Понятие, предмет и система финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:03, лекция

Краткое описание

Предметом финансового права являются общественные отношения в сфере финансовой системы государства, распределении предметов ведения между центральной властью и властью субъектов Федерации или местного самоуправления, а также регулирование разнообразных институтов финансового права. Предмет можно подразделить на некоторые институты, которые определяются однородностью правоотношений. Так институтами финансового права являются – кредитования, бюджетная система, эмиссия ценных бумаг, денежные отчисления в казну, управление государственным имуществом и материальными ценностями.

Содержание

1. Предмет финансового права. Виды и признаки финансовых отношений. Соотношение финансовых отношений и других смежных общественных отношений.
2. Понятие финансового права. Источники финансового права. Место финансового права в системе права. Соотношение финансового права с другими отраслями права.
3. Методы правового регулирования, используемые финансовым правом. Финансово-правовой договор, его отличительные черты и виды.
4. Система финансового права. Разделы и институты общей части и особенной части финансового права.
5. Понятие, признаки, виды и структура финансово-правовых норм.
6. Понятие, признаки и виды финансовых правоотношений. Субъекты финансовых правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право семинар 2.docx

— 20.36 Кб (Скачать файл)

Семинар 2

Понятие, предмет и система  финансового права 

 

1. Предмет финансового права. Виды и признаки финансовых отношений. Соотношение финансовых отношений и других смежных общественных отношений.

2. Понятие финансового права. Источники финансового права. Место финансового права в системе права. Соотношение финансового права с другими отраслями права.

3. Методы правового регулирования, используемые финансовым правом. Финансово-правовой договор, его отличительные черты и виды.

4. Система финансового права. Разделы и институты общей части и особенной части финансового права.

5. Понятие, признаки, виды и структура финансово-правовых норм.

 

6. Понятие, признаки и виды финансовых правоотношений. Субъекты финансовых правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

 

 

1. Под предметом финансового праванужно понимать группу отношений, на которую оказывают воздействия нормы финансового права. При помощи предмета отрасли права отличаются между собой. Также наличие своего собственного предмета означает самостоятельность правовой отрасли.

 

Предметом финансового права являются общественные отношения в сфере  финансовой системы государства, распределении  предметов ведения между центральной  властью и властью субъектов  Федерации или местного самоуправления, а также регулирование разнообразных  институтов финансового права. Предмет  можно подразделить на некоторые  институты, которые определяются однородностью  правоотношений. Так институтами  финансового права являются –  кредитования, бюджетная система, эмиссия  ценных бумаг, денежные отчисления в  казну, управление государственным  имуществом и материальными ценностями.

Отношения, составляющие предмет финансового права очень сильно различаются между собой, так как финансовое право очень многогранная наука и отрасль права. Она неразрывно связана со многими общественными структурами распределения и производства.

  • Основная особенность предмета финансового права заключается в субъективном составе участников финансовых правоотношений.
  • В обязательном порядке, одним из участников должно быть государство, это определяется властным характером правоотношений и особой значимостью их для функционирования государства и его системы.
  • Без государства финансовые отношения не возникают, а следовательно нет и предмета изучения финансового права.

 

Виды финансовых отношений:

  • Финансовые отношения юридического лица и государства.  Все юридические лица  государству платят налоги.  Взимание налогов — главное право любого государства.  Государство  юридическому лицу обеспечивает нормальное функционирование, его финансовую и правовую поддержку.
  • Между государством и физическим лицом. Физические лица платят налоги государству, за это государство им обеспечивает социальные гарантии и пр., так как деньги налогоплательщиков  идут на содержание социальных организаций и на другие затраты государства.
  • Финансовые отношения между субъектами. Они наступают  при взаимодействиях предприятий и компаний, заключении договоров, аренде,  реализации сырья, купле-продаже ценных бумаг.
  • Отношения между  предприятием и вышестоящим органом.  Ведомственные и межотраслевые отношения, отчисления в различные фонды.
  • Отношения,  осуществляющиеся   внутри предприятия или фирмы. Это отношения между работниками, подразделениями в процессе производства.
  • Финансовые отношения компании с банками, финансовыми биржами, организациями страхового сектора.

 

2. Понятие финансового права является самостоятельной отраслью и входит в систему публичного права. Оно регулирует различные правоотношения, которые возникают в процессе создания и использования денежных средств и материальных ценностей, включенных в бюджетные и небюджетные фонды. Предметом финансового права являются общественные правоотношения, возникающие между государством и другим субъектом по поводу использования материальных благ и средств.

Указанное право использует практически все методы правового воздействия, но преимущественным является властный, императивный метод. Это обуславливается важностью финансовых правоотношений для общества и государства. Императивные нормы создают правила поведения, которые ни в коем случаи не могут нарушаться участниками финансовых правоотношений.

