Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 22.72 Кб (Скачать файл)

2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления

Финансовая  деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

Финансовая  деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности.

Во-первых, она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления).

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

В процессе финансовой деятельности применяются разнообразные  методы. Чтобы привлечь денежные средства в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные  целевые денежные фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Основными обязательными  платежами в государственный  или местный бюджет выступают  налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Метод обязательных платежей применяется и при государственном  страховании (обязательное страхование  пассажиров и др.). Вместе с тем  используются и добровольные методы для формирования государственных  и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических  и физических лиц, вклады в банки  и т. д.

Применяются два основных метода при распределении государственных и муниципальных денежных средств: финансирование, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Они подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, особенностей правового статуса получателей и т. д. В последнее время у финансирования появляются черты, сходные с кредитованием: в виде исключения законодательство устанавливает условия, при наличии которых финансирование производится на возвратной и возмездной основе (например, финансирование капитальных вложений из бюджетных средств). Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами.

В методах финансовой деятельности Российского государства  произошли существенные перемены в  связи с переходом к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, наполнились новым содержанием.

3. Конституционные основы (принципы) финансовой деятельности

Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так  и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными  в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.

Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Единство  финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная  направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Задача №1

Финансы - это понятие одновременно экономической и юридической наук {схема № 1).  
Для уяснения сущности любого понятия необходимо показать его место в понятийном аппарате науки. Для этого следует назвать хотя бы одну более общую по отношению к рас-сматриваемомупонятию категорию, а затем определить объем и содержание рассматриваемого понятия.  
Понятие «финансы» является менее общим по отношению к категории «денежное хозяйство страны». Последняя помимо понятия «финансы» включает такие понятия, как «деньги», «кредит», «прибыль», «заработная плата» и др.  
Если принять за основу постулат «экономические отношения представляют собой отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления», то «денежное хозяйство» обслуживает лишь ту часть экономических отношений, которая проходит денежную стадию. Соответственно за пределами категории «денежное хозяйство» остаются воз-никающие в обществе натуральные отношения.  
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой  
финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых про-исходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.  
При этом часто понятие «финансы» объясняется через раскрытие его экономического и материального содержания.  
Как экономическая категория финансы - это система стоимостных (денежных) отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода.  
По своему материальному содержанию финансы - это денежные фонды, мобилизуемые и используемые госу-дарством и местными органами для реализации своих функций.  
Другие авторы понимают финансы не так широко и считают, что финансовые отношения характеризуются их без эквивалентностью, т. е. имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости. В связи с этим финансовые отношения не возникают на стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной».  
Таким образом, согласно этой точке зрения, финансовые отношения - это отношения, возникающие на стадии распределения, а отношения, возникающие на стадиях обмена и перераспределения, не являются финансовыми. 

Обе группы ученых сходятся во мнении, что специфиче-скими признаками финансов, выделяющими их из всей массы денежных отношений, являются:  
денежный характер: финансы - это всегда денежные отношения;  
одна из сторон в этих отношениях - государство или уполномоченный государством орган;  
движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.  
Недостатком рассмотренных точек зрения является смешение понятийных аппаратов различных наук: экономики и юриспруденции. Между  
Финансы: Учебник. М., 1993. С. 10.  
И тем верные с экономической точки зрения определения для юридической науки не имеют практического смысла.  
Если в юридической науке оперировать экономическим пониманием финансов, согласно которому финансы - это отношения, то совершенно исчезает различие между понятиями «финансы» и «финансовые правоотношения». В связи с этим слушателю становится совершенно не ясно, почему курсфинансового права начинается с темы, в которой следует объяснение понятия «финансы», а затем, когда раскрывается содержание термина «финансовые правоотношения», речь идет как бы совершенно о другом, хотя, по смыслу в обоих случаях говорят об одном и том же.  
На самом деле верное с экономической точки зрения определение не вполне совместимо со всем комплексом понятий, применяемых в юридической науке.  
В юридической науке финансы - это совокупность не экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, а  
фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения

Задача №3

Так как главной характеристикой  финансовых отношений является их распределительный  характер, то и главной функцией финансов является распределительнаяфункция.

Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного  общественного продукта, участвуя как  в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения  охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный, местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

В целом распределительная  функция финансов позволяет:

· создавать целевые фонды  денежных средств на уровне хозяйствующих  субъектов, населения, государства, органов  местного самоуправления;

· осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между  производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами [30, с.12].

Наряду с распределительной к главным функциям финансов относится и контрольная функция. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса.

Основу контрольной функции  составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Существует необходимость  координации в реализации двух указанны функций, так как если контрольная функция не осуществляется на практике, то и невозможно судить об эффективности распределительной функции.

Распределительная функция  осуществляется не стихийно, а в  соответствии с правовыми нормами. Следовательно, можно говорить о  третьей функции финансов -регулирующей.

Регулирующая функция  финансов проявляется не только на уровне государства и хозяйствующих  субъектов, но и в организации  собственно финансовых отношений в  иерархии ее построения.


Информация о работе Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления