Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:02, реферат

Краткое описание

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
Цели создания негосударственных пенсионных фондов:
- повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
- повышение эффективности пенсионной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа.Толмачёва.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

Первым законодательным  актом закрепившим возможность перехода из государственного Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственный пенсионный фонд стал Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” (ст. 32), установивший, что застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

Затем федеральный закон  от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" закрепил, что граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через пенсионный фонд России и выбрать негосударственный пенсионный фонд (п.п.2 п.1 ст.31). 5

Наконец, были внесены изменения  в Закон «О негосударственных  пенсионных фондах». Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "О негосударственных пенсионных фондах", в соответствии с которым  исключительными видами деятельности НПФ являются:

- деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  фонда в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- деятельность в качестве  страховщика по обязательному  пенсионному страхованию;

- деятельность в качестве  страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию.

Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.

Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

Развитие негосударственных  пенсионных фондов в настоящее время  сдерживается несколькими факторами, основные из которых:

- общее состояние экономики,  лишающее возможности, как граждан,  так и предприятия формировать  долгосрочные сбережения;

- не до конца проработанное  законодательство и система налогообложения  НПФ; 

- слабое развитие собственной  инфраструктуры (из 89 регионов России  НПФ пока есть только в 51 и по этому показателю уступают  государственному пенсионному фонду,  который повсюду имеет отделения);

- осторожность населения  по отношению к финансовым  институтам после финансовых  крахов 1994 - 1995 гг.;

- недостаточная информированность  населения об особенностях деятельности  негосударственных пенсионных фондов, их месте и роли в пенсионной системе России.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять  целому ряду требований. Прежде всего она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий, и условий их назначения. Дополнительная пенсионная система может формироваться как за счет установленных выплат, так и за счет установленных взносов и быть, солидарной либо накопительной, или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).

Обязательным условием применения пенсионной схемы фонда является получение участником фонда пенсии в размере не менее половины минимальной  государственной пенсии по старости, при общем трудовом стаже, необходимом  для назначения полной пенсии, установленной  законодательством РФ на момент заключения пенсионного договора. Установление предельного размера пенсии находится  в ведении тех структур, которые  создают негосударственные пенсионные системы.6

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  состояние негосударственных пенсионных фондов

Предпосылки современной  пенсионной реформы

• В России растет количество пенсионеров, а значит - требуется  больше пенсионных отчислений из налогов

• Возрастает налоговая  нагрузка на зарплату трудоспособного  населения

• Пенсионный фонд испытывает дефицит поступлений

• При распределительной  системе размер пенсии мизерный и  нет ресурсов для ее роста до достойного уровня

• При сложившейся демографической  и экономической ситуации старая распределительная пенсионная система  грозила социальным кризисом - нужна  была новая государственная пенсионная система, которая позволяет трудоспособному  населению заранее обеспечивать свою будущую пенсию, т.е. накопительная  пенсионная система.7

Реформа делает попытку решения  ряда проблем, которые были присущи  старой пенсионной системе:

1) Очень сложные формулы  пенсионных выплат в сочетании  с излишне щедрыми правами  на получение пенсии, включая  ранний выход на пенсию для  работников многих сфер,

2) Смешанный характер  задач, решаемых через пенсионные  формулы (распределение, страхование,  сбережение) в сочетании с высокой  ставкой налогов (28%), низкой мотивацией  для физических лиц к уплате  взносов в систему, искаженными  рынками труда и повышенной  мотивацией к раннему выходу  на пенсию и

3) Растущая финансовая  нагрузка в связи с уменьшением  количества лиц, уплачивающих  взносы, и увеличением количества  пенсионеров, что является результатом  таких явлений, как рост сокращения  штатов, уклонения от уплаты налогов,  рост безработицы и старение  населения.

Первой задачей реформы  является снижение сложности пенсионной системы путем применения простой  формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для получения права  на пенсию. Второй задачей является повышение мотивации физических лиц к уплате взносов и к  более продолжительному периоду  работы, что будет способствовать повышению уровня платежеспособности пенсионной системы. Наконец, введение накопительного элемента призвано увеличить  размер пенсии наряду с развитием  рынка ценных бумаг и содействием  экономическому росту.

Существуют также факторы  риска развития пенсионной системы: риск, связанный с недостатками структуры  пенсионной системы, риск финансовой несостоятельности, риск плохого управления пенсионными  активами, а также фактором риска  является слабый административный потенциал  осуществления реформы. Преодоление  этих рисков является решающим условием успешной реализации программы реформы.8

Структура пенсионной реформы

В России Пенсионная реформа  вошла в силу с 2002 года. Основными понятиями, используемыми в данной реформе являются:

• Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых  государством мер для обеспечения  граждан пенсией.