  • Финансовое право входит в систему публичного права и имеет отличительную особенность от других отраслей. Такая особенность заключается в субъектном составе участников финансовых правоотношений. В обязательном порядке одной стороной должно выступать государство или органы местной власти, без них финансовые правоотношения не возникают и надобность в применении норм финансового права отсутствует.

Источники финансового правасодержатся в различных законах, актах органов исполнительной власти и местного самоуправления. Совокупность таких разнообразных актов образует финансовое законодательство, которое регулирует финансовые правоотношения. Законы и подзаконные акты могут издаваться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации и местной власти. Например, бюджет государства в целом и бюджеты населенных пунктов.

ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ФИНАНСОВОГО  ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ КОНСТИТУЦИЯ.

Именно в ней закрепляются финансовое право и обязанности, основы и цели финансово деятельности государства. Конституция служит базовым элементом для развития всего финансового законодательства. Конституционные нормы в области финансового права имеют преимущественное значение перед остальными нормами права. В конституции большое внимание уделено бюджету и бюджетному праву, потому что именно бюджет является финансовой основой деятельности государства.

  • Финансовая деятельность государства регулируется при помощи налогового и бюджетного кодекса, которые также составляют источник финансового права.
  • Специальные законы регулируют отдельные институты финансового права, они принимаются по мере надобности, имеют финансовый характер и регулируют группы общественных отношений, которые объединяются  по определенным критериям.
  • Огромное значение имеют различные Указы Президента и акты Правительства. Они конкретизируют положения закона и упрощают применение норм финансового права на практике.

3.  Под методом финансового правапонимаются основные правила и способы воздействия норм права на регулируемые правоотношения. Для финансового права характерно применение метода властных предписаний. Это обусловлено спецификой финансовых правоотношений, обязательным участником которых является государство. Такой метод свойственен многим отраслям права, например, административному или конституционному. Но это право имеет  метод немного отличается по кругу властных субъектов и специфике правоотношений. Такие предписания затрагивают в основном систему отчислений и платежей в федеральный бюджет и различные внебюджетные фонды, использование бюджетных средств и материальных ценностей.

  • Метод властных предписаний ставит условия, при которых возможно совершение того или иного действия, например, внутренние государственные займы. Их порядок определяется только государством и никогда не будет изменен по соглашению сторон.
  • Властные предписания выносятся органами, осуществляющими регуляцию финансовых правоотношений. К таким органам относят налоговые органы, кредитные и финансовые органы.

ТАКЖЕ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ  ПРИМЕНЯЮТСЯ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ, ХОТЯ НЕ ТАК ОБШИРНО КАК МЕТОД ПРЕДПИСАНИЙ.

Например, метод согласования или  рекомендации. Такие разновидности  методов правового воздействия  становятся очень популярными. Это, прежде всего, связано с повышенной самостоятельностью субъектов финансового права , как различных предприятий и организаций, так и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

4. Нормы финансового права имеют четкую структуру и образуют целостную систему. Совокупность норм, осуществляющих регуляцию финансовых правоотношений, образует финансовое законодательство. Согласно Указа Президента нормы финансового права образуют целостную систему законодательства о финансах и кредите. В систему финансового права входит бюджетный кодекс и иные нормативные акты, регулирующие финансовые правоотношения. Например, закон Российской Федерации о бюджете, или законы субъектов Российской Федерации о местных бюджетах.

СИСТЕМУ ФИНАНСОВОГО ПРАВА ПРИНЯТО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ НА ОБЩУЮ И ОСОБЕННУЮ ЧАСТЬ.

  • В общую входят нормы, которые регулируют наиболее общие понятия, такие как принципы, функции и задачи, сфера действия законодательства, определение круга субъектов и объекта правоотношений, систему государственной власти и органов, осуществляющих регулирование финансовой деятельности. Сюда же можно отнести и финансовый контроль и нормы ответственности за нарушение финансового законодательства.
  • В особенную часть входят нормы права, которые регулируют наиболее схожие группы правоотношений, именуемые институтами. Так к особенной части можно отнести институт бюджетного права, институт внебюджетных фондов, институт кредитования и страхования и многие другие.

Систематизация норм финансового  права необходима для более быстрого и правильного их применения в  конкретно сложившейся ситуации. Стремительно развивающиесяфинансовое право отношение заставляют государства принимать новые право нормы, регулирующие их.

5.  Финансово-правовые нормы могут быть следующих видов:   
- запрещающие нормы - запрет на совершение каких-либо действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т. п.);   
- обязывающие нормы - обязанность совершить какие-либо действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);  
-  уполномочивающие нормы - определяют полномочия участников финансового правоотношения в совершении определенных действий (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т.д.).


Информация о работе Понятие, предмет и система финансового права