Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:12, реферат
Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.
2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности.
Во-первых, она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.
Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления).
В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.
В процессе финансовой
деятельности применяются разнообразные
методы. Чтобы привлечь денежные средства
в бюджетную систему, внебюджетные
государственные и
Применяются два основных метода при распределении государственных и муниципальных денежных средств: финансирование, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Они подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, особенностей правового статуса получателей и т. д. В последнее время у финансирования появляются черты, сходные с кредитованием: в виде исключения законодательство устанавливает условия, при наличии которых финансирование производится на возвратной и возмездной основе (например, финансирование капитальных вложений из бюджетных средств). Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами.
В методах финансовой
деятельности Российского государства
произошли существенные перемены в
связи с переходом к рыночным
отношениям. Они стали более
3. Конституционные основы (принципы) финансовой деятельности
Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права.
Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества.
Принцип федерализма (ст. 5 ч. 3, 7, 72, 73) предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами как выполнение функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.
Единство финансовой политики и денежной системы (ст. 8). Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.
Самостоятельность финансовой деятельности (ст. 12, 130–133) органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Социальная направленность финансовой деятельности (ст. 7) в РФ вытекает, как уже отмечалось, из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных и исполнительных органов власти.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности (ст. 32) государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Принцип гласности (ст. 15). Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.
Принцип плановости (ст. 71, 114,132) выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Принцип законности (ст. 1, 15, 57) означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Задача №1
Финансы - это понятие одновременно
экономической и юридической наук {схема
№ 1).
Для уяснения сущности любого понятия необходимо
показать его место в понятийном аппарате
науки. Для этого следует назвать хотя
бы одну более общую по отношению к рас-сматриваемомупонятию катег
Понятие «финансы» является
менее общим по отношению к категории
«денежное хозяйство страны». Последняя
помимо понятия «финансы» включ
Если принять за основу постулат «экономические
отношения представляют собой отношения
людей в процессе производства, обмена,
распределения и потребления», то «денежное
хозяйство» обслуживает лишь ту часть
экономических отношений, которая проходит
денежную стадию. Соответственно за пределами
категории «денежное хозяйство» остаются
воз-никающие в обществе натуральные отношения.
Наиболее распространена точка зрения,
согласно которой
финансы - это
экономические денежные отношения по
формированию, распределению и использованию
фондов денежных средств государства,
его территориальных подразделений, а
также предприятий, организаций и учреждений,
необходимых для обеспечения расширенного
воспроизводства и социальных нужд, в
процессе осуществления которых про-исходит
распределение и перераспределение общественного
продукта и контроль за удовлетворением
потребностей общества.
При этом часто понятие «финансы» объясн
Как экономическая категория финансы - это
система стоимостных (денежных) отношений,
в процессе которых формируются государственные
и муниципальные денежные фонды в результате
распределения и перераспределения национального
дохода.
По своему материальному содержанию финансы - это денежные
фонды, мобилизуемые и используемые госу-дарством
и местными органами для реализации своих
функций.
Другие авторы понимают финансы не так
широко и считают, что финансовые отношения
характеризуются их без эквивалентностью,
т. е. имеет место одностороннее (без встречного
эквивалента) движение денежной формы
стоимости. В связи с этим финансовые отношения
не возникают на стадии обмена, где наблюдается
«двустороннее (встречное) движение стоимостей,
одна из которых находится в денежной
форме, а другая - в товарной».
Таким образом, согласно этой точке зрения, финансовые отношения -
это отношения, возникающие на стадии
распределения, а отношения, возникающие
на стадиях обмена и перераспределения,
не являются финансовыми.
Обе группы ученых
сходятся во мнении, что специфиче-скими
признаками финансов, выделяющи
денежный характер: финансы - это
всегда денежные отношения;
одна из сторон в этих отношениях - государство
или уполномоченный государством орган;
движение в форме финансовых ресурсов,
мобилизация и использование которых
осуществляются через денежные фонды.
Недостатком рассмотренных точек зрения
является смешение понятийных аппаратов
различных наук: экономики и юриспруденции.
Между
Финансы: Учебник. М., 1993. С. 10.
И тем верные с экономической точки зрения
определения для юридической науки не
имеют практического смысла.
Если в юридической науке оперировать
экономическим пониманием финансов, согласно
которому финансы - это
отношения, то совершенно исчезает различие
между понятиями «финансы» и «финансовые правоотношения».
В связи с этим слушателю становится совершенно
не ясно, почему курсфинансового права
начинается с темы, в которой следует объяснение понятия «финансы»,
На самом деле верное с экономической
точки зрения определение не вполне совместимо
со всем комплексом понятий, применяемы
В юридической науке финансы - это
совокупность не экономических отношений,
возникающих в процессе создания, распределения
и использования определенных фондов
денежных средств, а
фондов денежных средств, мобилизуемых
и используемых государством и местным
самоуправлением для осуществления своих
задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения
Задача №3
Так как главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, то и главной функцией финансов является распределительнаяфункция.
Финансы обслуживают разные
этапы распределения
Финансовый метод
В целом распределительная функция финансов позволяет:
· создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
· осуществлять внутрихозяйственное,
внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное
перераспределение, а также между
производственной и непроизводственной
сферами и социальными
· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами [30, с.12].
Наряду с распределительной к главным функциям финансов относится и контрольная функция. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса.
Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.
Существует необходимость координации в реализации двух указанны функций, так как если контрольная функция не осуществляется на практике, то и невозможно судить об эффективности распределительной функции.
Распределительная функция осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Следовательно, можно говорить о третьей функции финансов -регулирующей.
Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства и хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений в иерархии ее построения.
Информация о работе Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления