Надзор Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

В представленной курсовой работе детально проанализированы вопросы банковского надзора и регулирования, рассмотрены практические и теоретические стороны надзора за функционированием кредитных организаций.
Данная тема является очень важной, так как деятельность коммерческих банков касается имущественных и социальных прав огромного числа граждан и организаций, которые являются их клиентами. В связи с этим, государство, посредством Центрального банка, ведет наблюдение и контроль за деятельностью каждого банка и всей банковской системы в целом.

Содержание

Введение стр.3
Банковское регулирование и банковский надзор. Понятие.
Модели. стр.5
Цели и принципы банковского регулирования и надзора. стр.9
3. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности. стр.17
Заключение стр.26
Список использованной литературы стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ              «СИНЕРГИЯ»

 

Факультет электронного обучения

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

По дисциплине

 

Финансовое право

 

 

 

На тему

Надзор Банка России

 
 

 

 

 

 

 

Работу выполнил  студент

группы

 

Направление

Юриспруденция

Профиль

Гражданское право

 

(Ф.И.О.)

Научный руководитель

 

(Ф.И.О.)


 

 

МОСКВА 2013 г.

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                            стр.3

  1. Банковское регулирование и банковский надзор. Понятие.

Модели.                                                                                     стр.5

  1. Цели и принципы банковского регулирования и надзора.          стр.9

     3. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности.                                                          стр.17

Заключение                                                                                         стр.26

Список использованной литературы                                                    стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В представленной курсовой работе  детально проанализированы вопросы банковского надзора и регулирования,  рассмотрены  практические и теоретические стороны надзора за функционированием кредитных организаций.

     Данная тема является очень важной, так как деятельность коммерческих банков касается имущественных и социальных прав огромного числа граждан и организаций, которые являются их клиентами. В связи с этим, государство, посредством Центрального банка, ведет наблюдение и контроль за деятельностью каждого банка и всей банковской системы в целом. У Центрального банка имеются обширные права по регулированию банковских отношений, в том числе такие крайние меры как прекращение деятельности и ликвидация банков. Наличие таких колоссальных прав требует от него ответственности и высокого профессионализма в принятии управленческих решений.

       Конституция Российской Федерации  основной функцией Центрального Банка определяет обеспечение устойчивости рубля (часть 2 ст.75 Конституции РФ). В то же время, если детально изучить российское и зарубежное законодательство, можно сделать обоснованный вывод о том, что главная цель функционирования Банка России- это поддержка стабильности национальной экономики, или политической стабильности в государстве.  

      Кроме того, в глобальные задачи Банка входит развитие и укрепление банковской системы страны и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

   Центральный Банк не является органом государственной власти, но его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их осуществление предусматривает применение мер государственного принуждения.

     Центральный банк России-это  высший орган банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.

   Цель данной курсовой работы- анализ надзорной и регулирующей функций Банка России, раскрытие понятия банковского регулирования и надзора, понятия контроля, их взаимосвязь, сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Банковское регулирование и банковский надзор. Понятие. Модели.

 

     Банковская деятельность весьма многогранна и представляет из себя совокупность банковских услуг и операций. Коммерческий банк, в среднем, осуществляет до 200 различных операций. Такое разнообразие операций и услуг, с одной стороны, снижает риск всей деятельности банка, но, с другой стороны, приводит к уменьшению доходности. Главная цель банковской деятельности состоит в том, чтобы получить прибыль, поэтому, банк не может идти на проведение рискованных операций, результатом которых часто становится снижение платежеспособности банков, а порой, и банкротство. Нестабильность банковской системы приводит к огромным потерям, это связано с высокой социально-экономической значимостью коммерческих банков и здесь требуется регулирование со стороны государства и подробные теоретические и научные исследования.

     Мировые банковские системы  реализуют, как правило, две схемы банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Первая схема: надзорные функции осуществляет только центральный банк страны. Вторая схема: функции надзора, кроме центрального банка, исполняет еще и орган, специально для этого созданный. Схема № 2 может разделяться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

На современном этапе, в теории банковского права имеются четыре модели банковского регулирования.

     Первая модель берет за основу законодательно закрепленные за центральными банками исключительные полномочия в сфере банковского регулирования и надзора. Эта модель существует не только в развивающихся странах, но и в государствах с довольно зрелой рыночной экономикой, к примеру, в Греции, Испании, Португалии.

   Вторая модель - «смешанная», состоит в том, что функции надзора и контроля осуществляются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Примером служит банковская система США.

      Третью модель характеризует то, что регулирование выполняется специализированными независимыми органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при опосредованном участии центрального банка. В их число входят Канада и Великобритания.

     В четвертой модели объединяются страны, в которых приняты нормативные акты о создании мегарегулятора на  финансовом рынке, он представляет собой единый орган по нормативному регулированию, контролю и надзору во всех областях финансового рынка, и, в данном случае надзорные функции  отделены от центральных банков.

     Российское законодательство отдает предпочтение первой модели. Центральный банк Российской Федерации является единственным органом банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью. Но, нужно помнить, что контролирующими функциями в отношении кредитных организаций обладают и иные органы, например, Министерство финансов Российской Федерации, в рамках своих полномочий, которые определены законом. Однако надзорные полномочия данных органов распрастраняются не только на банки. Свои функции они осуществляют по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

      Одним из главных принципов деятельности и организации банковской системы, ведения банковской деятельности является принцип государственного регулирования. Регулирование банковской деятельности - разновидность управляющего воздействия на участников банковских правоотношений, одно из направлений деятельности государства в банковской сфере. Само понятие «банковское регулирование» объясняется в литературе неоднозначно. В популярном понимании «банковское регулирование» связывает все государственные и негосударственные формы управляющего воздействия на банковскую систему. Здесь имеется в виду деятельность государственных органов и функционирование кредитных организаций, союзов, ассоциаций, которые оказывают влияние не только на своих клиентов, но и, в целом, на стабильное развитие банковской системы.     

    Согласно рамок своих полномочий, координирующее влияние оказывают Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России. А сами  кредитные организации могут оказывать влияние на своих клиентов. К примеру, банки производят безакцептное списание денежных средств, ограничивают лимитами остатки денежных наличных средств в кассах  организаций-клиентов, выполняют мероприятия по недопущению легализации денег, полученных незаконно. Такие отношения регулируются не только законами, но и договорами  между банками и клиентами. Параллельно, несмотря на частноправовые детали регулирования, данная деятельность имеет публично-правовой характер, и, нацелена, в первую очередь, на обеспечение государственных и общественных интересов, а соответствующие права и обязанности кредитных организаций базируются на законах и подзаконных актах, принятых органами государства.

Поэтому, банковская деятельность, в обширном смысле - это общее понятие,  сочетающее в себе несколько направлений прямого и косвенного регулирующего воздействия со стороны государства и негосударственных организаций на банковскую деятельность и банковскую систему  в РФ.

     Регулирование банковской деятельности закреплено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, которые прописывают основы правовых отношений по договорам банковского вклада, займа, кредита,  банковского счета и отношений, которые складываются в процессе осуществления расчетов; федеральными законами "О банках и банковской деятельности","О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Согласно Конституцией Российской Федерации в поле ведения Российской Федерации находятся кредитное, финансовое, валютное, таможенное регулирование, ценовая политика, денежная эмиссия, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может производиться исключительно на уровне федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля- это основная функция, которую выполняет Банк России, она закреплена принципом независимости банка от других государственных органов. Термин «банковская деятельность» рассматривается и в узком смысле. Субъекты и объекты, направления и виды банковского регулирования прописаны в 10 главе  закона «О Центральном банке Российской Федерации». Согласно данному федеральному закону, Центральный банк является органом банковского регулирования в Российской Федерации, обеспечивает выполнение банковского законодательства и регулирует банковскую деятельность на подзаконном уровне. Поэтому, при такой узкой трактовке термина, Банк России является субъектом банковского регулирования, а объектами являются кредитные организации, представительства и филиалы  иностранных банков, которые осуществляют в Российской Федерации банковскую деятельность.

    Целью банковского регулирования является защита интересов вкладчиков и кредиторов, поддержка стабильности банковской системы. В тоже время. законодательство умалчивает о конкретном содержании целей, ограничиваясь только их провозглашением. Нет уточнения-  какие именно вкладчики и кредиторы имеются в виду. Теоретически, к ним относятся как физические, так и юридические лица.

 

 

 

 

 

 

2.Цели и принципы банковского регулирования и надзора. 

 

    Целями банковского регулирования являются:

1) Гарантия соблюдения государственных, общественных и частных интересов в ходе предпринимательской деятельности кредитных организаций.

2) Обеспечение непрерывности денежного обращения, высокой результативности взаимных расчетов и платежей  между субъектами экономической сферы.

      Исходя из банковского законодательства можно выделить главные направления банковского регулирования:

1) Создание госстандартов, которые предъявляются к кредитным организациям.

2) Координация и лицензирование организации расчетных структур в Российской Федерации, установка правил, форм и сроков безналичных расчетов.

3) Координация порядка ведения банковской деятельности.

4) Обеспечение кредитно-денежного регулирования.

5) Определение порядка ведения кассовых операций, бухгалтерского учета, составление и представления бухгалтерской отчетности  организаций, входящих в банковскую систему.

6) Деятельность по регистрации и лицензированию.

7) Установка порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций.

8) Установка порядка осуществления банковского контроля и надзора.

     Поддержка данных направлений банковского регулирования в общей сложности способствует установлению единых государственных стандартов в банковской системе.

    

     Возможно ведение банковского регулирования и для обеспечения интересов  внутренней экономической политики, например, приток инвестиций, стимулирование укрепления национальной валюты,  и для интересов внешней политики, к примеру, ограничение оттока капитала из страны.

Направления банковского регулирования возможно подразделять также на:

1) Организационные-способствуют созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций.

2) Функциональные- связаны с регулированием банковских операций, функционированием платежно-расчетных систем.

Информация о работе Надзор Банка России