Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие налогов, их сущность, функции и классификация
1.1 Понятие налога и его сущность……………………………………….4
1.2 Функции налогов………………………………………………………..5
1.3 Классификация налогов, взимаемых на территории РФ……………..6
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ………………………….9
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ,
анализ их выполнения……………………………………………………….10
2.3 Анализ структуры и динамики налоговых доходов
федерального бюджета……………………………………………………...13
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Недостатки налоговой системы РФ………………………………….....16
3.2 Пути снижения задолженности по налогам……………………………17
3.3 Основные направления совершенствования
налоговой системы РФ………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовое право.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ структуры  и динамики налоговых доходов  федерального бюджета.

 

Налоговые доходы федерального бюджета  являются основными в их общем  объеме и характеризуют объем  налоговой нагрузки на субъекты экономической  деятельности. Общая масса налогов  зависит от состава налогов, налоговых  ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов. В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%). 
 К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.

Основное место в  Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – федеральный косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2008г. составила около 24%.

Налогоплательщиками НДС признаются: организации, лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу, индивидуальные предприниматели.

Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 6%.

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

С 2002г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы. Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2008г. его доля в доходах федерального бюджета составила 39%.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации  и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций относится  к прямым налогам и является важнейшим  элементом налоговой системы  РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008г. составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 г. поступления выросли на 119,8 млрд. руб., или на 18,7%. Его доля в налоговых доходах федерального бюджета в 2008г. составила около 19%.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Современный характер налогообложения  прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Единый социальный налог был  введен с 1 января 2001г., он носит целевой  характер, поскольку предназначен для  мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. На данный момент он обеспечивает около 10% налоговых поступлений в федеральный бюджет.

С 2005г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

После трех лет тяжелых дискуссий  и обсуждений принята и с 1 января 2005г. введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ.

 

Как видно на диаграмме, основная масса  администрируемых ФНС РФ доходов  федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДПИ (39%) и НДС (24%).

Налоговые поступления в федеральный  бюджет по итогам 2008г. составили свыше 4 трлн. руб., что на 8,8% больше, чем в 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования  налоговой системы РФ.

3.1 Недостатки  налоговой системы РФ.

 

Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. 
 Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. 
 В Российской экономике по различным оценкам от 25% до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30% до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).

Еще одна проблема заключается в  том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Наиболее спорным на сегодняшний  день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран.

 

Проблематичен также вопрос неравномерности  распределения налогов между  категориями плательщиков. Практически  не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании.

Несмотря на очевидную необходимость  реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы должны проводиться исходя из того, что  существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться.

 

3.2 Пути снижения  задолженности по налогам.

 

В целях мобилизации налоговых  поступлений в бюджеты и снижения размера задолженности, проводится комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством.

На расчетные счета налогоплательщиков выставляются инкассовые поручения, а также с расчетных счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке взыскиваются денежные средства, из которых около 70% поступило и погашение задолженности по федеральным налогам.

Отсутствие юридического лица по адресу его регистрации является одной из главных причин, которая препятствует вручению должникам требований о погашении задолженности, следовательно, и ее погашению. 
 Для решения вопроса о погашении задолженности перед бюджетом руководители организаций-должников вызываются в налоговые органы по месту регистрации. Руководители также приглашаются на заседания комиссии по ликвидации недоимки при администрации, которые проводятся совместно с представителями органов внутренних дел.

Положительным моментом является увеличение (в два раза) в 2005г. объема доначислений, а также объема поступлений в  бюджетную систему. В то же время  одновременно с ростом выездных налоговых  проверок увеличилось число результативных проверок на 15%. Постоянно ведется работа по взысканию недоимки и розыску не отчитывающихся организаций. 
 Большую роль в снижении задолженности по налоговым платежам в бюджет играет совершенствование контрольной работы налоговых органов. 
 Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается большим объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. Для эффективного применения автоматизированных процедур контроля и анализа, для ускорения принятия решений требуется предварительное преобразование входящей информации в электронную форму. Но доля ручного труда высока при формировании и рассылки налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов, планировании и подготовки налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. Поэтому особого внимания требуют процедуры автоматизации работы налоговых органов с целью ускорения обработки полученной информации и оперативного реагирования на выявленные нарушения.

Важной частью работы налоговых  органов по обеспечению собираемости налоговых платежей в бюджет является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций. 
 Следует отметить и необходимость повышения квалификации  работников налоговых органов, осуществляющих работу с налогоплательщиками, ведь подчас неточное или несвоевременное составление документов может привести к судебному разбирательству с налогоплательщиком и вынесением решения не в пользу налогового органа. 
Существенной частью работы по взысканию задолженности по налоговым платежам является совершенствование средств и методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, включая организации в сфере естественных монополий, которые обеспечивают основную часть налоговых поступлений в бюджет. 

Необходима разработка эффективных методов оценки отраслевых особенностей, а также выявления сокрытия налоговой базы в зависимости от организационных и отраслевых особенностей крупнейших налогоплательщиков.

Повышение эффективности работы налоговых  органов по взысканию недоимки может осуществляться в части развития процессов персонифицированного уведомления плательщиков об образовавшейся задолженности, индивидуальной работы с вкладчиками проблемных банков, совершенствования механизма реструктуризации задолженности и проведения банкротства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

 

В настоящее время Российская Федерация  нуждается в оптимальной структуре налогов, создании стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов. Однако, именно в рамках реализации этих направлений, есть ряд проблем, без решения которых создание понятной, эффективной и справедливой отечественной налоговой системы невозможно.

Во-первых, проблема отношения государства  и налогоплательщиков. Очевидно, что, ожидания Правительства страны, что в ответ на либерализацию и значительное уменьшение налоговых ставок произойдет снижение уклонения от налогообложения, не оправдались. В связи с этим представляется, что одним из основополагающих факторов, определяющим степень уклонения от налогов, служит характер отношений между государством и налогоплательщиками. Если предоставляемые государством общественные блага неадекватны получаемым им доходам, если оно вместо создания условий для развития экономики создаст административные барьеры и бюджетные деньги тратятся неэффективно или вообще не по назначению, то налогоплательщики наверняка будут «минимизировать» свои налоговые выплаты. Поэтому, если российское государство действительно желает серьезного прогресса в борьбе с «теневой экономикой», необходимо не полагаться только на снижение ставок, а лучше распоряжаться бюджетными средствами, сократить коррупцию, детально отчитываться перед налогоплательщиками, доказывая, что уплаченные налоги использованы со смыслом.

Информация о работе Налоговая система РФ