Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:54, реферат
Актуальность темы исследования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
— ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;
— ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");
— точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.
Если налоговая ставка превышает объективную границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.
Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.
Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц.
Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.
Как мировой, так и отечественный
опыт свидетельствуют о
Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами.
Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.
А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Конституционный Суд РФ отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Таким образом, Конституция РФ не допускает взимания налогов или сборов на основе указов, постановлений, распоряжений или других актов органов исполнительной власти. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от производства и несанкционированного вмешательства исполнительной власти».
Конституция РФ не препятствует субъектам РФ до издания федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам их совместного с Российской Федерацией ведения, включая установление общих принципов налогообложения и сборов, с тем, однако, что принятый в опережающем порядке акт субъекта РФ после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним. Таким образом, субъекты РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать собственные налоги и сборы, но лишь в пределах, определенных Конституцией РФ, и с соблюдением основных прав и свобод граждан.
Регулируя налогообложение, субъекты РФ должны руководствоваться требованиями ст. 18 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. В законах субъектов РФ, устанавливающих налоги и сборы, должны учитываться конституционные принципы равенства (ч.1 ст. 19) и соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (ч.3 ст.55).
Установить
налог или сбор – не значит только
дать ему название, необходимо дать
определение в законе существенных
элементов налоговых
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
В соответствии
со п.3 ст. 75 Конституции РФ «система
налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным
В п. 4 ст. 15 Конституции ФР зафиксировано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В случае обнаружившегося
несоответствия или противоречия между
законом и международным
Приоритет норм международных договоров над нормами актов законодательства о налогах и сборах РФ подтвержден в ст. 7 НК РФ следующим образом: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации». Таким образом, международные договоры по вопросам налогообложения являются составной частью законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
Международные
договоры РФ, заключаемые на межгосударственном
или межправительственном уровне, подлежат
ратификации Федеральным
Для целей
налогообложения большое
До вступления в силу первой части НК РФ общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды, налогов, сборов, пошлин и других платежей, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов были определены в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с учетом изменений и дополнений (далее – Закон об основах налоговой системы).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ 31 июля 1998 г. (№ 146-ФЗ). В соответствии со ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями) часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых указанным законом были установлены иные сроки введения в действие. С этой даты Закон об основах налоговой системы был признан утратившим силу, за исключением п.2 ст. 18 и ст. 19-21, в результате чего до полного вступления в силу части второй НК РФ сохранили силу лишь отдельные нормы этого Закона, в частности, определяющие виды налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории РФ.
Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации подразделяется на законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания
возникновения (изменения,
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и
обязанности
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность
за совершение налоговых
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введение и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (данная норма вводится в действие со дня введения в действие части второй НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Важно подчеркнуть, что до полного введения в действие части второй НК РФ ссылки на положения НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон об основах налоговой системы и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на: а) акты органов исполнительной власти; б) акты исполнительных органов местного самоуправления; в) акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
ГТК РФ при издании указанных актов руководствуются также таможенным законодательством РФ.
МНС РФ, Минфин
России, ГТК РФ, органы государственных
внебюджетных фондов издают обязательные
для своих подразделений
Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ (НК), если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет
или ограничивает права