Порядок возникновения и прекращения юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность юридического лица в гражданском законодательстве, изучить предусмотренные законодательством организационно-правовые формы юридических лиц, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- определить понятие и признаки юридического лица;
- рассмотреть виды юридических лиц в современном гражданском законодательстве;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Юридическое лицо как субъект гражданского права ………………..5
Понятие юридического лица в гражданском праве……………….5
Признаки юридического лица в современном гражданском праве………………………………………………………………………………..7
Глава 2. Виды юридических лиц и их классификация………………………..12
Глава 3. Порядок возникновения и прекращения юридического лица………23
3.1. Способы образования юридического лица и их государственная регистрация ……………………………………………………………………...23
3.2. Реорганизация и ликвидация юридического лица…………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Унитарные предприятия:

1) Государственные и муниципальные унитарные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК.). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам18. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице конкретного органа государственного комитета по управлению государственным имуществом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе19. Так, государственное предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).

2) Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.  Учредительным документом казенного предприятия является его устав,утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия, основанного на правеоперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Праваказенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются Гражданским кодексом РФ.Правовое положение казенных предприятий характеризуется меньшей степенью хозяйственнойсамостоятельности по сравнению с государственными предприятиями, основанными на правехозяйственного ведения. Основанием для образования казенного предприятия является нецелевоеиспользование федеральных средств, отсутствие в течение двух лет прибыли, использование недвижимогоимущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих правил.

10) Крестьянское (фермерское) хозяйство -вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с сельским хозяйством.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности.

Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности[источник не указан 63 дня], является частным унитарным предприятием, но граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство[1].

В соответствии с ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство, создаваемое в качестве юридического лица — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанная на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. В п. 2 ст. 50 ГК РФ указано, что коммерческими теперь смогут быть также организации, созданные в форме крестьянских (фермерских) хозяйство.

 

 

Корпоративные некоммерческие организации:

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК).

  1. Потребительские кооперативы - объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов, называется потребительским кооперативом.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель (точнее сказать — предмет) его деятельности и слова “кооператив”, “потребительское общество” или “потребительский союз”, например: “Кормозаготовительный кооператив “Лида” или “Потребительское общество по заготовке кормов “Лида”. Правовое положение потребительского кооператива во многом схоже с производственным кооперативом и в плане организационной структуры, и точки зрения прав участников20. Однако члены потребительского кооператива не обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности и, по общему правилу, не отвечают по его долгам (единственное исключение предусмотрено п.4 ст. 116 ГК).

В изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами. Таким образом, потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями.

2) Общественной организацией - является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

3) Ассоциацией (союзом) - признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

 

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами

 Некомерческие  унитарные предприятия:

1) Фондом - признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 12318 - 12320 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

2) Унитарное некоммерческое учреждение - созданное собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 12322 и пунктом 2 статьи 12323 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

3) Религиозной  организацией - признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

2. Религиозные организации  в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные

Вывод по 2 главе. Гражданское законодательство выделяет 4 вида юридических лиц: корпоративные, унитарные коммерческие организации и корпоративные, унитарные некоммерческие организации, которые в свою очередь включают в себя подвиды, такие как: хозяйственные общества, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, потребительские кооперативы, общественные объединения, филиалы и представительства юридических лиц.

 

 

 

 

 

Глава 3. Порядок возникновения и прекращения юридического лица

3.1. Способы образования  юридического лица и их государственная  регистрация

 

 

 Существует три способа создания юридических лиц:  
        - Распорядительный, в таком порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия, решение по созданию такого юридического лица принимают соответствующие государственные и муниципальные органы. Создание федеральных казенных предприятий находится в ведении правительства РФ. 
        - Разрешительный, такой способ создания юридических лиц существует для банков и страховых организаций. Они создаются с разрешения Центрального Банка РФ. Кроме того, в разрешительном порядке создаются ассоциации и союзы коммерческих юридических лиц, на их создание должно быть получено согласие федерального антимонопольного органа. Согласие этого же органа требуется для создания иных коммерческих юридических лиц, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч МРОТ. 
        - Явочно-нормативный порядок, подразумевает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно зарегистрировать предприятие в уполномоченном государственном органе. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо существующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. 
        Независимо от способа создания юридического лица, оно должно пройти государственную регистрацию. Правоспособность юридического лица наступает с момента его регистрации. Юридическое лицо имеет гражданские права и обязанности, связанные с осуществляемой ей видом деятельности. 
          Государственная регистрация юридического лица регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Информация о работе Порядок возникновения и прекращения юридического лица