Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:16, курсовая работа
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Финансовое правоотношение возникает только по поводу денежных средств (финансовых ресурсов), вне зависимости от их формы выражения. Оно относится к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой.
Как и любое другое правоотношение, финансовое правоотношение возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название «юридические факты».
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика субъектов финансового права 5
Глава 2. Особенности Российской Федерации, как субъекта финансового права 9
2.1. Финансовая деятельность Российской Федерации 9
2.2. Финансово-правовые акты Российской Федерации 15
2.3. Государственные органы Российской Федерации, осуществляющие финансовую деятельность 17
2.4. Финансовая система Российской Федерации 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Страхование бывает двух видов:
1) обязательное;
2) добровольное.
В зависимости от вида объектов страхования оно подразделяется:
- на личное;
- имущественное.
Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший институт финансовой системы Российской Федерации, так как непосредственно связаны с производством необходимой обществу продукции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализации которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъектов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Финансы хозяйствующих субъектов как фонды денежных средств представляют собой один из внутренних доходных источников денежных фондов государства. В процессе финансовой деятельности предприятия вступают в финансовые отношения с государством по уплате налогов и других платежей в бюджетные фонды и по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов (в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.).14
По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством денежной системы, единством форм финансовой документации и единой правовой базой. Правовую базу финансов предприятий образуют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др.
Финансы населения представляют собой денежные средства граждан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в личном распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осуществлении своей финансовой политики. Однако, к сожалению, в литературе по финансовому праву при характеристике финансовой системы Российской Федерации этот институт остается без внимания.
Изложенное позволяет сформулировать определение финансовой системы Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства.
Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.
В зависимости от организационно-правового статуса можно выделить следующие группы субъектов финансового права:
1) территориальные публичные образования;
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
Финансовую деятельность
государства нужно
Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы:
1) нормативные;
2) индивидуальные;
3) финансово-плановые.
В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.
Все органы государства,
принимающие участие в
К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.
К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.
Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуальная сторона правового явления - с материальной. Финансовая система государства - это статика финансовой деятельности государства, в известной степени ее «фотография».
Нормативно-правовые акты
Специальная литература
1 Корнилов Д. Л. Давность привлечения лица к налоговой ответственности и давность взыскания санкции / Д. Л. Корнилов // Финансовая газета. – 2010. – № 9. – С. 4.
2 Борзенков Г. H. Новое финансовое право России: Общая часть. Учебное пособие / Г. Н. Борзенков. – М.: НОРМА-М, 2009. – С. 45.
3 Аверкиева Ю. П. Финансовое право / Ю. П. Аверкиева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 121.
4 Сидорова М. Г. К вопросу о санкциях и юридической ответственности в финансовом праве / М. Г. Сидорова // Журнал российского права. – 2011. – № 1. – С. 25.
5 Аверкиева Ю. П. Финансовое право / Ю. П. Аверкиева. – М.: Просвещение, 2009. – С. 205.
6 Гладкий Ю. Н. Финансовая политика России / Ю. Н. Гладкий. – М.: Финансы и статистика, 2011. – С. 194.
7 Годме П. М. Финансовое право / П. М. Годме. – М.: НОРМА-М, 2009. – С. 156.
8 Калымов П. М. Государство и рынок / П. М. Калымов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 129.
9 Корнилов Д. Л. Давность привлечения лица к налоговой ответственности и давность взыскания санкции / Д. Л. Корнилов // Финансовая газета. – 2010. – № 9. – С. 4.
10 Химичева Н. И. Бюджетное право и бюджетное устройство в Российской Федерации / Н. И. Химичева // Право и экономика. – 2010. – № 9. – С. 34.
11 Химичева Н. И. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов / Н. И. Химичева // Право и экономика. – 2010. – № 11. – С. 20.
12 Сидорова М. Г. К вопросу о санкциях и юридической ответственности в финансовом праве / М. Г. Сидорова // Журнал российского права. – 2011. – № 1. – С. 25.
13 Финансовое право / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2009. – С. 162.
14 Финансовое право. Учебник / под ред. В. М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – С. 215.
Информация о работе Особенности Российской Федерации, как субъекта финансового права