Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:58, курсовая работа
В представленной курсовой работе детально проанализированы вопросы банковского надзора и регулирования, рассмотрены практические и теоретические стороны надзора за функционированием кредитных организаций.
Данная тема является очень важной, так как деятельность коммерческих банков касается имущественных и социальных прав огромного числа граждан и организаций, которые являются их клиентами. В связи с этим, государство, посредством Центрального банка, ведет наблюдение и контроль за деятельностью каждого банка и всей банковской системы в целом.
Введение стр.3
Банковское регулирование и банковский надзор. Понятие.
Модели. стр.5
Цели и принципы банковского регулирования и надзора. стр.9
3. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности. стр.17
Заключение стр.26
Список использованной литературы стр.27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
По дисциплине |
|
Финансовое право | |
На тему |
Надзор Банка России |
Работу выполнил студент | |
группы |
|
Направление |
Юриспруденция |
Профиль |
Гражданское право |
(Ф.И.О.) | |
Научный руководитель | |
(Ф.И.О.) |
МОСКВА 2013 г.
Содержание
Введение
Модели.
3. Надзор Банка России за деятельностью
кредитных организаций и регулирование
их деятельности.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В представленной курсовой работе детально проанализированы вопросы банковского надзора и регулирования, рассмотрены практические и теоретические стороны надзора за функционированием кредитных организаций.
Данная тема является очень важной, так как деятельность коммерческих банков касается имущественных и социальных прав огромного числа граждан и организаций, которые являются их клиентами. В связи с этим, государство, посредством Центрального банка, ведет наблюдение и контроль за деятельностью каждого банка и всей банковской системы в целом. У Центрального банка имеются обширные права по регулированию банковских отношений, в том числе такие крайние меры как прекращение деятельности и ликвидация банков. Наличие таких колоссальных прав требует от него ответственности и высокого профессионализма в принятии управленческих решений.
Конституция Российской Федерации основной функцией Центрального Банка определяет обеспечение устойчивости рубля (часть 2 ст.75 Конституции РФ). В то же время, если детально изучить российское и зарубежное законодательство, можно сделать обоснованный вывод о том, что главная цель функционирования Банка России- это поддержка стабильности национальной экономики, или политической стабильности в государстве.
Кроме того, в глобальные задачи Банка входит развитие и укрепление банковской системы страны и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Центральный Банк не является органом государственной власти, но его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их осуществление предусматривает применение мер государственного принуждения.
Центральный банк России-это высший орган банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.
Цель данной курсовой работы- анализ надзорной и регулирующей функций Банка России, раскрытие понятия банковского регулирования и надзора, понятия контроля, их взаимосвязь, сходства и различия.
Банковская деятельность весьма многогранна и представляет из себя совокупность банковских услуг и операций. Коммерческий банк, в среднем, осуществляет до 200 различных операций. Такое разнообразие операций и услуг, с одной стороны, снижает риск всей деятельности банка, но, с другой стороны, приводит к уменьшению доходности. Главная цель банковской деятельности состоит в том, чтобы получить прибыль, поэтому, банк не может идти на проведение рискованных операций, результатом которых часто становится снижение платежеспособности банков, а порой, и банкротство. Нестабильность банковской системы приводит к огромным потерям, это связано с высокой социально-экономической значимостью коммерческих банков и здесь требуется регулирование со стороны государства и подробные теоретические и научные исследования.
Мировые банковские системы реализуют, как правило, две схемы банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Первая схема: надзорные функции осуществляет только центральный банк страны. Вторая схема: функции надзора, кроме центрального банка, исполняет еще и орган, специально для этого созданный. Схема № 2 может разделяться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.
На современном этапе, в теории банковского права имеются четыре модели банковского регулирования.
Первая модель берет за основу законодательно закрепленные за центральными банками исключительные полномочия в сфере банковского регулирования и надзора. Эта модель существует не только в развивающихся странах, но и в государствах с довольно зрелой рыночной экономикой, к примеру, в Греции, Испании, Португалии.
Вторая модель - «смешанная», состоит в том, что функции надзора и контроля осуществляются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Примером служит банковская система США.
Третью модель характеризует то, что регулирование выполняется специализированными независимыми органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при опосредованном участии центрального банка. В их число входят Канада и Великобритания.
В четвертой модели объединяются страны, в которых приняты нормативные акты о создании мегарегулятора на финансовом рынке, он представляет собой единый орган по нормативному регулированию, контролю и надзору во всех областях финансового рынка, и, в данном случае надзорные функции отделены от центральных банков.
Российское законодательство отдает предпочтение первой модели. Центральный банк Российской Федерации является единственным органом банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью. Но, нужно помнить, что контролирующими функциями в отношении кредитных организаций обладают и иные органы, например, Министерство финансов Российской Федерации, в рамках своих полномочий, которые определены законом. Однако надзорные полномочия данных органов распрастраняются не только на банки. Свои функции они осуществляют по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.
