
начала предпринимательской деятельности и саморегулированию.
В последние годы все чаще обсуждаются вопросы саморегулирования
бизнеса как способа повышения эффективности регулирования рынков и
развития экономики страны. Государственное регулирование постепенно во
многом заменяется саморегулированием. При этом саморегулирование - новое
для нашего государства явление.
Вопросы саморегулирования в России приобрели большую актуальность
в связи с нарастающей тенденцией снижения административных барьеров,
которая берет свое начало с 2003 года и связана с проведением административной
реформы в России.
Вслед за этим получили развитие как добровольные, так и делегированные
формы саморегулирования, предполагающие обязательное членство
(СРО арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное
членство с эксклюзивными правами (СРО профессиональных участников
рынка ценных бумаг, управляющих компаний) либо ослаблением государственного
регулирования (СРО, объединяющие негосударственные пенсионные
фонды).
Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития
Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития
Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях
» [2] (далее - Закон о саморегулируемых организациях) был принят
уже тогда, когда в России активно функционировали саморегулируемые
организации различных видов, в том числе профессиональных участников
рынка ценных бумаг, арбитражных управляющих и др.
С принятием этого закона в Российской Федерации создана правовая
и экономическая основа саморегулирования, определены порядок создания
и осуществления деятельности саморегулируемых организаций в различных
сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.
Согласно Закону о саморегулируемых организациях под саморегулированием
понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая
субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности,
содержанием которой являются разработка и установление стандартов
и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением
требований установленных стандартов и правил.
Законом определены основные квалифицирующие признаки саморегу-
лируемых организаций:
1. Принцип достаточного
представительства субъектов
(не менее 25) или профессиональной деятельности (не менее 100).
2. Наличие стандартов предпринимательской и (или) профессиональной
деятельности, обязательных для соблюдения членами саморегули-
руемой организации, и контроль за их исполнением членами саморегулиру-
емой организации.
3. Применение механизмов имущественной ответственности за ущерб,
причиненный третьим лицам.
Помимо общего Закона о саморегулируемых организациях законодательство
Российской Федерации содержит целый ряд нормативных правовых
актов, затрагивающих вопросы саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской
и профессиональной деятельности. Положения специальных
(отраслевых) законов могут
определять те или иные
отдельных отраслях, учитывать специфику таких отраслей, однако существующий
опыт нормативного регулирования показывает, что нормы специальных
законов иной раз столь специфичны, что входят в прямой конфликт с
нормами общего закона.
Отрасли, для которых в отдельных отраслевых законах описаны специфические
требования к саморегулируемым организациям, могут быть сгруппированы
следующим образом:
1. Сферы, в которых предусмотрено
обязательное членство
профессиональной или предпринимательской деятельности в СРО, в том
числе:
- деятельность арбитражных управляющих; аудиторская деятельность;
кредитная кооперация; оценочная деятельность;
- деятельность ревизионных
союзов сельскохозяйственных
- инженерные изыскания;
- архитектурно-строительное проектирование; строительство;
- деятельность в области энергетического обследования; теплоснабжение.
2. Сферы, в которых специальными законам предусмотрена возможность
создания СРО, но членство в таких организациях не является обязательным,
в том числе:
- профессиональная деятельность участников рынка ценных бумаг;
- деятельность
- кадастровая деятельность;
- рекламная деятельность;
- деятельность жилищных накопительных кооперативов;
- деятельность патентных поверенных;
- медиация.
Кроме того, отдельно следует выделить сферы профессиональной деятельности,
в которых действующим законодательством предусмотрено обязательное
членство участников в специализированных объединениях, однако
такие объединения не имеют статуса саморегулируемых организаций (например,
нотариат и адвокатура).
Саморегулирование по своей природе является видом регулирования,
противоположным государственному регулированию, и не является частью
последнего. Взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования
может происходить следующим образом:
- саморегулирование всегда
осуществляется в рамках
и является легитимным;
- саморегулирование может
фактически замещать
в определенных сферах;
- нормы саморегулирования
могут дополнять и
законодательство;
Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития
Лицензирование и саморегулирование: перспективы развития
- нормы саморегулирования могут в некоторых случаях ужесточать требования
к участникам рынка по сравнению с требованиями законодательства
[5, 8].
Саморегулируемые организации представляют собой структуры, наделенные
сходным с органами государственной власти функционалом, но не
дублирующие, а замещающие или «вспомогательные».
Содержанием саморегулирования является основанное на нормах федерального
законодательства регулирование отношений в отдельных сферах
экономической деятельности, осуществляемое на основе самоорганизации,
т. е. без непосредственного вмешательства государства. Оперативное вмешательство
государства заменяется нормативным правовым регулированием и
контролем за соблюдением норм законодательства создаваемыми саморегу-
лируемыми организациями. При этом существенно сокращаются государственные
расходы на регулирование и контроль в соответствующих сферах
деятельности, повышается общая эффективность государственного управления
за счет замены оперативного контроля за предпринимательской или
профессиональной деятельностью на законодательное регулирование и сокращения
числа управленческих связей - объектом регулирования и контроля
становится одна или несколько саморегулируемых организаций, а не бесчисленное
множество субъектов профессиональной и предпринимательской
деятельности.
При существовании достаточно ограниченного круга различных форм
саморегулирования вопросам создания саморегулируемых организаций посвящен
отдельный «общий» закон, устанавливающий основные принципы
создания и функционирования саморегулируемых организаций, а также
многочисленные нормы специальных законов, регулирующих деятельность
СРО в отдельных отраслях экономики.
В качестве одной из основных проблем в регламентации саморегулирования
можно назвать отсутствие единой модели регулирования.
Представляется, что базовые принципы создания саморегулируемой
организации, признания ее статуса государством, формирования внутренней
структуры, а также функционал саморегулируемой организации должны
быть едины вне зависимости от отрасли, в которой возникает СРО.
В последнее время все больше усиливается тенденция перехода от лицензирования
к саморегулированию.
С 1 января 2006 года пять видов лицензирования заменены обязательным
членством в саморегулируемых организациях.
Начало применения механизмов саморегулирования в качестве альтернативы
институту государственного лицензирования показывает, что
при наличии определенных улучшений, выразившихся, в том числе в избавлении
ряда отраслей от недобросовестных и недостаточно компетентных
участников и повышении прозрачности процедур допуска на рынок,
наблюдается также и ряд объективных недостатков, связанных в первую
очередь с низкой эффективностью исполнения саморегулируемыми организациями
возложенных на них законодательством функций. Невысока эффективность
контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями
в отношении своих членов, не обеспечивается должный государственный
контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций, а
также отсутствуют наработанные механизмы внесудебного урегулирования
споров в рамках саморегулируемых организаций.
Механизмы саморегулирования должны являться средством сокращения
властных полномочий органов государственной власти и административных
барьеров на пути развития предпринимательства, однако в ряде
случаев требование об обязательном членстве в саморегулируемых организациях
субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности
отдельных отраслей экономики создает обременительные условия
для бизнеса и вызывает существенный прирост затрат, необходимых для
получения допуска на рынок. Это может быть связано с чрезмерно высокими
регулярными и единовременными взносами членов саморегулируемых
Информация о работе Лицензирование и саморегулирование экономики