Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:32, курсовая работа
Одним из направлений государственного регулирования банковской деятельности является банковский надзор. Так, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков
С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:
· баланс;
· отчет о прибылях / убытках.
· размер капитала;
· Н 1 - норматив достаточности капитала;
· величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.
Банк России - публикует сводный отчет о финансовом состоянии крупных КО.
Таким образом, при глубокой проверке и разнообразности методов Банк России способен своевременно выявить проблемы и наметить способы решения.
3. Анализ состояния банковского надзора в России
За 2010 год общее количество зарегистрированных
кредитных организаций
В отчетном году были зарегистрированы 2 вновь созданные кредитные организации, в том числе 1 банк с участием иностранного капитала и 1 небанковская кредитная организация (в 2009 году - 7 кредитных организаций: 5 банков, в том числе 3 банка с иностранным капиталом, и 2 небанковские кредитные организации).
В отчетном году по сравнению с 2009 годом увеличилось количество реорганизованных кредитных
организаций:
- 19 банков были присоединены
к другим кредитным
- 7 кредитных организаций изменили организационно-правовую форму из общества с ограниченной ответственностью на акционерное общество (столько же в 2009 году).
За 2010 год совокупный уставный капитал
действующих кредитных
В отчетном году на 8,1% уменьшилось количество филиалов действующих кредитных организаций - на 1.01.2011 их количество составило 2926 (на 1.01.2010 - 3183). Из общего количества филиалов кредитных организаций на территории Российской Федерации по состоянию на 1.01.2011 действовали 574 филиала Сбербанка России, их количество за год сократилось на 71.
В 2010 году общее количество внутренних
структурных подразделений
В 2010 году Банк России зарегистрировал 237 выпусков ценных бумаг кредитных организаций (в 2009 году было зарегистрировано 309 выпусков ценных бумаг). Номинальный объем зарегистрированных выпусков ценных бумаг в 2010 по сравнению с 2009 годом уменьшилось с 656,0 до 228,2 млрд. рублей.[16]
При этом доля размещенных от числа зарегистрированных в 2010 году выпусков облигаций составила 45,7%, номинальный объем таких выпусков облигаций составил 40,7 млрд. рублей (в 2009 году - 27,5% и 45,1 млрд. рублей соответственно).
В 2010 году, как и в предыдущие годы, к кредитным организациям применялись в основном предупредительные меры воздействия. В их составе основное место занимало направление письменной информации в адрес руководства банков (направлена в адрес 994 банков). Территориальными учреждениями Банка России по разным вопросам были проведены совещания с 510 банками. Принудительные меры воздействия в виде требований об устранении нарушений применялись в отношении 616 банков, штрафные санкции - 280 банков, ограничения отдельных операций - 76 банков, запретов на осуществление отдельных банковских операций - 42 банков, запретов на открытие филиалов - 31 банка.
В ходе проведенных в 2010 году проверок выявлено 14 841 нарушение в деятельности кредитных организаций (их филиалов). Наибольшее количество нарушений выявлено при проведении кредитных операций (4385 нарушений). Значительное количество нарушений по-прежнему касается несоблюдения требований законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (2935 нарушений).
Отдельные нарушения были связаны с организацией кассовой работы (909 нарушений), несоблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и контроля (914 нарушений), организацией работы по ведению бухгалтерского учета (880 нарушений). В 1347 случаях выявленные в ходе проверок нарушения позволили сделать вывод о недостоверности учета и отчетности кредитных организаций.
Всего в 2010 году было проведено 1079 проверок, в том числе 753 проверки кредитных организаций (71% от количества действующих на 1.01.2010) и 326 -филиалов кредитных организаций (29% от общего количества всех проверок), включая 34 проверки филиалов Сбербанка России.
В рамках реализации Федерального закона от 27.10.2008 № 175-73 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее - Федеральный закон № 175-ФЗ) Банком России совместно с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство) в течение 2010 года осуществлялись меры по предупреждению банкротства 14 банков.
Финансирование мероприятий по финансовому оздоровлению в рамках Федерального закона № 175-ФЗ осуществляется за счет средств имущественного взноса Российской Федерации в Агентство либо за счет кредитов Банка России, предоставляемых Агентству на срок до 5 лет. В 2010 году Банком России было выделено указанных кредитов на общую сумму 2,7 млрд. рублей, погашено - 63,4 млрд. рублей. По состоянию на 1.01.2011 задолженность Агентства перед Банком России по кредитам, предоставленным в соответствии с Федеральным законом № 175-ФЗ, составила 106,2 млрд. рублей.
По состоянию на 1.01.2011 действовало 18 временных администраций по управлению кредитными организациями, которые были назначены в связи с отзывом у банков лицензий на осуществление банковских операций.
Во исполнение Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 177-ФЗ) в 2010 году Банком России осуществлялся надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.
По
состоянию на 1.01.2011 участниками системы
обязательного страхования
В 2010 году Банком России в соответствии со статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отозваны лицензии на осуществление банковских операций у 27 кредитных организаций (в 2009 году - у 44 кредитных организаций). Также у 1 кредитной организации (в 2009 году - у 3 кредитных организаций) лицензия аннулирована в связи с принятием решения акционерами (участниками) о добровольной ликвидации.
В 2010 году лицензии на осуществление банковских операций отзывались в основном в связи с не исполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая применение мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (22 кредитные организации, или 81,5% отозванных лицензий, в 2009 году - 34, или 77,3%).
В ходе инспекционных проверок 907 кредитных организаций и (или) их филиалов (что составляет 72% всех завершенных в 2010 году плановых и внеплановых проверок) были рассмотрены вопросы соблюдения ими законодательства о ПОД/ФТ. По результатам проверок по совокупности выявленных нарушений, включая нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ, к кредитным организациям были применены различные меры воздействия:
-
предупредительные - доведение до
сведения руководства
-
принудительные - предъявление требований
об устранении выявленных
- наложение штрафов (104 случая);
- введение ограничений либо
запретов на осуществление
Из анализа следует, что в 2010 году были проведены более тщательные проверки, что выявило недостоверности предоставленной информации, это привело к уменьшению кредитных организаций, реорганизаций и т.п.
4. Зарубежный опыт банковского надзора и системы регулирования банковской деятельности
Основными макроориентированными целями банковского надзора являются:
· защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;
· поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения "системных рисков" (заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);
· защита фонда страхования от потерь в тех странах в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.[9,C.181]
В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании, Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки.
В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка.
Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и инспектирование (инспекционные проверки на местах).
В зависимости от особенностей отдельных стран упомянутые виды надзора неодинаково трактуются.
В ряде стран, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор; в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.
Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора в этих странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмам, которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора.
Центральные банки упомянутых стран
получают и проверяют заверенные
внешними аудиторами годовые балансы,
а также ежемесячные или
В Великобритании внешние аудиторы
могут, а в Нидерландах и Франции
обязаны незамедлительно
Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов его проведения. Как правило, функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством, подотчетным парламенту или президенту, например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), как в США.
Деятельность надзорных
В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей.
Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 г. нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказался в затруднительном финансовом положении.
Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию - государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии - Генерального секретариата - являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка.
В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов.
В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).
Контроль за банками штатов - членами ФРС, депозиты которых застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов ).Кроме того их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.
Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в ФКСД,контролируются двумя структурами - банковскими органами штатов и ФКСД.Банки штатов,не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД,находятся под контролем властей штатов.
Информация о работе Необходимость и сущность банковского надзора