Одним из главных принципов деятельности и организации банковской системы, ведения банковской деятельности является принцип государственного регулирования. Регулирование банковской деятельности - разновидность управляющего воздействия на участников банковских правоотношений, одно из направлений деятельности государства в банковской сфере. Само понятие «банковское регулирование» объясняется в литературе неоднозначно. В популярном понимании «банковское регулирование» связывает все государственные и негосударственные формы управляющего воздействия на банковскую систему. Здесь имеется в виду деятельность государственных органов и функционирование кредитных организаций, союзов, ассоциаций, которые оказывают влияние не только на своих клиентов, но и, в целом, на стабильное развитие банковской системы.
Согласно рамок своих полномочий, координирующее влияние оказывают Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России. А сами кредитные организации могут оказывать влияние на своих клиентов. К примеру, банки производят безакцептное списание денежных средств, ограничивают лимитами остатки денежных наличных средств в кассах организаций-клиентов, выполняют мероприятия по недопущению легализации денег, полученных незаконно. Такие отношения регулируются не только законами, но и договорами между банками и клиентами. Параллельно, несмотря на частноправовые детали регулирования, данная деятельность имеет публично-правовой характер, и, нацелена, в первую очередь, на обеспечение государственных и общественных интересов, а соответствующие права и обязанности кредитных организаций базируются на законах и подзаконных актах, принятых органами государства.
Поэтому, банковская деятельность, в обширном смысле - это общее понятие, сочетающее в себе несколько направлений прямого и косвенного регулирующего воздействия со стороны государства и негосударственных организаций на банковскую деятельность и банковскую систему в РФ.
Регулирование банковской деятельности закреплено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, которые прописывают основы правовых отношений по договорам банковского вклада, займа, кредита, банковского счета и отношений, которые складываются в процессе осуществления расчетов; федеральными законами "О банках и банковской деятельности","О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Согласно Конституцией Российской Федерации в поле ведения Российской Федерации находятся кредитное, финансовое, валютное, таможенное регулирование, ценовая политика, денежная эмиссия, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может производиться исключительно на уровне федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля- это основная функция, которую выполняет Банк России, она закреплена принципом независимости банка от других государственных органов. Термин «банковская деятельность» рассматривается и в узком смысле. Субъекты и объекты, направления и виды банковского регулирования прописаны в 10 главе закона «О Центральном банке Российской Федерации». Согласно данному федеральному закону, Центральный банк является органом банковского регулирования в Российской Федерации, обеспечивает выполнение банковского законодательства и регулирует банковскую деятельность на подзаконном уровне. Поэтому, при такой узкой трактовке термина, Банк России является субъектом банковского регулирования, а объектами являются кредитные организации, представительства и филиалы иностранных банков, которые осуществляют в Российской Федерации банковскую деятельность.
Целью банковского регулирования является защита интересов вкладчиков и кредиторов, поддержка стабильности банковской системы. В тоже время. законодательство умалчивает о конкретном содержании целей, ограничиваясь только их провозглашением. Нет уточнения- какие именно вкладчики и кредиторы имеются в виду. Теоретически, к ним относятся как физические, так и юридические лица.
2.Цели и принципы банковского регулирования и надзора.
Целями банковского регулирования являются:
1) Гарантия соблюдения государственных, общественных и частных интересов в ходе предпринимательской деятельности кредитных организаций.
2) Обеспечение непрерывности денежного обращения, высокой результативности взаимных расчетов и платежей между субъектами экономической сферы.
Исходя из банковского законодательства можно выделить главные направления банковского регулирования:
1) Создание госстандартов, которые предъявляются к кредитным организациям.
2) Координация и лицензирование организации расчетных структур в Российской Федерации, установка правил, форм и сроков безналичных расчетов.
3) Координация порядка ведения банковской деятельности.
4) Обеспечение кредитно-денежного регулирования.
5) Определение порядка ведения кассовых операций, бухгалтерского учета, составление и представления бухгалтерской отчетности организаций, входящих в банковскую систему.
6) Деятельность по регистрации и лицензированию.
7) Установка порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций.
8) Установка порядка осуществления банковского контроля и надзора.
Поддержка данных направлений банковского регулирования в общей сложности способствует установлению единых государственных стандартов в банковской системе.
Возможно ведение банковского регулирования и для обеспечения интересов внутренней экономической политики, например, приток инвестиций, стимулирование укрепления национальной валюты, и для интересов внешней политики, к примеру, ограничение оттока капитала из страны.
Направления банковского регулирования возможно подразделять также на:
1) Организационные-способствуют созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций.
2) Функциональные- связаны с регулированием банковских операций, функционированием платежно-расчетных систем.