Формы и
порядок осуществления финансового
контроля органами исполнительной
власти, органами (должностными лицами)
местных администраций муниципальных
образований устанавливаются Бюджетным
кодексом, иными актами бюджетного
законодательства и нормативными
правовыми актами Российской
Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальными правовыми
актами органом местного самоуправления.
Государственный
и муниципальный финансовый контроль
осуществляется двумя методами
— проверки и ревизии.
Использование
того или иного метода финансового
контроля зависит от компетенции
государственного органа или
органа местного самоуправления,
от времени осуществления финансового
контроля относительно финансово-хозяйственной
деятельности субъекта и т.д.
Понятия «проверка»,
«ревизия» как методы финансового
контроля в законодательстве
не определены. Однако их можно
определить путем анализа действующего
законодательства.
Проверка —
это метод финансового контроля,
предусматривающий исследование
отдельных вопросов финансовой
деятельности тех или иных
субъектов на основе документов, получения
объяснений от обязанных лиц, а также осмотра
помещений и других объектов.
Из современного
законодательства следует, что
проверки подразделяются на тематические
и документальные.
- тематические проверки
Тематические
проверки — это изучение отдельных
сторон финансово-хозяйственной
деятельности подконтрольного объекта.
Документальные проверки — это
изучение финансово-хозяйственной
деятельности подконтрольного объекта
только на основании документов:
балансов, счет, отчетов и др.
Тематические
и документальные проверки проводит
Счетная палата РФ в ходе
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов.
Контрольно-ревизионные органы Минфина
России в субъектах РФ осуществляют:
тематические проверки поступления
и расходования средств федерального
бюджета, использования внебюджетных
средств, доходов от имущества,
находящегося в федеральной собственности;
документальные проверки финансово-хозяйственной
деятельности организаций любых
форм собственности по мотивированным
постановлениям правоохранительных
органов. Органы казначейства
проверяют документы в министерствах,
в организациях, связанные с зачислением,
перечислением и использованием
средств федерального бюджета
РФ.
Разновидностью
тематической проверки является
налоговая проверка, проводимая
должностными лицами налоговых
органов. Существует два вида
налоговой проверки: камеральная
и выездная. Камеральная налоговая
проверка является разновидностью
документальной проверки, так как
она проводится налоговым органом
по месту его нахождения на
основании документов, представленных
налогоплательщиком, а также других
документов, имеющихся у налогового органа
(ст. 88 НК РФ). Выездная налоговая проверка
проводится на основании решения руководителя
(его заместителя) налогового органа не
чаще одного роза в год и не может продолжаться
более двух месяцев.
- ревизия
Ревизия —
это всеобъемлющий метод финансового
контроля, представляющий собой
детальное исследование финансово-хозяйственной
деятельности подконтрольного объекта
на предмет ее законности, целесообразности
и эффективности.
Ревизии как
метод государственного финансового
контроля сегодня осуществляют:
Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионные
органы Минфина России, контрольно-ревизионные
отделы министерств, ведомств
в отношении подчиненных организаций.
Во всех случаях ревизия является
методом последующего финансового
контроля.
Ревизии подразделяются
на документальные и фактические,
комплексные и тематические, плановые
и внеплановые.
Комплексные
ревизии охватывают всю финансово-хозяйственную
деятельность ревизуемых объектов,
а тематические затрагивают только
отдельные стороны деятельности
ревизуемого объекта. Плановые
ревизии заранее планируются,
а внеплановые осуществляются
по случаю. Например, контрольно-ревизионные
органы Минфина России по субъектам
РФ осуществляют документальные
ревизии по мотивированным постановлениям
правоохранительных органов. Очевидно,
что такие ревизии могут быть
только внеплановыми.
Список использованной
литературы
- Бюджетный кодекс
Российской Федерации. Федеральный закон
№ 145-ФЗ от 31.07.1998 // Российская газета. —
1998 — 12 августа
- О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в РФ: Указ Президента РФ от 25.07.1996 // Российская
газета. — 1996 — 6 ноября
- О Счетной палате
РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 //
Российская газета. — 1995 — 14 января
- Бюджетная система Российской
Федерации / Под ред. М.В. Романовского,
О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт,
1999.
- Опенышев С.П., Жуков
В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового
контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской
Федерации. — 1999 — № 12
- Андрюшин С.А., Дадашев
А.З. Научные основы организации системы
общегосударственного контроля // Финансы.
— 2002 — № 4
- Бурцев В.В. Система
финансового контроля. // Материалы сайта
«Современная Россия. Информационно-аналитический
портал». — www.nasledie.ru/schetpal/
- Финансы. Денежное
обращение. Кредит.: учебник для вузов/
Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова
и др.; Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной –
М.: ЮНИТИ, 2000;
- Финансы: учебник
для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной
– М.: ЮНИТИ, 2000;
- Финансы: Учебник
/ под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина,
д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005.
- Маренков Н.Л. Ревизия
и контроль. М.: Феникс, 2005
- Поляк Г.Б. Финансовый
контроль. М.: ЮНИТИ, 2004 г.
- Андреев В.Д. Теория
и практика внутреннего аудита и ревизии.
М.: Инфра-М, 2003.
- Л.А. Симонова, государственный советник РФ I класса
«Эффективность государственного финансового
контроля» ФИНАНСЫ №4, 2006
- Ю.А.Данилевский,
доктор экономических наук, профессор,
директор Научно-исследовательского финансового
института Академии бюджета и казначейства
Минфина России, Л.Н.Овсянников, кандидат
экономических наук, заведующий отделом
финансового контроля «Финансовый контроль
в обновлённом бюджетом процессе», Финансы
№5, 2006 г.
- Н.В. Ким, заведующий
кафедрой экономики Челябинского государственного
педагогического университета, к.э.н.,
г. Челябинск «Аудит: роль и значение в
системе финансового контроля», «Аудитор»
№5, 2007
- Л Н. Кращенко, В.В.
Ханферян, рейтинговое агентство «Эксперт
РА», «Российский аудит-2006», Аудитор №5,
2007
1
Финансы, денежное обращение и кредит:
Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н.,
проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. –
с.60-61
2
Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый
контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
– с.23-27.
3
Финансы, денежное обращение и кредит:
Учебник. Краткий курс / Под ред. д. э. н.,
проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. –
с.60-61
4
Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый
контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
– с.44-45
5
Н.В. Ким, заведующий кафедрой экономики
Челябинского государственного педагогического
университета, к.э.н., г. Челябинск «Аудит:
роль и значение в системе финансового
контроля», «Аудитор» №5, 2007