• Страховые взносы на ОПС - обязательные платежи в ПФР работодателей  за своих работников для получения  застрахованными лицами пенсии в  размере, зависящем от этих платежей.

• Фиксированный платёж - уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование индивидуальными  предпринимателями и приравненными  к ним физическими лицами и  адвокатами.

• Трудовая пенсия - ежемесячная  денежная выплата в целях компенсации  гражданам заработной платы или  иного дохода, либо в случае утраты нетрудоспособными членами семьи  застрахованного лица в связи  с его смертью.

• Страховая часть состоит  из:

- базовой части (фиксированная  сумма, гарантированная государством. С 1 января 2010 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 2 562 рубля)9

- сумм перечисленных страховых  взносов за конкретного человека.

• Накопительная часть - это резерв, направляемый на инвестирование. Доход также фиксируется на лицевом  счете и выплачивается при  назначении трудовой пенсии.

• Страховщик - Пенсионный фонд России (ПФР). Страховщиками по обязательному  пенсионному страхованию наряду с ПФР могут являться и негосударственные  пенсионные фонды в случаях, предусмотренных  в специальных законах (например, по накопительным средствам).

• Страхователи - организации  любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в  соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы.

• Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные  граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у  которых отношения по обязательному  социальному страхованию возникают  в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования.10

Если рассмотреть схему  формирования пенсионных накоплений (Рис. 1.), то можно увидеть, что обеспечение  пенсией производится посредством  накопленных за все время работы взносов. Для работника в системе  заводится личный счет, на который  и зачисляются накопительные  средства. Различные пенсионные фонды  предлагают инвестирование накоплений, что зачастую дает благотворный результат  и позволяет увеличить сумму  выплат.

В 2010 году размер страховых взносов, перечисляемых работодателем остался на уровне, установленном в 2009 году, 26% от фонда оплаты труда.

Тариф страховых взносов  на 2013 год во внебюджетные фонды установлен в размере 38%.Статьями 12 и 57 Закона № 212-ФЗ установлены размеры страховых взносов, перечисленные в таблице 1.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

 

 

Изменение численности  НПФ преимущественно связано  со следующими факторами:

  • ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
  • предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 г.

Вследствие этих факторов в последние годы происходит процесс объединения фондов.

6 крупнейших  НПФ по объёму пенсионных резервов  по состоянию на 01.01.2014:11

  1. НПФ Газфонд
  2. НПФ Благосостояние
  3. НПФ Транснефть
  4. НПФ Электроэнергетики
  5. НПФ Нефтегарант
  6. НПФ СберФонд РЕСО

6 крупнейших  НПФ по объёму пенсионных накоплений  по состоянию на 01.01.2014:

  1. НПФ Лукойл-Гарант
  2. НПФ Благосостояние
  3. НПФ Норильский Никель
  4. НПФ Электроэнергетики
  5. НПФ Сбербанка
  6. НПФ Газфонд

Система негосударственных  пенсионных фондов, действующая в  Российской Федерации в настоящее  время, представлена 296 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных  пенсионных фондов при Минтруде России.

 Негосударственные пенсионные  фонды расположены в 54 субъектах  Российской Федерации, в том  числе в Москве - 113 фондов, в Санкт-Петербурге - 19, Нижегородской и Самарской  областях - по 9. Участники фондов  проживают в 80 субъектах Российской  Федерации. 

По данным ЦБ РФ России, по состоянию на 01.01.2013 г. в систему негосударственного пенсионного обеспечения входят 301 фонда (291), 100 из которых зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.12 Собственное имущество фондов составляет 344,3 (345,3) млрд. рублей, в том числе пенсионные резервы - 277,4 (285,3) млрд. рублей, пенсионные накопления - 2,2 млрд. рублей. (По сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации, ПФР направил Реестр от 27 марта 2006 года № 2/2006 НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, которым переданы средства пенсионных накоплений на общую сумму 4,61 млрд. рублей.)13

Действующие пенсионные фонды  организованы в наиболее успешно  развивающихся секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) – на предприятиях топливно-энергетического  комплекса, 8 (12,1%) – на предприятиях транспорта.(Диаграмма 2.)

Глава 3. Перспективы  развития негосударственных пенсионных фондов

Успешная реализация социальных программ, повышение жизненного  уровня россиян, и пожилых людей  в частности – одна из важнейших  задач государства и общества на сегодняшний день.  На этом постоянно  в своих выступлениях акцентируют  внимание Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин.

В.Путин поручил правительству организовать самое широкое обсуждение стратегии развития пенсионной системы до 2030г., в том числе с участием вице-премьеров, ответственных за социальные вопросы и экономику, а также с использованием инструментов "Открытого правительства".14

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды